Конспект занятия по экологии для детей разновозрастной группы (старшая и подготовительная) «Кто в лесу главный?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Василькова Анна

Дать детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости лесного сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Врачовская начальная школа – детский сад»

Конспект занятия по экологии

для детей разновозрастной группы

(старшая и подготовительная)

«Кто в лесу главный?»

Воспитатель:

Василькова Анна Юрьевна

Февраль 2021г.

Цель: дать детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости лесного сообщества.

Задачи:

Образовательные: 

  • уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях;
  • формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
  • учить составлять пищевые цепочки;
  • аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные.

Развивающие:

  • развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
  • стимулировать познавательный интерес детей.
    Воспитательные:
  • воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

  1. Практические (составление пищевых цепочек с помощью полосок, наклеивание на полоску бумаги картинок «Пищевые цепочки», физкультминутка);
  2. Наглядные (изображения животных леса, электронные дидактические игры «Угадай, какое животное», «Пищевые цепочки»; письмо из леса);
  3. Словесные (рассказ о живых цепочках в лесу, беседа «Кто что ест», загадки).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В. Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк»; изготовление полосок для экологических цепочек, написание письма волка; подготовка картинок для наклеивания пищевых цепочек.

Материалы и оборудование:

компьютер, проектор, экран, электронные дидактические игры «Угадай какое животное», «Пищевые цепочки», «Кому - что?»; иллюстрации леса, полоски различной длины для составления экологических цепочек, стрелочки, конверт с письмом, картинки животных, клей -  карандаши, салфетки, полоски картона.

Словарная работа: лесные цепи, равновесие, питание.

Ход занятия:

- Придумано кем – то просто и мудро
при встрече здороваться! - Доброе утро!
- Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день.  Давайте встанем в круг радости, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками:

Здравствуй, солнце золотое, (поднимаем руки вверх, замкнув ими круг)

Здравствуй, небо голубое, (руки разводим в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (машем руками)

Здравствуй, маленький дубок! (Показываем, что он мал, как рост ребёнка)

Мы живём в родном краю. (разводим руки на уровне груди)

Всех я здесь приветствую. (прижимаем ладони к груди и снова разводим)

- Ребята, дети средней группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом – то зеленый дом,

А зимой бело кругом» (Лес)

Молодцы! Догадались. Конечно – это лес. А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие отгадки:

Отгадывание загадок

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый …(волк).

——

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

——

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора…(заяц).

——

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

——

Кто, ответьте поскорей,

Самый хитрый из зверей?

Кто всем курочкам гроза?

Это рыжая …. (лиса)

Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

- Для кого лес является домом? (Для птиц, зверей, животных)

- Какими бывают животные? (Хищными и травоядными)

- Каких животных называют хищниками, каких – травоядными и почему? (Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши. Все это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедает растительную пищу.)

Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Игра «Угадай, какое животное»

Воспитатель демонстрирует животных на слайдах, а дети угадывают какие это животные хищные или травоядные.

- К нам в гости заходил почтальон Печкин и передал нам письмо. А от кого и что в нем написано мы сейчас узнаем.

Письмо из леса

«Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам самые умные волки в нашем лесу – остальные писать не умеют.

Однажды охотник потерял в нашем лесу коробок спичек, на котором был нарисован красивый волк, совсем как вожак нашей стаи. Мы обрадовались, а потом узнали, что под картинкой написано: «Уничтожайте волков!». Ну как после этого доверять людям? Правда, в последнее время многие из вас поняли, что и мы, волки, нужны природе. Случилось так, что в одном лесу всех волков извели, и тогда зайцев развелось видимо-невидимо. Они всю траву съели, за деревья принялись, кору обглодали. Лес погибать стал, зайцы болеют, умирают. В общем, всем плохо стало. Опомнились люди, привезли новых волков в лес, и все со временем наладилось. Ведь у каждого в природе своя роль, и мы, хищные звери, тоже нужны.

От всей волчьей души благодарим за ваше послание. Волки»

- Что случилось, когда в лесу не стало волков? (Зайцев развелось видимо-невидимо. Они съели всю траву, обглодали кору с деревьев. Лес стал погибать, а зайцы болеть.)

- Почему люди вернули волков в лес? (Чтобы уменьшить количество зайцев)

- Что изменится с уменьшением зайцев? (Лес возродится, восстановится количество травы)

- Почему волки нужны в природе? (У каждого в природе своя роль, и хищные звери тоже нужны).

Рассказ воспитателя о живых цепочках в лесу, о пищевой зависимости обитателей леса: «В природе все между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь питаются хищники – волки. Это называется пищевая цепочка». Давайте мы с вами с помощью полосок выложим пищевую цепочку: трава – заяц- волк. Сначала кладется самая длинная полоска – трава, далее более короткая – зайцы, наконец, самая короткая – волки.

Вопросы после рассказа

- Почему длина полоски постепенно уменьшается? Кто ест траву? (Зайцы)

- Много или мало травы съедает каждый заяц? (Много)

- Чего должно быть больше? (Травы должно быть больше, чем зайцев?)

- А чем питаются волк? (Ловит зайцев)

- Чтобы быть сильным и сытым, сколько зайцев должен съесть волк? (Много)

- Кого должно быть меньше, волков или зайцев? (Конечно, волков, чтобы им хватило зайцев на обед)

Итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков. Если выпадет одно звено, то не выжить и другим.

Электронная дидактическая игра «Пищевые цепочки». Воспитатель с помощью детей выстраивает на экране пищевые цепочки.

Физкультминутка

Все зверушки на опушке,

Ищут грузди и волнушки.

Белки скакали, рыжики искали.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Скакали зайчатки, искали опятки.

Медведь проходил, мухомор раздавил.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Закрепление изученного материала. Работа в подгруппах

- Лес – это дом для животных, в котором они не только  живут, но и питаются. Что бы жить, живым существам необходимо питаться.

Вы разделены на три команды. Каждой команде будет дано задание.

А теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, зайца, птицы, мыши, грибов, ягод, гусеницы лисы, волка. Вам сейчас необходимо приклеить на полоску бумаги, какие животные, чем питаются? (Дети за столами выполняют задание тремя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

Сейчас мы с вами проверим,  насколько правильно вы выполнили задание!

(Выходит первая команда. Выходит вторая команда. Выходит третья команда).

Ребята, вы сейчас работали в группах, у вас у каждой команды получились цепочки. По-другому она называется «Пищевая цепочка». Дети, посмотрите, какая цепочка питания в лесу происходит.

  • Греет солнышко, растет осина, осину ест  заяц, зайца ест волк.
  • Греет солнышко, растет осина, осину ест  гусеница, гусеницу ест птица.
  • Греет солнышко, растет трава, траву ест  мышка, мышку  ест лиса.

Все в лесу взаимно связанно, все зависят друг от друга. А зависимость в лесу друг от друга называют «Пищевая цепочка».

Итог занятия. Рефлексия.

- Так какие же животные полезнее? (Все)

- Кто же главный в лесу? (Все)

- Все в природе взаимосвязано, у каждого животного и растения своя роль.

 

Список используемой литературы:

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
  4. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
  5. Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
  6. Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воздухе?»

В материале представлен конспект по экологическому воспитанию. Приведены опыты, которые можно проводить как на занятиях, так и всвободное время....

Сценарий выпускного вечера для детей разновозрастной группы.(старший и подготовительный к школе)

quot;Музей необычных вещей". Праздник начинают дети старшего дошкольного возраста. Они будут провожать своих друзей и поздравлять их....

Конспект занятий по ИЗО ( рисование) для разновозрастной группы ( старшая подгруппа 5-7 лет) на тему: " Рыбки в аквариуме"

В период разгулявшегося коронавируса, когда не только дети , но и взрослые находятся на самоизоляции, и вынуждены находиться дома,ни в коем случае нельзя думать, что жизнь остановилась.Воспитатели при...

Конспект занятия по экологии для детей разновозрастной группы (старшая и подготовительная) «Друзья природы»

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры....

Конспект занятия по физическому воспитанию в разновозрастной группе раннего возраста Тема: «Прогулка по лесу с Мишкой»

Укрепить физическое и психическое здоровье детей, формировать потребность в движении, содействовать  накоплению  двигательного  опыта....