Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста »
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Плехова Инна Юрьевна

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение «Детский сад № 7

общеразвивающего вида», с. Выльгорт

Отчет

по самообразованию

воспитателя Плеховой И. Ю.

по теме:

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста »






2019– 2020 гг.

          Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
         Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.
       Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее
 развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
       Задача воспитателя – поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.

Цель: способствовать развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности при ознакомлении с миром неживой природы посредством детского экспериментирования.
Задачи:
1. Расширить представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня (твердость, растворимость, весомость, мягкость, вязкость, сыпучесть, плавучесть и.т.д ).
2. Расширить представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода.
3. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
4. Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установливать причинно-следственные зависимости.
5. Обогащать активный словарь, развивать диалогическую и монологическую речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

   На первом этапе мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

       Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно.

       Свою работу я начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Были отобраны и адаптированы различные диагностические задания Бондаренко Т.М. Диагностика включает в себя диагностическое задание и выявление представлений об объектах неживой природы в процессе экспериментальной деятельности.

       В ходе диагностики дети испытывали затруднения по многим параметрам:  ребенок не может рассказать об объектах неживой природы, затрудняется с ответами на вопросы. Не имеет представления об объектах неживой природы, а если и имеет то обобщенные. В процессе беседы не проявляет инициативу и на все вопросы отвечает только с подсказками взрослого, или не отвечает вообще. При участии в экспериментальной деятельности иногда с подсказкой, иногда вообще не называет свойства объектов, выделенные в процессе опытов. С опаской или вообще не принимает участие в экспериментальной деятельности, не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.

      На основе изученного теоретического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты. Наметила основные формы работы с детьми. Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строила по направлениям: неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

      Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

       Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Для этой цели в группе организован уголок экспериментирования «Мир вокруг нас» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Имеются картотеки опытов, схемы алгоритмов. Таблицы, картины, карточки-схемы. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх.

        Совместно с  родителями пополнили уголок экспериментирования новым материалом и оборудованием: микроскопы на каждого ребенка, воздушные шары, стаканчики, спичечные коробки, стеклянные стаканчики, камешки, бусинки, линейки на каждого ребенка, леска, пипетки, одноразовые ложки, тарелки, формочки для лепки, термометр для измерения температуры воды, для измерения температуры воздуха, шприцы, колбы, песочные часы.  Пополнили объектами неживой природы: песок, камни морские, камни речные, мел, каменный уголь, глина, шишки, ракушки. Также своими руками изготовили дидактические игры «Живая и неживая природа», « Мир природы и рукотворный мир».  

На первом занятии «Кто такие ученые?» дети узнали о том, кто такие ученые, познакомились с понятием «эксперимент». Узнали о технике безопасности при проведении опытов. С помощью воспитателя по видео дети познакомились с персонажами Симкой и Ноликом, которые прислали им письмо. В письме они писали что будут помогать детям разгадывать тайны природы. Все дети заинтересовались тем, что они будут узнавать что-то интересное, а самое главное, что в этом им будут помогать новые друзья-персонажи. Дети с любопытством слушали меня и с нетерпением ждали следующего занятия, чтоб снова встретиться с Симкой и Ноликом.

На втором занятии «Объекты неживой природы» дети узнали что такое объект. И все они для чего то нужны. А это обязательно надо знать, так как человек использует эти объекты в повседневной жизни, а чтобы определить особенности этих объектов, то я рассказала детям о том, что мы будем проводить опыты. А Симка и Нолик будут нашими помощниками. Дети были в восторге, узнав об опытах и экспериментах.

На втором этапе мы использовали словесные, наглядные, практические методы. Использовали приемы: беседа, рассказывание, составление схем, опыты. Перед каждым занятием вспоминали технику безопасности и вывешивали схематические изображения на доску, чтобы во время занятий обращаться к ним.

Цель этапа: формировать представления детей об объектах неживой природы. Закрепить, уточнить, обобщить, обогатить представления детей об объектах неживой природы. Закреплять правила безопасности при проведении опытов и использовании оборудования.

Перед  каждым занятием мы зачитывали письмо от наших помощников Симки и Нолика. Там были задания для детей. Сразу появлялся проблемный вопрос, на который дети искали ответ с помощью опытов. В занятия были включены все вопросы, которые задавались на констатирующем этапе эксперимента. Данный этап я разделила на 4 блока.

На первом занятии «Какая бывает вода» дети познакомились со свойствами воды. Провели опыт и узнали, что чистая вода - она прозрачная, грязная -непрозрачная. Каждый ребенок проводил опыт самостоятельно. В стакан с чистой водой опускали камешки и увидели их на дне стакана. Сделали вывод, что вода - прозрачная. Затем дети взяли гуашь разного цвета и немного капнули в воду. Вода окрасилась. Детям очень нравилось работать с водой, они увлеченно окрашивали воду, показывая друг другу то, что у них получилось. Затем дети опустили камешки в стакан с окрашенной водой. Камешков не было видно. Дети сами сделали вывод, что вода может быть прозрачной и непрозрачной. После проведения опыта я предложила детям изобразить этот опыт. Раздала им листочки с нарисованными стаканчиками. Дети раскрасили оба стаканчика. Один – голубым цветом, изобразив, что вода прозрачная, а второй стакан темным цветом, изобразив непрозрачную воду. Многие дети сами догадались и нарисовали камешки на дне стакана с прозрачной водой. Кто-то затруднился и не знал, куда необходимо нарисовать камешки. Таким детям я помогала. Таким образом мы пришли к выводу, что предметы видны только в прозрачной воде. Самые активные дети захотели провести этот опыт дома и показать своим родителям.

На втором занятии дети познакомились еще с одними свойствами воды.  Им необходимо было найти ответ на вопрос «Какая вода встречается в природе?».  Дети послушали рассказ о том, что вода бывает соленая и пресная, узнали о пользе морской воды . Высказывались, где они встречали соленую воду. Дети проявляли активность, внимательно слушали воспитателя, в ожидании того, что сейчас они опять будут проводить опыт. Перед каждым ребенком стояли 2 стакана с чистой водой. В одном стакане воды растворили морскую соль, а второй стакан с водой оставили без примесей. При помощи трубочек для коктейля попробовали на вкус воду из обеих стаканов. Дети сделали вывод, что вода бывает пресная и соленая.

Следующее свойство воды, которое мы выявляли – это «вода-растворитель». На столах перед детьми стояли три стакана с сахаром, песком и растительным маслом. Я попросила детей налить немного воды в стакан с сахаром и хорошо размешать . Сахар растворился, затем то же самое  они проделали с другими стаканами, где были песок и растительное масло, размешали. Здесь дети увидели, что песок не растворился, а остался на дне стакана, а растительное масло поднялось вверх. Оно тоже не растворилось. Таким образом,  я подвела детей к тому, что одни вещества вода растворяет, другие – нет.  

Занятие «Круговорот воды в природе» было направлено на изучение состояния воды в природе. Вместе с детьми мы выясняли, откуда берется вода и куда она девается, когда на улице высыхают лужи. Для того, чтобы дети поняли, что происходит с водой, мы провели опыт. Горячую воду налили в трехлитровую банку и плотно закрыли крышкой, а сверху поставили емкость со снегом. Вода превращалась в пар и поднималась вверх, собираясь под крышкой. Я объяснила детям, что таким образом вода испаряется и поднимается вверх, там она охлаждается. А когда воды становится много, они образуют облако, а затем тучу.  Когда воды становится очень-очень много,  капли воды падают на землю в виде дождя. И опять образуются лужи. Таким образом, мы пришли к выводу, что вода никуда не девается. Она переходит из одного состояния в другое.

На занятии «Первые снежинки» дети выполняли задания своих помощников Симки и Нолика. Решали проблемную ситуацию «откуда берутся первые снежинки?».  Из окна детского сада вместе с детьми наблюдали за снегопадом, первыми снежинками. Дети послушали рассказ Симки и Нолика «как получаются снежинки?». В конце занятия дети изобразили снежинки на листе бумаги. Вместе мы пришли к выводу, что снежинки – это замерзшая вода, и  все они совершенно разной формы.

На занятии «Свойства снега и льда» дети познакомились со свойствами снега и льда. Детям было дано понятие связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Все получили по маленькому кусочку льда и снега. В одной ладошке лежил снег, а в другой - лед. Дети с интересом наблюдали за происходящим. Обращали внимание на то, что растает быстрее - снег или лед. Выражали свой восторг, видя, как тает снег и лед. Провели опыт и пришли к выводу, что лед тает медленнее, чем снег, так как он более плотный и твердый, а снег рыхлый и рассыпчатый. Таким образом, мы пришли к выводу, что снег и лед образуются из воды под воздействием мороза, что снег и лед-это тоже вода. В конце занятия я предложила детям выбрать карточку с веселым изображением снежинки, если им все было понятно и интересно, или грустной льдинки, если что-то не понравилось или было непонятно. Все дети выбрали веселую снежинку.

          На занятии «Свойства песка» дети познакомились с песком, узнали, какими свойствами обладает песок. С удовольствием участвовали в опытах с песком. Насыпали песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрели его. Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка нужно очень много песка. Провели опыт и пришли к выводу, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Экспериментировали с мокрым песком. Насыпали мокрый песок в формочки, сделали фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? Дети  с удовольствием лепили из песка, меняясь друг с другом формочками и делая разные фигурки. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснила детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой. Также проделали опыт с сухим песком. Выпускали песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. Таким образом, мы определили, что сухой песок сыпится, а мокрый - нет.

            Дети остались под большим впечатлением после того как мы рассмотрели песок через лупу, познакомились со строением  микроскопа. Они еще очень долго и весь день ходили по группе, осматривая все в лупу. А каждую маленькую соринку, которую находили, спешили рассмотреть в микроскоп.

            На занятии «Песочные часы» ребята познакомились с песочными часами. Кто-то из ребят уже был знаком, а кто-то впервые увидел и очень заинтересовался. Мы с ребятами закрепили умение различать и называть свойства песка: сыпучесть, липкость, и качества песка: мокрый - темнее и тяжелее сухого, продолжали закреплять у детей правила о безопасности при играх с песком. Обобщили знания детей об использовании песка людьми.

         На занятии «Песок и глина - наши помощники» с ребятами еще раз закрепили пройденный материал. Самым главным было выяснить, что дети усвоили, что запомнили: какие свойства песка и глины. Была проведена викторина на знание свойств песка и глины. В начале занятия дети разделились на 2 команды, где каждая из них участвовала в экспериментальной деятельности. В конце были подведены итоги.

         При знакомстве с камнями на занятии «Камни», дети узнали о свойствах камней, о том, какие бывают камни, об их особенностях. Провели серию экспериментов на определение температуры, характера поверхности камней. Детям предлагаются различные камни: речные, морские. Они обследовали их. Выявляли свойства, которые фиксировали в своих альбомах. Провели серию экспериментов на определение характера поверхности камней.

      Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, родители принимали активное участие в пополнении уголка экспериментирования.

       Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

      Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Подводя итог экспериментальной работы, я отметила, что используя системный, спланированный подход по разделу «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста», я получила хороший результат: у детей углубились и расширились знания детей о неживой природе.

      В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Отчет по самообразованию на тему " Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Отчет представлен в форме "Презентация" «Основная задача взрослых –открыть в ребёнке талант  читателя.                  ...

Отчет по самообразованию по теме: "Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования".

Цель -дать  один из возможных вариантов организации обучения математикие дошкольника, построенный на основе использования доступных ребенку этого возраста видов моделирования математических обьек...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...