Конспект НОД на тему: «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Давудова Индира Шайдабеговна

Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект НОД на тему: «Дикие животные зимой»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Давудова И.Ш.

Г Покачи,2021г.

Цель: расширить знания детей о диких животных, закреплять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. 

Задачи:
Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.

Развивающие: развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание, интерес.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к живой природе.

Материалы и оборудование: презентация «Дикие животные зимой», картинки с изображением животных,обручь.



Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хоть и  погода уже почти зимняя, но еще осень.
Чтоб узнать, о чем у нас пойдет речь, вам нужно будет отгадать загадку.


Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?

(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко, 
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка, 
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом? 
ответ детей  (Животные).
Воспитатель:- Почему? 
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост. 
Воспитатель:- Где живут эти животные? 
Дети:- В лесу 
Воспитатель:- Как они называются? 
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют? 
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- Правильно. Потому что, они сами себе добывают пищу. А как еще по-другому животных  называют ? 
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже знаем о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Мы сейчас с вами будем смотреть презентацию. - Как здесь красиво, все деревья в снегу. А за каждым деревом кто-то сидит. Вы не видите, но узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель:- Кто по елкам ловко скачет

и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,                                                                                              сушит на зиму грибы? (Ответ — белка.).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель:- Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его?(Зайчишка)
Заяц меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится хвост белым, потом задние лапы, и только потом белеют  бока и спинка. Зайцу очень хорошо  помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки.
У зайца много врагов, и спасается он от них не только благодаря своим длинным ногам. Этот зверёк научился так запутывать следы, что часто ставит в тупик своих преследователей. Зайцы ведут сумеречный и ночной образ жизни, а с рассветом устраиваются в укромном месте на дневной отдых

Воспитатель:- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Лисицы не строят себе дома, логова или берлоги. Мех отращивают знатный, там такая ость, с которой не сравнится даже густая шерсть медведя. Благодаря этому меху, лисица преспокойно сворачивается клубочком прямо на открытом снегу и ей от этого не холодно. Она укрывает себя хвостом и прекрасно отдыхает в открытой выемке. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Воспитатель:- За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щёлк…
Кто это?(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове. 

Воспитатель:- Огромная кошка по лесу скачет,                                                                                   В ушках серёжки она не прячет,                                                                               Ей не скажешь слова – брысь,                                                                      Потому, что это – (рысь).                                                                                          Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах Говорят, если обрезать кисточки на ушах у рыси, то острота ее слуха значительно понизится. Рысь – представитель млекопитающих, зверь с очень острым зрением. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву. Дневное время для рыси – не самое любимое. Днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях. А лишь только стемнеет, выходит на охоту. Добычей рыси может стать заяц, тетерев, косуля, оленёнок, лисёнок, енотовидная собака. На жертву с дерева никогда не прыгает. Лишних звуков рысь издавать не любит. 

Воспитатель:- Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога!(Лось)
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

Воспитатель:- Знаменитый пчеловод.
Любит он пчелиный мед!
Только с пчелами – беда!
Так нажалят иногда!(Медведь) 
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой. 

Воспитатель:- Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёж)
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. 

Воспитатель:- Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы 
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!(Бобры)
Воспитатель:- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра? 
Дети: - Бобрята. 
Воспитатель:- - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

- Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?

Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель:-  Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вопрос: Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).

Воспитатель: Молодцы! С заданием вы справились и загадки отгадали и на вопросы ответили  правильно.
 Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Дикие животные зимой» с детьми средней группы (диагноз: ТНР: ОНР – I, II и III ур.р.р., дизартрия) (с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий)

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Дикие животные зимой» с детьми средней группы (диагноз: ТНР: ОНР – I, II и III ур.р.р., дизартрия) (с использованием игровых и здоро...

Формат #Сидим дома с пользой# Презентация занятия по рисованию тема – Дикие животные «Лиса»для детей Подготовительной к школе группе. Мастер – класс с пошаговыми фото. ( с 20.04- 24.04)

Цель: рисование лисы .Задачи:- научить рисовать лису - способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения- развивать навыки работы  простым карандашом, закрашивать...

Формат #Сидим дома с пользой# Презентация занятия по рисованию тема – Дикие животные «Лиса»для детей Подготовительной к школе группе. Мастер – класс с пошаговыми фото.

Цель: рисование лисы .Задачи:- научить рисовать лису- способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения- развивать навыки работы  простым карандашом, закрашивать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Дикие животные зимой" для детей подготовительной группы

Программные задачи:— Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой.— Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных...

Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)

Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животны...