Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Серебрякова Светлана Харисовна

Данный проект направлен на создание условий для решения задач позновательно-исследовательского, социально личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среднесрочный познавательный проект для детей первой младшей группы «В огороде у Антошки».

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать,

наблюдать. (В. Сухомлинский).

Тип проекта: познавательный.

Сроки реализации: среднесрочный (октябрь-декабрь)

Вид проекта: исследовательский.

Предмет исследования: культурные растения (лук и укроп).

Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатель группы, родители.

Актуальность проекта:

• Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

• Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

• Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения.

• Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Проблема

Осень - период адаптации детей к детскому саду. У большинства детей она протекает тяжело и как следствие дети часто болеют, падает посещаемость.

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо.

По результатам анкетирования выявила, что родители не осознают важности совместного с детьми наблюдения за природой.

Гипотеза

  • Создав в группе развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
  • Витаминная добавка к пище будет способствовать поддержанию защитных сил организма, повысят его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогут приспособиться к новым условиям в детском саду.
  • Единое пространство взаимодействия педагога и родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-образовательных задач.

Цель:

Формировать первоначальные представления о условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнатных условиях, вовлекая родителей в совместную исследовательскую деятельность.

В период адаптации повысить защитные силы организма детей в противостоянии вирусным заболеваниям.

Задачи:

  • Дать представление о том, что растения «живые», они питаются, растут.
  • Развивать любознательность, интерес к наблюдениям и уходу за растениями.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
  • Помочь детям преодолеть стрессовые состояния, снизить тревогу и агрессию благодаря благоприятной среде группы, положительно влияющей на эмоциональный настрой.
  • Применять лук и укроп, как витаминную добавку к пище детей.

Прогнозируемые результаты

  • У детей будет формироваться интерес и бережное отношение к растениям.
  • Они смогут различать некоторые виды растений, узнают об условиях, необходимых для их роста.
  • Приобщаться к труду по уходу за растениями.
  • Пополнится словарный запас детей.
  • Детям легче будет адаптироваться в новых условиях.
  • Выращенные нами, полезные для укрепления иммунитета лук и укроп, мы будем добавлять в пищу.
  • Создание в группе огорода на окне.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Презентация проекта «В огороде у Антошки».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).

4. Разработка комплексно - тематического плана работы.

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».

Основной этап

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений (подготовка почвы, посадка, полив, рыхление; оформление огорода на окне; наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией результатов).

3. Отражение результата через художественно - творческую деятельность.

Заключительный этап

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород.

3. Презентация проекта «Огород на окошке» для родителей.

4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду».

Взаимодействие с семьей.

  1. Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды.

(сентябрь)

2. Сбор необходимого материала для создания огорода (октябрь).

3. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта (октябрь).

4. Практическая совместная работа взрослых и детей (октябрь – декабрь).

5. Подведение итогов по проекту «В огороде у Антошки» (конец декабря)

6. Результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты:

Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне».

Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект «В огороде у Антошки» подтвердил, что и в дальнейшем необходимо продолжать формировать первоначальные знания, совершенствовать полученные навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Это будет способствовать проявлению интереса к исследовательской, познавательной деятельности.

Работу в «огороде на окне» и опыты с луком планирую продолжить до конца января. В феврале планирую посадку чеснока и семян цветов. Мы вырастим рассаду для посадки весной на нашем участке. Тем самым создадим своими руками новые объекты для весенне-летних наблюдений на прогулке. За «любимым детищем» ребята будут наблюдать охотнее. А чеснок мы будем применять в пищу, как витаминную добавку.

Практическая значимость

Данный проект направлен на создание условий для решение задач познавательно - исследовательского, социально – личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.

Материал представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Информационные ресурсы:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и

эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я

живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической

культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми первой младшей группы №2 «Огород на окошке»

Актуальность:Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской и т...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.Цель: формирование ...

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Жили у бабуси".

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Ребенок должен впитывать его через колыбельные, потешки, пестушки и т.д. Только в этом случае искусство оставит в душе ребенка глуб...

Познавательный экологический проект для детей первой младшей группы

Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений - важная педагогическая задача. Формировать и расширять представления детей о диких животных - основная цель нашего проекта....

Познавательный проект для детей первой младшей группы "Уроки Мойдодыра"

quot;Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху" В. А. Сухомлинский...