НОД «Молочные реки, творожные берега»
план-конспект занятия по окружающему миру

Иванова Анна Николаевна

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksperimentirovanie_molochnye_reki.docx177.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности  

в рамках месячника профессионального мастерства.

Экспериментирование на тему «Молочные реки, творожные берега»

                                                                                Воспитатель:

                                                                                Иванова А.Н.

                                                                                05.02.2021 г.

Конспект НОД  «Молочные реки, творожные берега»

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

Развивающие:

-развивать умение детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни,

- умение работать в коллективе.

Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластиковые стаканы, салфетки, пипетки, йод, маски.

               

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети загадаю вам  загадку, а вы ее отгадайте и узнаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить.

Белая водица, всем нам пригодится.
Из водицы белой, все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок, кушай, кушай мой, дружок!

Дети: Молоко.

Воспитатель: Угадали, молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о молоке, и проводить эксперименты с этим продуктом. Но сначала немного поговорим о молоке.

Воспитатель: Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике?

Дети: Молочные супы,  каши, соусы, творожные запеканки, кофейный напиток, какао с молоком.

СЛАЙД 3

Воспитатель: Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло…

СЛАЙД 4

Воспитатель: Откуда берется молоко? Кто его нам дает?

Дети: Коровы.

Воспитатель:

Знают взрослые и дети,

И известно всей планете,

Нет полезнее с утра –

Выпить чашку молока!

Чтобы были все здоровы,

Нам дает его корова!

Воспитатель:  Как называют молоко коровы?

Дети:  Коровье.

СЛАЙД 5

Воспитатель:  А, еще кто дает молоко?

Дети: Козы…

Воспитатель:  Как называют молоко козы?

Дети:  Козье.

СЛАЙД 6

Воспитатель:  На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных?

Воспитатель:   Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

 Воспитатель: Как называют молоко у лошади?

Дети: Лошадиное, кобылье.

Воспитатель:   Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.

Воспитатель:  Как называют  молоко у верблюда?

Дети: Верблюжье.

СЛАЙД 7

Воспитатель:  А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, людей выручают олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло.

Воспитатель:  Как называют молоко у оленя?

Дети: Оленье.

Воспитатель: вот такое оно разное молоко!

Воспитатель:  Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.

Воспитатель:  Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы!

 

Воспитатель: Молоко можно не только пить и готовить из него блюда, а еще проводить опыты с молоком.

Воспитатель: ребята, я приготовила вам письмо-сюрприз, оно необычное.

Чтобы его прочитать нужно стать великими экспериментаторами.

А для этого я приглашаю  вас в нашу лабораторию чудес. Проведем  наши опыты с молоком.

Но сначала напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лаборатории?

----- слушать внимательно воспитателя, не шуметь, не трогать со стола без разрешения материалы для опытов, и ни в коем случае не пробовать ничего на язык!! ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!!!!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: и так, для начала давайте хорошенько рассмотрим молоко, есть ли у него цвет? Вкус? Запах? Равномерное ли оно или нет?

Воспитатель: Ребята, свежее молоко приятно пахнет, оно белого цвета, жидкое и без комочков. А я предлагаю проверить, останется ли оно таким же, если мы в него добавим одну жидкость, очень похожую на простую воду?  

ОПЫТ с уксусом.

Химическая реакция происходит, когда молоко смешивается с уксусом. Молоко содержит белок, из которого около 80% казеин, а остальное называется сывороточным белком.

Когда молоко смешивается с уксусом (кислотой), казеин отделяется и превращается в комочки. А жидкий осадок - это всего лишь белок казеина.  

У нас получилась простокваша, она не самая полезная, т.к. сделана с уксусом. Более полезную простоквашу и прочие кисломолочные продукты получают, добавляя в молоко специальные кисломолочные культуры (грибки).

А если после этого нагреть молоко, то у нас получится настоящий творог!

 ОПЫТ С творогом и нашатырным спиртом.

Воспитатель: А теперь дорогие коллеги, прошу всех надеть маски. Мы переходим к очень ароматному испытанию.

Сейчас наш творог превратиться в самый настоящий клей.

Мы всего лишь добавим в творог нашатырный спирт и попробуем с помощью этой массы склеить предметы.

(Ждать минут 5-10)

Физкультминутка.

МЫ УСТАЛИ ЧУТОЧКУ,

ОТДОХНЁМ МИНУТОЧКУ

ПОВОРОТ, НАКЛОН, ПРЫЖОК

УЛЫБНИСЬ ДАВАЙ ДРУЖОК.

ЕЩЁ ПРЫГАЙ РАЗ, 2, 3

НА СОСЕДА ПОСМОТРИ,

РУКИ ВВЕРХ И ТУТ ЖЕ ВНИЗ

И ЗА СТОЛ ОПЯТЬ САДИСЬ

Воспитатель: продолжим наши эксперименты.

ОПЫТ С ЙОДОМ.

Воспитатель:  На некоторых молочных заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

Крахмал это такой порошок, он есть у вас на столах в посуде.

Воспитатель:  Предлагаю потрогать пальцами крахмал, определить какой он на ощупь.

Воспитатель: Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал?

Дети: Да.

Воспитатель:   Для этого в наше молоко добавим йод. Что такое йод?

Дети: Лекарственное средство применяемое в медицине.

Воспитатель: Очень аккуратно, нужно набрать пипеткой каплю с йодом и капнуть его в стаканчик с молоком.

Воспитатель:   Что случилось с молоком?

Дети:  …………..

Воспитатель:  При соединении йода с крахмалом молоко окрашивается в синий цвет. Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит , какой вывод сделаем?

Дети: В нем нет крахмала.

Воспитатель: Да. Значит это молоко. Какое?

Дети: Полезное.

 

ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Воспитатель: Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете?

Дети:  На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…

Воспитатель: Чем обычно рисуете?

Дети:  Красками, карандашами, фломастерами, мелками…

-Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?

Дети: Нет

Воспитатель: Хотите попробовать?

Дети: Да.

Воспитатель: На столах стоит молоко в тарелках. Надо добавить в него несколько капель желтой, красной, синей краски.

Возьмите другую, чистую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости жидкого мыла, касаемся молока. Только касаемся!

А потом начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Воспитатель: Мы видим как краски двигаются. Потому что  жидкое мыло соединяясь с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться.  

Потому что молоко состоит из разных веществ: жиры, белки, углеводы и минералы.

Воспитатель: А сейчас пришло время открыть секрет ,что же написано в моем письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом мое письмо.

(Воспитатель проглаживает лист , на нем появляется слово «Молодцы»)

Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми. Что же написала я вам в своем письме?

Дети: МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: Вам понравились опыты?

Дети: Да.

Воспитатель: С каким продуктом мы делали опыты?

Дети: С молоком.

Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Молочные реки из Простоквашино

Дать представления о процессе фильтрации; Развивать навыки проведения опытов...

Познавательное путешествие по теме: «Молочные реки – кисельные берега»

Работа представляет собой познавательное путешествие. Дети закрепляют знания о пользе молочных продуктах питания, о витаминах находящихся в молоке, о правилах здорового питания, непосредственно получа...

«Молочные реки». Полезные советы о молочных продуктах

Полезные советы о том, как правильно хранить молочные продукты, сохранить их свежесть, правильно использовать в приготовлении блюд и улучшить вкус ингридиентов...

Сценарий праздник молока "Молочные реки, кисельные берега"

Летнее развлечение для детей старшего дошкльного возраста, на площадке ДОУ....