НОД "Свойства воздуха""
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ларионенкова Людмила Александровна

Экспериментирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование 18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                            «Детский сад №4 «Огонек»      г. Сафоново Смоленской обл                        

Конспект занятия по экспериментальной деятельности                                                                                    в старшей группе

Тема: «Свойства воздуха»

Выполнила воспитатель1 кв. категории:

 Ларионенкова Л.А.

г. Сафоново 2021г.

Тема: "Свойства воздуха"

Цель: Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной  познавательно- поисковой деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта).

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический , словесный, проблемно-поисковый.

Предварительная работа:

Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары (красный и синий), мыльные пузыри по количеству детей, игрушки резиновые по количеству детей, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.

Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

-Здравствуйте!

- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Можно я возьму на себя роль руководитель лабораторией? (одевает халат, шапочку, очки).

- А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

- Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

- Правильно воздух.

- Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Эксперимент №1

- Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

 (красный и синий)

- А как называются эти шарики?

(воздушные)

- А вы знаете, почему они так называются?

 (потому что внутри шарика есть воздух)

- А откуда воздух появился в шариках? (он там появился, когда шарик надували)

- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

 (выходят пузырьки)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

 (ответы)

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Эксперимент №2

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?

  (нет)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто)

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

 (на воздушный шар)

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

 (потому что воздух вышел из пакета)

- Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?

(ответы)

Эксперимент №3

-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

(ветерок, воздух)

- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

- Ребята, давайте сейчас проведем не большую разминку.

Физминутка

Дует ветер с высоты, (руки вверх)

Гнутся травы и кусты.  (наклоны)

Вправо – влево, влево – вправо (руки на пояс)

Клонятся цветы и травы. (наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора. (садятся)

Эксперимент №4

- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

(ответы)

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа).

-Колебание

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

(да)

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух, воздух издаваемый из резиновой игрушки, тоже создает звук, давайте проверим.

Эксперимент №5

Скажите, а у воздуха есть запах?

(нет)

- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

(пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

(это корка)

-Значит, это запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

- еще какие запахи мы можем почувствовать по воздуху? (ответы детей)

Подведение итогов:

-Ребята вам понравились опыты про воздух?

- А кому, какой опыт понравился больше всего?

- Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, или подуть себе на руку, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку, узнали, что он передает запахи.

- Как выдумаете, нужен ли воздух людям и животным? И растениям воздух тоже необходим.      Мы дышим чтобы жить.

Игра

- Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

- В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

На этом наше занятие завершается, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...