Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Чудеса магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Оксенчук Марианна Владимировна

Образовательные области: познавательно развитие

Форма : игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните,  его свойстве, использование в медицине, технике, быту и в группе.

 Задачи: систематизировать знания детей о магните, формирование представлений о свойствах «магнита»; актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;

Развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, развивать умение делать выводы,

Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

Планируемый результат: дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;

Оборудование:  набор магнитов каждому ребёнку, «волшебная рукавичка», подносы с манкой и болтиками, набор скрепок, магнитная доска, деревянные палочки, стаканы с водой, интерактивная доска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Этап Структурные

Компоненты деятельности

Организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Коммуникация. Игра на общение.

  Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Дети здороваются и занимают места на своих стульчиках.

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 Воспитатель показывает фокус.

 Опускает руку в коробку, надевает перчатку, спрятав в неё магнит. Магнит лежит в коробке. Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками. Скрепки, естественно, примагничиваются. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?

Загадывает  загадку.

 Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

- А кто знает, что такое магнит?

Магнит - это предмет, сделанный из определенного материала, который создает магнитное поле. Свойство магнита притягивать к себе предметы, называется магнетизмом.

Воспитатель предлагает узнать, какие секреты в себе хранит магнит?

Дети: Она волшебная; там магнит; перчатка липкая…

Магнит

3 мин

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Я старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в моей научной лаборатории тоже есть свои правила. На интерактивной доске правила «Правила работы в лаборатории»

.

Гимнастика для глаз:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чуть присела на карниз,

 И  с него упала вниз.

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

-Какой он на ощупь?

-Какие предметы притягивает магнит

-Давайте проверим:

 

Твердый, холодный, тяжелый, гладкий

Металлические

3 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Опыт 1 «Все ли притягивает магнит?»

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Выводмагнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, бумажные и резиновые предметы.

Задачка на сообразительность. 

Перед вами стоят миски с манкой, — Коллеги,. Как узнать, что находится в миске, не опуская туда руки? Ваша гипотеза, коллеги? где закопаны скрепки. Как можно быстро их собрать?

ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».

Педагог предлагает детям представить, что стакан с водой – это озеро. Это озеро засорено металлическими предметами. Можно ли его очистить, не намочив рук?

Педагог предлагает детям прислонить магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, предлагает двигать магнит медленно вверх.

В результате скрепка следует за магнитом. Ее можно легко достать, не замочив руки.

Вывод: магнитная сила действует сквозь стекло и воду.

Как вы думаете, только ли через пластик действует

магнит?

ОПЫТ №3 «На полянке».

Педагог предлагает детям положить бабочки на картон, предварительно надев на несколько бабочек скрепки.

Педагог: коллеги попробуйте под картоном водить магнитом. медленно двигая его вверх  вниз ( а за ним следует бабочка, к которой прикреплены скрепки). Попробовать проделать тоже и под столом с большим магнитом.

Вывод: магнит действует через картон и стол; притягивает предметы с металлом.

Опыт № 2. «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?.

 Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего . Дети определяют полюса.

 Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза. Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

ОПЫТ №4 «Какой магнит сильнее?»

Педагог предлагает поочередно подносить большой и малый магниты к металлическим предметам (гвоздям и скрепкам). Выясняется, что большой магнит притягивает больше металла, чем маленький.

Вывод: размер магнита влияет на его силу.

-  

ОПЫТ №5 Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. 

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

ОПЫТ №6 «Маленькие волшебники»

Педагог предлагает детям узнать: можно ли передать магнитную силу. Предлагает с помощью магнита подцепить гвоздь и поднести его к другому гвоздю. В результате первый гвоздь прицепил к себе второй. Даже если открепить первый гвоздь, но магнит держать поблизости, то первый гвоздь по-прежнему притягивает к себе второй гвоздь. А вот если магнит удалить, то гвозди притягиваться не станут.

Дети проводят магнитом над предметами на столе, и металлические детали притягиваются.

могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Дети: У нашей планеты Земля.

Дети: Круглой

Дети: Земля притягивает к себе всё

Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

11 мин

5

Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний и представлений.

Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

 В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты

Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами

2 мин

6

Заключительная часть

 На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?

- Какие предметы притягивает магнит?

- Как называется свойство притягивать к себе предметы?

Что бы вспомнить свойства магнита, давайте поиграем в Интерактивную игру «Магнит и его свойства»

магнитом

Металлические

Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими

Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель: формирование эмоционально-волевой сферы, развитие социально-коммуникативного общения, тактильно-двигательного, зрительного и слухового восприятия обучающихся старшего дошкольного возраста посред...

Технологическая карта занятия для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «По следам диких животных».

Технологическая карта занятия для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «По следам диких животных».Познавательное развитие....

Технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Квест-игра «Космическое приключение»

Технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Квест-игра «Космическое приключение»...