Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондратьева Ольга Александровна

Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_na_god.docx50.85 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование на год по ознакомлению

старших дошкольников с родным городом

Месяц

Содержание

Цель

Сентябрь

Направление История:

Беседа «Прошлое нашего города»

Формировать положительное отношение к истории нашего города, развивать и обогащать речь детей.

 Продуктивная совместная деятельность:

Изобразительная деятельность: «Мы были в музее» («Что мне понравилось в музее»), «Любимое место в родном городе»

Закреплять знания детей, полученные в музее города, закреплять изобразительные приемы и навыки.

Направление Достопримечательности:

словесные игры:

«Что мы знаем об этом» (достопримечательности родного города)

Уточнять знания детей о достопримечательностях родного города.

Создание альбома « Памятники города».

Закреплять знания детей о памятниках города и их значении.

 Направление Архитектура:

 Беседы  о родном доме (в доме много этажей – многоэтажный; много подъездов – многоподъездный; есть балконы,  лифт; в доме нужно соблюдать чистоту.).

Систематизировать знания детей о строении многоэтажных домов.

 Сюжетно-ролевые игры:

«Строим дом»

Применять в игре знания детей , полученные в других видах деятельности.

Дидактические игры «Архитектурные пазлы»

Закреплять в игре разные архитектурные стили.

Направление Жители города:

Дидактическое пособие: «Известные люди города»,

Познакомить детей с фотографиями известных людей города.

Тематическая беседа: Знаешь ли ты своих соседей по дому?

Уточнить знания детей о людях, живущих рядом по соседству.

Разыгрывание проблемной ситуации: « Мы – дикторы телевидения», «Лучшие люди нашего города».

Формировать знания детей о том, чем знамениты известные люди нашего города.

Направление Труд взрослых:

Акция «Сделаем наш детский сад чище»

Объяснить значение данной акции, воспитывать желание поддерживать чистоту в д/с .

Фотоальбом «Труд людей в нашем городе».

Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей.

Октябрь

Направление История: Экскурсия в краеведческий музей «История нашего края»

Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его культурой и бытом.

Создание альбома «Историческое прошлое города Дзержинска».

Закреплять представления детей об истории нашего края.

Д/И  «Найди по описанию» (по фотографиям о городе)

Упражнять детей в описании и назывании известных мест в городе.

Составление рассказов по картинкам  «Как рождался наш город?»

«Чем отличается город прежний от города сегодняшнего?»

Формировать положительное отношение к тому, что увидели на экскурсии, развивать и обогащать речь.

Направление Достопримечательности:

Создание мини- музея «Памятники города»

Расширять представления детей о разнообразии памятников города и их значении в жизни людей.

Выставка совместных творческих работ «Достопримечательности моей улицы».

Закреплять представления детей о значимых местах улицы Попова.

Коллективная совместная деятельность : «Площадь Дзержинского»

Формировать представление детей о красоте главной достопримечательности родного города.

Режиссерская игра «Фестиваль юных талантов на площади Свадебной»

Способствовать развитию творчества и фантазии у детей.

Направление Архитектура:

Изготовление коллажа: «Архитектурные стили Дзержинска»

Уточнять представления детей об архитектурных стилях Дзержинска (классицизм, конструктивизм, деревянное зодчество).

Продуктивная совместная деятельность : изготовление напольного макета «Торговый центр» из бросового материала, картона, бумаги (ЦУМ, торговый дом «Кристалл», «Аленка», «Росси», аптека,

«Связной»)

Закреплять у детей способы конструирования, названия достопримечательностей Торгового центра.

    Октябрь

Октябрь

Д/И «Сложи картинку», «Кто и как построил дом?»,

Упражнять в назывании частей дома, стилях архитектуры.

Продуктивная совместная деятельность «Ярмарка на площади торгового центра».

Расширять представления детей о праздниках города.

Направление Жители города:

ОД «Улица Попова. В честь кого она названа?»

Познакомить детей с русским ученым, изобретателем радио А. С. Поповым, его вкладом в науку.

Ситуативная  беседа «Чего нельзя допускать в общении с людьми?»

Формировать у детей положительные навыки этикета и общения с людьми.

Развлечение «День пожилого человека»

Создать радостное настроение у детей и воспитывать чувство уважения к пожилым людям.

Акция «Благодарим за доброту и сердечность!»

.

Воспитывать чувство благодарности и уважения к пожилым людям.

В книжном уголке рассматривание портретов со знаменитыми людьми города.

Познакомить детей с людьми, в честь которых названы улицы города.

Направление Труд взрослых:

Разыгрывание проблемных ситуаций:

«Какие добрые дела можно сделать во дворе своего дома, в подъезде своего дома?»

Как мы с другом помогали пожилым людям».

Формировать положительное отношение к труду, к оказании помощи пожилым людям.

Создание фотоальбома «Мы с родителями на субботнике».

Поддерживать у детей желание трудиться вместе с родителями , приносить пользу.

Ноябрь

Направление История:

Беседа о реке Оке, которая берет

начало в окрестностях города .

Формировать представления детей о значении и пользе реки для города, об ее охране.

Праздник День народного единства.

Расширять представления детей о родной стране, воспитывать чувство гордости за Россию.

ОД «История улицы Преображенской»

Познакомить детей с историческим прошлым улицы Попова.

Направление Достопримечательности:

ОД по ИЗО «Наша улица»

Закреплять знания детей достопримечательностях нашей улицы.

Игровое упр. «Над городом на воздушном шаре».

Расширять представления детей о достопримечательностях города.

Разыгрывание проблемной ситуации «Городской праздник на площади Свадебной»

Развивать фантазию, творчество, обогащать речь детей.

Направление Архитектура:

Д/И «Геометрические тела и их проекции», «Из каких частей построили дом?»

Упражнять в назывании геометрических тел и частей дома.

Разыгрывание проблемной ситуации: «Если бы архитектором города был я…»

 

Уточнять представления детей об архитектурных стилях, развивать связную речь детей.

Целевая прогулка «Архитектура исторического центра»

Формировать представление детей об архитектуре исторического центра- площади Дзержинского.

Направление Жители города:

Беседы на тему: «Какие известные люди жили и до сих пор живут в нашем городе?» «Кому поставлены памятники в нашем городе?»

Познакомить детей с именами известных людей нашего города.

Изготовление коллажа «Самые известные жители нашего города».

Закреплять представления детей об известных жителях нашего города.

Чтение худ. литературы о героях города.

Формировать положительное отношение к людям- героям.

Направление Труд взрослых:

В книжном уголке- рассматривание книги и настенного календаря о труде взрослых в родном городе.

Формировать представления детей о труде людей разных профессий в родном городе.

Д/пособие «Предприятия нашего города».

Познакомить детей с названиями известных предприятий нашего города.

Целевая прогулка на Окскую- Набережную «Любимое место отдыха горожан» (благоустройство и ремонт набережной).

Расширять представления детей о труде взрослых, воспитывать уважение к их труду.

Декабрь

Направление История:

Создание мини- музея «Улица, на которой я живу».

Уточнить и систематизировать знания детей о родной улице.

ОД по ИЗО «Дзержинск в прошлом».

Закреплять представления детей о историческом прошлом Дзержинска.

Беседа «Знаешь ли ты историю возникновения и развития своего города?»

Формировать положительное отношение к прошлому города, обогащать речь детей.

Направление Достопримечательности:

Беседа «Мы гуляем в парке»

Уточнять представления детей о достопримечательностях городского парка.

Разыгрывание проблемной ситуации: «Наш город на карте Нижегородской области»

Формировать умения детей ориентироваться на карте Нижегородской области.

 Самостоятельная продуктивная деятельность детей:

Изодеятельность : «Город праздничный», «Салют над городом», «Зима в городе», «Город перед Новым годом».

Закреплять умения детей изображать праздничный город, красиво украшенные дома, улицы.

Направление Архитектура:

Д/И «Найди отличия городского и сельского дома», «Архитектурная мозаика».

Закреплять представления детей об отличиях архитектурных стилей.

Декабрь

Изготовление макетов площади Свадебной (здание ДКХ,  дома по пр. Ленина, Циолковского, круглый сквер).

Закреплять навыки конструирования из бросового материала, картона, бумаги.

Проблемные ситуации:

«Отличительные черты нашего города от городов-соседей»

Уточнять представления детей об архитектурных особенностях  города.

Направление Жители города:

Проект «Улицы города , названные в честь знаменитых людей»

Обобщить и систематизировать знания детей об известных людях.

Презентация как часть занятия: «Циолковский и Попов- чем они знамениты?»

Познакомить детей с именами русских ученых и их вкладом в науку.

Беседы: «Назови улицы, названные в честь известных людей», «Расскажи, где ты побывал?»

Закреплять у детей названия улиц города.

Декабрь

Январь

Направление Труд взрослых:

Составление рассказов по картинкам:

«Как город готовится к зиме», «Украшения города к Новому году».

Развивать связную речь детей, составлять рассказ по картинкам.

Трудовая деятельность: «Поможем дворнику расчистить дорожки от снега вокруг детского сада».

Формировать трудовые умения и навыки, желание помогать старшим.

Разыгрывание проблемной ситуации:

«Что было бы, если бы люди не заботились о своем городе?»

Уточнять представления детей о значении труда взрослых.

Направление История:

Выставка творческих работ « Наш город в жизни страны».

Закреплять представления детей о значении нашего города в жизни страны

ОД  «Мой город Дзержинск» (об истории города)

Обобщить знания детей об истории города.

Тематический альбом «Из истории канатной фабрики на улице Попова».

Познакомить детей с историей канатной фабрики.

Направление Достопримечательности:

Изготовление экскурсионно-маршрутного листа «Дзержинск- город выходного дня»

Уточнить у детей любимые места отдыха горожан.

Разыгрывание проблемных ситуаций «Мы встречаем гостей города»,

«Кто найдет хорошие слова для города?»

Формировать положительное отношение к родному городу, чувство любви и гордости

                               Январь

Режиссерская игра « Мы – дикторы телевидения: Места отдыха в нашем городе»

«Путешествие по лесным окрестностям»

Способствовать развитию творчества и фантазии у детей, закреплять достопримечательности города.

Беседа «Выходной день в дзержинском театре кукол».

Уточнить представления детей о функциях и значении кукольного театра

Направление Архитектура:

«Волшебная мастерская – город Будущего»

Развивать творчество и фантазию детей, применять в конструировании полученные знания.

Создание альбома «Деревянная архитектура храмов».

Познакомить с разнообразием деревянной архитектуры.

Продуктивная совместная деятельность

«Главный дворец нашего города».

Закреплять полученные знания по архитектуре города в продуктивной совместной деятельности.

Изготовление коллажа «Многообразие зданий в разных стилях архитектуры

Обобщить представления детей о стилях архитектуры.

Направление Жители города:

Создание экскурсионно- маршрутного листа «Дзержинск- Город спорта»

 

Познакомить детей со спортивными сооружениями города и с известными спортсменами города.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – спортсмены», « мы- пожарные»

Закреплять знания детей о спортсменах, пожарных, об их труде.

Придумывание загадок об известных названиях улиц Дзержинска.

Развивать словотворчество, фантазию.

Составление рассказов «Памятники и площади, названные в честь знаменитых людей»

Воспитывать уважение и положительное отношение к известным людям, обогащать словарный запас.

Направление Труд взрослых:

Рассматривание фотоальбома «Праздничные постройки в городе к Рождеству из снега и льда»

Воспитывать интерес к праздничным украшениям из снега и льда, уважение к труду взрослых.

Разыгрывание проблемных ситуаций «Что случится, если …( бросать мусор во дворе, не посыпать ледяные дорожки песком, не чистить дорожки от снега и т. д.).

Закреплять представления детей о правилах безопасности и правилах поведения в обществе.

Февраль

Направление История:

Беседа «История возникновения здания первой городской больницы города, а ныне противотуберкулезного диспансера на улице Попова».

Познакомить детей с историческим прошлым противотуберкулезного диспансера на улице Попова.

Изготовление рукотворной книги «Хранительница истории»

Обобщить и систематизировать знания детей об истории города Дзержинска.

Рассматривание фотоиллюстраций «Дзержинск 30 лет назад».

Воспитывать интерес к фотографиям прошлого города.

Направление Достопримечательности:

 Составление рассказов по картинкам:

Знаешь ли ты места отдыха в нашем городе?

Как я люблю отдыхать всей семьей?

Какие красивые места есть в нашем городе?

Расширять представления детей о красивых любимых местах своего города, развивать монологическую речь.

Интерактивная презентация как часть занятия  «Моя улица и ее достопримечательности».

Закреплять и уточнять знания детей о достопримечательностях своей улицы.

Дидактические игры:

-«Узнай, где это в городе»

-«Это верно или нет?»

Уточнять знания детей об известных жителям города местах и их названиях.

Направление Архитектура:

Составление экскурсионно-маршрутного листа «Дзержинск- город красивой архитектуры».

Уточнить на карте города и найти самые красивые по архитектуре места.

Выставка творческих работ «Разные виды архитектуры»

Закреплять у детей умение изображать на бумаге разные архитектурные стили.

Д/И «Узнай по описанию»

«Разрезные картинки»

 

Закреплять у детей умение узнавать по описанию и по внешнему виду стили архитектуры.

Направление Жители города»:

Праздник «День защитников Отечества»

Воспитывать чувство гордости и уважения к людям, защищающим наше Отечество.

Чтение худ. литературы о Валерии Чкалове, в честь которого названа одна из улиц нашего города.

Познакомить детей с подвигом отважного героя- летчика.

Режиссерская игра «Широкая масленица» с использованием настольного макета.

Расширять знания детей о русском народном празднике, развивать творчество и фантазию.

Направление Труд взрослых:

С/Р игры: «Мы - военные»,«Летчики»,

 «Моряки»

Развивать интерес к военным профессиям, обогащать словарный запас детей.

Д/пособие «Чем богат наш город».

Закреплять представления детей о труде взрослых, работающих в нашем городе.

Продуктивная совместная деятельность:

Создание макетов военной техники.

Развивать творчество и фантазию, чувство гордости за нашу страну.

Составление рассказов о профессиях людей, защищающих наш город, нашу страну.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Направление История:

Беседа о детском саде (адрес, расположение, объекты на территории, свой участок)

о своем микрорайоне;

об улице, на которой находится ДОУ.

Уточнять знания детей об адресе детского сада, расположении, о своем микрорайоне, улице.

Рассматривание альбома «Архитектурные сооружения города 40-50 годов».

Формировать представления детей об исторической архитектуре города 40-50г

Направление Достопримечательности:

Фотоальбом «Мой любимый город»  

Воспитывать интерес и чувство гордости к своему городу.

Самостоятельная деятельность детей:

  Изодеятельность: «Любимое место в городе».

Закреплять изобразительные умения и навыки.

Придумывание загадок  по теме «Город»

Развивать словотворчество и фантазию.

Игры-«Путешествие по городу на автобусе» 

Закреплять и уточнять знания детей о достопримечательностях  города.

Выставка творческих работ «Мой родной город»

Развивать творчество и фантазию детей, умение применять свои знания в творческих работах.

Направление Архитектура:

Целевая прогулка «Храмовая архитектура».

Расширять и обогащать знания детей о понятии «Храмовая архитектура».

Создание мини-музея «Архитектура города Дзержинска»

Обобщить и систематизировать представления детей об архитектуре города Дзержинска.

Беседа «Деревянное зодчество и ее отличия и сходство с другими видами архитектуры».

Формировать положительное отношение к тому, что увидели на экскурсии, развивать и обогащать речь.

Направление Жители города:

Праздник «Вот какая мама»

Воспитывать чувство гордости и любви к своей маме.

Составление рассказов «Моя семья», «Моя мама -лучше всех», «Мужчины и женщины в семье»

Составление рассказов детьми о своем генеалогическом древе.

Уточнить роль и значимость мамы в семье и в жизни ребенка.

Воспитывать интерес к истории своей семьи.

Викторина «Что мы знаем о них» (герои труда родного города )

Закреплять представления детей о героях труда и их деятельности.

Направление Труд взрослых:

ОД «Профессии нашего города» (архитектор, строитель, проектировщик, художник и т. д. )

Формировать представления детей о профессиях нашего города.

Трудовая деятельность: поможем взрослым расчистить дорожки от стаявшего снега.

Закреплять трудовые умения и навыки, воспитывать желание помогать взрослым.

Направление История:

Презентация как часть занятия на тему

«Дзержинск- город прошлого и настоящего».

Расширять представления детей об истории города в прошлом и настоящем.

Разыгрывание проблемной ситуации

«Мы попали в прошлое…».

Закреплять представления детей об историческом прошлом города, развивать связную речь детей.

Апрель

Направление Достопримечательности:

Викторина «Знаю ли я свой город»

Закреплять и обобщать знания детей о родном городе.

Чтение энциклопедий, научной литературы о космосе, солнце, планетах, космонавтах и беседа с детьми о том, что в нашем городе есть улица- Бульвар Космонавтов.

Познакомить детей с Бульваром Космонавтов и с его достопримечательностями.

Рассмотреть карту Нижегородской области и отметить знаменитые места Поволжья.

Уточнить с детьми знаменитые места Поволжья, учить ориентироваться на карте Нижегородской области.

Игра «Найди на карте города…»

Закреплять умение ориентироваться на карте города.

Словесная игра «Что я покажу в своем городе друзьям из других стран»

Уточнить любимые достопримечательности в городе, развивать речь детей.

Составляем маршрут «Интересное в нашем окружении»

Закреплять умение составлять маршрутную карту.

Направление Архитектура:

ОД по ИЗО  «Витражи и мозаика в архитектуре города».

Учить  изображать на бумаге различные украшения- витражи и мозаики.

ОД аппликация «Улицы родного города».

Закреплять умение составлять композицию улицы города.

Продуктивная совместная деятельность

«Будем жить в красивом доме».

Совершенствовать умения и навыки конструирования красивых домов.

Направление Жители города:

Игровая ситуация «Праздник нашего двора».

Расширять знания детей о городских праздниках и жителях города.

Беседа о том, что наши стадионы «Химик» и «Капралоктамовец» названы в честь нашего города химии и предприятия «Капролактам»  и в честь людей, работающих на хим. предприятиях города.

Познакомить детей с названиями известных предприятий города, и с названиями стадионов города.

Апрель

Направление Труд взрослых:

Акция «Сделаем город чище» (принятие участия в городском субботнике)

Закреплять трудовые  умения и навыки,

воспитывать желание приносить пользу.

Беседа «Где и кем работают твои близкие родственники?»

«Я горжусь трудом своих родителей».

Уточнить место работы и профессию родственников.

Целевая экскурсия в пожарную часть «Кто защищает нас от пожаров»

Познакомить детей с профессией пожарного.

Направление История:

Экскурсия в краеведческий музей «Этих дней не смолкнет слава»

Познакомить детей с военным прошлым нашего города.

Беседа «Дзержинск в военные годы»,

о проведении праздника Победы в городе .

Формировать положительное отношение к тому, что увидели, развивать и обогащать речь детей.

Мини-музей «Этих дней не смолкнет слава»

Расширять и систематизировать представления детей о ВОВ.

Изготовление коллажа «День Победы».

Закреплять знания детей о празднике День Победы.

Чтение Ю. М. Непринцев «Отдых после боя».

Воспитывать чувство гордости за солдат, воевавших в  ВОВ.

Рассматривание тематического альбома на тему «День Победы».

 

Закреплять знания детей о ВОВ.

Разыгрывание проблемной ситуации: «Каким я вижу свой город в будущем»

Развивать у детей творчество и фантазию, связную речь детей.

Направление Достопримечательности:

Рассматривание тематического альбома о Мемориале славы.

Познакомить детей с достопримечательностью города- Мемориалом Славы.

«За что я люблю свой город?»

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Проект «Знаменитые достопримечательности города»

Систематизировать и обобщить представления детей о достопримечательностях города.

                                                   Май

Май

Направление Архитектура:

Изодеятельность: «Вечный огонь».

Закреплять изобразительные умения и навыки, закреплять архитектурные стили.

Составление рассказов по картинкам

«Площадь Героев. Мемориал вечной славы».

Развивать и обогащать речь , словарный запас детей. Воспитывать чувство уважения и гордости к  героям ВОВ.

Изготовление макета «Площадь Героев».

Закреплять у детей навыки конструирования из бумаги и картона.

Направление Жители города:

ОД об улицах, названных в честь героев ВОВ .

Познакомить детей с  именами героев ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города.

Акция «Подари улыбку»

Воспитывать у детей чувство благодарности к ветеранам ВОВ.

Праздничный концерт для ветеранов и тружеников тыла в ФОК «ОКА»

Создавать радостное настроение, желание доставить радость ветеранам и труженикам тыла.

Беседа «Парад 9 Мая на главной площади города».

Расширить представления детей о праздновании 9 Мая на главной площади города.

Составление рассказа о герое страны.

Развивать и обогащать связную речь детей.

Продуктивная совместная деятельность: изготовление подарков ветеранам ВОВ.

Закреплять навыки и умения в изобразительной деятельности.

С/Р игра «Мы идем на парад».

Уточнять и обобщать знания детей о празднике День Победы.

Направление Труд взрослых:

Беседа «О подвигах людей во время войны».

Расширять представление детей о героических людях ВОВ.

Целевая прогулка «Праздничное украшение города».

 

Познакомить детей с тем, как украшен город к празднованию Дня Победы.

Праздник «День Победы».

Воспитывать чувство гордости и восхищения за свою страну, желание участвовать в жизни своей страны.

Рассматривание фотоальбома «Салют в честь Дня Победы».

Уточнять и обобщать знания детей о празднике День Победы.

Праздник «С Днем Рождения, любимый город».

Воспитывать у детей чувство радости за свой родной город, желание беречь и заботиться о нем.

Готовим рассаду для нашей клумбы.        

Закреплять представления детей о благоустройстве прогулочного участка весной.

Пешеходная прогулка по улице Попова:

«Наблюдение за посадкой растений на клумбах

для благоустройства города».

Закреплять и уточнять представления детей о необходимости благоустройства города в весенний период, воспитывать желание заботиться о красоте города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Ознакомление старших дошкольников с родным городом

Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой....

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)

Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Программа ознакомления старших дошкольников с родным городом «Люби и знай свою малую родину - Московский район»

Содержание: Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городомУсловия реализации ПрограммыПедагогический мониторинг результативности реализации программы...

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....