Интегрированное занятие в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Макарова Анастасия Сергеевна

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimuyushchie_ptitsy_str.gr_.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 «Теремок»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Зимующие птицы»

Старшая группа

Подготовили: воспитатель -  Макарова А.С.

логопед – Полохова В.С.

муз. руководитель – Незнамова А.Н.

физ. инструктор – Лосевская О.В.

п. Красногорняцкий 2018 г.

Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные цели. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); классифицировать птиц на зимующих и перелетных, обогащать и активизировать словарь по теме (зимующие, перелетные, корм, голодные, холод); совершенствовать в слоговом анализе слов.

Развивающие цели. Развивать монологическую речь, зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику, слуховое восприятие, координацию речи с движением.

Воспитательные цели. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности.

Оборудование. Конверт с письмом, разрезанные картинки птиц, набор иллюстраций зимующих и перелетных птиц, фонограмма голосов зимующих птиц, шляпа, шапочки для детей(воробей, синица, дятел),тесто для печенья, пеньковая веревка.

Содержание

1.    Воспитатель спрашивает детей о том, какое время года, что происходит в природе, как ведут себя птицы и показывает конверт, спрашивая, о том кто нам может его прислать и о чем попросить. (Ответы детей: нужно выполнить задания; кто-то просит о помощи.)

- Давайте откроем и узнаем, что там нам прислали. Воспитатель достает из конверта три маленьких конверта, разного цвета – красного, желтого и серого, и письмо «Дети, помогите нам!» (может прочитать ребенок.) 

-  Ребята, давайте откроем маленькие конверты и узнаем, кто нас просит о помощи (в конвертах разрезаны изображения синицы, дятла и воробья. Дети собирают картинка и делают вывод, что письмо прислали птицы.) 

Логопед.

- Кто может назвать птиц, которые у нас получились? (Ответы детей.)  

- Ребята, а как назвать этих птиц одним словом? (Ответы детей.) 

- Правильно, зимующие.

- А как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей.)   

Игра «Раздели на слоги». Дети с воспитателем хлопками делят названия птиц на слоги.

   Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

- «зовущие» движения пальцев

4 раза «режущие» движения одной ладони по другой

- пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга

- вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

- то же – левой рукой

- тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

 

2.   Музыкальный руководитель.

Слушание фонограммы пения зимующих птиц.

   Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением зимующих птиц.

- Ребята, кто может сказать, голоса каких птиц вы слышали? (Ответы детей.) -   Какие из птиц вам знакомы?

- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)

- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, оседлые.)

- Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.)

- Куда исчезли эти птицы? (Улетели в тёплые края.)

- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелётные.)

- Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают? (Боятся холодов.)

- Вспомните, чем питаются птицы? (Ответы детей.)   

- Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

    - Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернуться в родные кроя.

   -А как вы думаете, зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся мороза и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

   И все-таки очень тяжело зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы свами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.             

  Для подкормки птицы пригодные семена различных растений-конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочек несоленого сала.  

Физкультминутка «А на улице мороз»

3. Рассказы детей о птицах.

- Ребята, у меня есть волшебная шляпа, и сейчас кому я ее надену, тот превратятся в птичку, и расскажет о себе. (Держит над головой шляпу и незаметно дети надевают шапочки птичек: синичка, дятел, воробей.)

    -Я воробей. Я маленький, коричневый, с чёрными пятнами, брюшко у меня светлое, на крыльях полоски. Ножки у меня короткие, а клюв-тонкий. Живу я под крышей в уютном гнездышке. Зимой, когда очень холодно, я распушу перышки, нахохлюсь и сижу тихонечко где-нибудь в тихом месте, пережидая непогоду. Я очень люблю купаться, даже зимой не прочь поваляться в снегу, потому что очень люблю чистоту и избавляюсь от надоедливых блох. Зимой я прилетаю поближе к жилью человека, потому что кроме хлебных крошек трудно найти что-нибудь вкусненькое.

   - Я маленькая желтобрюхая синичка. Я живу в парке, что рядом с детским садом. Посмотрите, какая я изящная и красивая, я не могу сидеть без движения, иногда даже я могу, порхая с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не сможет проделать такой трюк. Чтобы добыть пищу, мне приходится обшаривать своим тонким клювом все щели на коре деревьев и вытаскивать оттуда насекомых, которые запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев-клена, ясень, рябины. Но мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, развесили кормушки для меня и других синичек в нашем парке, и подкармливали бы нас, хотя бы понемножку. Ведь зимой так холодно и голодно.

   -А я пестрый дятел,-говорит Дима,-посмотрите, какой я красивый! Нет, я не хвастаюсь, хотя мне очень хочется, чтобы все заметили мою красоту. Я как будто во фраке-белый с черным, в кросном колпачке, хвост у меня тоже с красненькой. А мой клюв-настоящий инструмент, такой крепкий, как долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить-квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Пожалуйста! Мне не жалко! Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков-короедов достает, шишки раздалбливает, семена расклевывает.          

 4.  Логопед. Игра «Кто лишний?»

Дети из четырех карточек с изображением птиц выбирают изображение перелетной птицы.

  Физкультурный руководитель. Подвижная игра « Воробьи - вороны»

5. Изготовление печенья: Сегодня мы с вами приготовим печенье для птиц, а потом повесим его на кормушки. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья в садах, парках, скверах.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Дети, помогите нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Птицы средней полосы России" с применением ИКТ

В данном конспекте закрепляются знания детей о птицах, проживающих с средней полосе России. Дети учатся различать хищных и насекомоядных птиц, отвечая на проблемные вопросы педагога. Развивают умение ...

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»

Задачи:•    Закрепить и уточнить название зимующих птиц, их строение, внешние признаки, дать характеристику каждой птице.•    Образовывать существительные с уменьшительно-ласк...

Интегрированное занятие в старшей группе «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»

Совместная деятельность педагога с детьми по развитию у старших дошкольников творческого воображения, через знакомство с литературой, музыкой и художественным творчеством....

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Перелетные птицы"

Цель: формирование целостной картины мира, развитие лексико-грамматических представлений и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. Речевые задачи: 1.​ Расширять и актив...

Итоговое интегрированное занятие для старшей группы №2 «Освободите Жар – птицу»

Интегрируемые образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.Задачи:·...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Знакомство со свойствами бумаги. Новогодний подарок для птиц"

занятие построенно на эсксперементально-исследовательной деятельности детей и аппликации нетрадиионными способами...