Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Стрельчикова Татьяна Васильевна

конспект  нод в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе на тему: «Чудеса подводного мира»

НОД по познавательному развитию (природный мир)

«Чудеса подводного мира» в рамках комплексно-тематической недели «Подводный мир».

Цель: Познакомить детей с многообразием подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с многообразием морских обитателей;
  2. Закреплять знания детей о рыбах;
  3. Познакомить детей с морскими растениями.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к природе;
  2. Развивать желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов;
  3. Развивать внимание, память, умение анализировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природному миру;
  2. Воспитывать любовь и уважение к морским обитателям;
  3. Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций рыб;
  • Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Разучивание стихотворения «Рыбы» Л. Рашковского;
  • Проведение релаксации для детей под музыку «Шум моря».

Материалы и оборудование:

  • Презентация к занятию «Чудеса подводного мира»;
  • Игрушка осьминог в ведерке;
  • Диск с записью звуков моря;
  • Макет подводной лодки;
  • Глобус или карта мира;
  • Энциклопедия про рыб;
  • Бусы из жемчуга;
  • Указка;
  • Дорожная аптечка;
  • Йод;
  • Картинки на каждого ребенка акулы и дельфина;
  • Альбом с фотографиями рыб «Подводный мир».

Методические приемы:

  • Наглядные: презентация к занятию «Чудеса подводного мира»; сюрпризный момент; пример взрослого;
  • Словесные: объяснение, вопросы к детям; художественное слово;
  • Практические: физминутка «5 маленьких рыбок», п/и «Ловля рыб».

Использованные технологии:

  • ИКТ;
  • Игровая;
  • Личностно-ориентированная;
  • Здоровьесберегающая: физминутка «5 маленьких рыбок», подвижная игра «Ловля рыб».

Взаимодействие с родителями:

Сочинить с детьми свою сказку про рыбку, для создания книги «Волшебное царство Нептуна».

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о многообразии подводного мира, его обитателях, а также знают характерные особенности  и образ жизни тех или иных рыб.

Рекомендации по использованию данного конспекта:

  • Открытое занятие для родителей;
  • Воспитателям, работающим по ФГОС.

    Ход НОД:

Дети входят в группу. На полу в группе ведро с игрушкой осьминог.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Ты со мною не знаком,

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я …. (Дети хором отвечают: «Осьминог»)

Воспитатель:

- Осьминог приглашает нас спуститься на дно в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? (Дети соглашаются)

- Только как это сделать? Ведь у нас нет жабр для дыхания, нет плавников и хвоста для передвижения.

- Что же можно придумать, чтобы спуститься на морское дно? (Если дети затрудняются ответить, тогда педагог с помощью наводящих вопросов помогает детям прийти к ответу – «погружение в подводной лодке»).

- Ну что ж, тогда давайте представим, что мы – команда на научно-исследовательском судне «Искатель». Вы готовы искать и находить чудеса? Ведь море – это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Это путешествие поможет нам узнать все тайны и чудеса подводного мира. Мы познакомимся с обитателями морского дна, узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям, и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.

Стук в дверь. Входит Доктор Айболит.

- Здравствуйте ребята. Я слышал, что вы собрались в увлекательное путешествие по морскому дну! Возьмите меня с собой, я вам пригожусь!

Воспитатель:

- Возьмем? Скажите, а зачем нам в путешествии нужен доктор? (Ответы детей)

- Ну что ж, добро пожаловать, доктор Айболит, на наше судно.  Но перед тем, как отправится в наше путешествие, давайте посмотрим на карту (Или глобус).

- Посмотрите, большую часть поверхности Земли занимает вода – это моря и океаны. Какие вы знаете океаны? (Ответы детей).

- На нашей планете 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Помимо океанов, очень много морей. Какие вы знаете моря? (Ответы детей).

- Есть Средиземное море, Черное, Белое, Красное, Азовское и много других.

- Скажите, а каким цветом изображены моря и океаны на карте и глобусе? (Голубым)

Доктор Айболит:

- Ребята, а ведь море не всегда бывает голубым. Как-то я плыл на корабле по морю, и наш корабль попал в большой шторм, и тогда море было черное-черное.

Воспитатель:

- Море полно чудес, доктор! Оно бывает синим, голубым, зеленым, лиловым, черным.

- Ребята, вы были на море? Расскажите, какое оно! (Ответы детей). А, можно пить морскую воду? (Ответы детей).

Доктор Айболит:

- Морская вода, конечно, очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, которые используют для изготовления лекарств, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Но пить морскую воду категорически нельзя!!! Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.

Воспитатель:

- Итак, я приглашаю всех занять свои места в лодке (Дети стоят друг за другом).

- Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Имитация покачивания).

- На счет три погружаемся (Дети громко считают до трех).

Звучит «Шум моря».

Воспитатель:

- Ребята прислушайтесь. Что вы слышите? (Имитируют погружение садятся на ковер).

- Вот мы и в подводном царстве. Ребята, смотрите, начинаются чудеса.

Дальнейшее занятие сопровождается показом презентации.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран, на котором изображены морские глубины (Слайд № 4,5)

Воспитатель:

- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском? Целый лес! (Это водоросли)

Доктор Айболит:

- А вы знаете ребята, морские водоросли очень полезны. Кто-нибудь из вас пробовал морскую капусту? (Ответы детей) В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. Это растение необычно богато протеинами.  Почти каждый день, мы с вами встречаемся с водорослями в своей тарелке. Это и паштеты, рыбные консервы, супы, яичный порошок. Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли также содержатся в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбас и т.д. А еще из водорослей делают одно лекарство, которое помогает быстрее заживать ранкам и которое, почему-то, очень боятся дети. Кто догадался, что это, за лекарство? (Йод)

Доктор Айболит открывает свою аптечку и показывает детям йод.

Воспитатель:

- Спасибо, доктор за такую интересную и полезную информацию. А теперь поплыли дальше.

Слайд №6:

- Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Много ярких, разноцветных рыбок. Давайте с ними познакомимся.

Слайд №7:

- Вот это - рыба-змея. В кромешной темноте у нее светятся глаза и плавники.

Слайд №8,9:

- А вот это – рыба-камбала. Её совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем.

Слайд №10:

- А эта маленькая рыбка называется золотой рыбкой, так как золотистого цвета. Многие жители нашей страны берут такую рыбку себе в аквариумы, так как, она очень красивая и безвредная.

Слайд №11:

- А вот эти рыбки очень похожи на бабочек или на птиц. И именно поэтому они получили свое название – летучие рыбки.

Доктор Айболит:

- Очень красивые рыбки. Но вы знаете, не все красивые рыбки безопасны.

Слайд №12: Вот, например, морской кот имеет длинный хвост, на конце которого колючка. Этой колючкой он колет всякого, кто на него нападает, тем самым защищаясь.

Слайд №13:

- А вот эта красивая рыбка крылатка, очень ядовитая. Дотронешься до нее и сразу погибнешь.

Воспитатель:

- Давайте мы с этими рыбками попрощаемся и поплывем дальше.

Физминутка «5 маленьких рыбок»:

5 маленьких рыбок ныряли в реке (Имитация рыб)

Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко». (Имитация ныряния)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: «Мне хочется спать» (Руки лодочкой под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорей, чтоб не проглотил! (Убегают)

Слайд №14:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам подплывают дельфины. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность воды. Дельфиниха-мать, точно также подталкивает своего новорожденного детеныша к поверхности воды, где он делает первый вдох. Также дельфины спасают своих раненных товарищей.

Слайд №15:

Доктор Айболит:

- А с этой пациенткой я уже встречался (Показывает на акулу). Акула - гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов. Ох, и трудно же было удалять у акулы и ее маленьких акулят больные зубы, когда я был в Африке!

Слайд №16:

 Воспитатель:

- А это что за чудики такие? (Морские коньки). Морские коньки – это тоже рыбы, но плавают они вертикально.

Слайд №17: Посмотрите, морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в ней посмотрите что…. жемчужина. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга. Жемчуг – это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый и даже черный.

- В глубинах морского дна, обитают очень много разных рыб. О многих из них вы сможете узнать вот из этой энциклопедии (Показывает энциклопедию школьника).

Чудес морских не перечесть. Многие обитатели морей – настоящие рекордсмены. Вот, например:

Слайд №18:

- Китовая акула – самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн. Это рыба – долгожитель и живет около 70 лет.

Слайд №19:

- Морские звезды – умеют омолаживаться. Они не только восстанавливают утраченную часть тела, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду.

Слайд №20:

- Синий кит – самое крупное морское животное в мире: длина его около 30 метров, весит он около 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.

Слайд №21:

- Четырёхкрылатая летучая рыба – способна совершать самые дальние для рыб полеты. Дальность такого рекордного полета – 1109 м, высота 11м.

Слайд №22:

- Вот такие чудесные и необычные рыбы существуют у нас в мире!

Слайд №23:

- Что-то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм, пора всплывать наверх.

Малоподвижная игра «Море волнуется»:

Море волнуется раз (Дети сидя на коленях, раскачивают руками влево-вправо),

Море волнуется два (Дети сидя на коленях, раскачивают руками влево-вправо),

Море волнуется три (Дети поднимаются на ноги)

Подводная лодка наверх ты всплыви (Прыжки на двух ногах).

Слайд №24:

Воспитатель:

- Много интересного мы увидели в подводном царстве. Спасибо нашему путеводителю Осьминогу и Доктору Айболиту за удивительное, познавательное и очень интересное путешествие.

- Ребята, скажите, что сегодня вы узнали о морях и океанах? Как они называются? Кто обитает в море? (Ответы детей).

Доктор Айболит:

- Молодцы дети. Теперь вы многое знаете о морях и океанах, и о их обитателях.

- Оберегайте и любите природу!  А мне пора. Я к вам еще обязательно приду. До новых встреч! (Доктор уходит).

Воспитатель:

- Ребята, а кто может нам рассказать, где мы сегодня побывали? Что интересного узнали? (Один ребенок отвечает, другие могут дополнить).

Ребята, перед вами на столах лежат картинки: акула, дельфин. Тем, кому сегодня было трудно выберите, пожалуйста, акулу; кому интересно – дельфина.

Ребята, сегодня мы с вами исследовали морское дно: узнали много нового, полезного и интересного о подводном мире. И чтобы вы не забывали это путешествие, синьор Осьминог приготовил для вас небольшой памятный подарок – это альбом с фотографиями рыб, с которыми мы сегодня познакомились. В дальнейшем этот альбом будет пополнять новыми фотографиями и исследованиями. (Дети прощаются с осьминогом и благодарят его за подарок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) в старшей группе на тему: «Эколята - молодые защитники природы»

Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности По познавательному развитию ( Природный мир) в подготовительной группе на тему: «Животные Севера»

Цель: формирование учебно – познавательной компетенции дошкольников через обобщение представлений о животных севера....