Конспект занятия по развитию речи на тему: Дикие животные зимой для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Захарова Карина Григорьевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ

детский сад №2

К О Н С П Е К Т

занятия по развитию речи

на тему: «Дикие животные зимой»

для детей старшей группы

г. Нефтекамск

Цель: вызвать интерес к занятию; совершенствовать и обобщить знания о диких животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Продолжать закреплять представления о диких животных, их детёнышей, частей тела, внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Употребление существительных во мн.ч., в Р.п. ед.ч., совершенствование грамматического строя речи (с суффиксами – онок, - енок, -ат, -ят), предлогов от, в, под    с существительными. Развитие фонематических представлений (определение места звука [в] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов. Автоматизация произношения звука [в] в слогах и словах с ними, а также определение мягкости и твердости звука [в]. Познакомить с голосами диких животных.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Развитие интонационной выразительности речи слухового восприятия и внимания. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями диких животных, чтение художественной литературы, пословиц и поговорок, отгадывание загадок про диких животных. Лепка лисы и зайца; игры «Танграм», «Кого нет?», «Один - много», «Чей? Чья? Чьи?», «Телефон», «Семья», «Кто где живет?», музыкальная игра «Лиса и зайцы», подвижная игра «Волк и зайцы», пальчиковая игра «Белка»; составление звукового анализа слов: волк, медведь; разучивание физминутки «В лесу», счет животных.

Словарная работа: 

Животное (животные), звери, медведь (медведи) – медведя, медведица, медвежонок, медвежата; волк (волки) – волка, волчица, волчонок, волчата; лиса (лисы) – лисица, лис, лисенок, лисята; заяц (зайцы) – зайца, зайчиха, зайчонок, зайчата; белка (белки) – бельчиха, бельчонок, бельчата; ёж (ежи) – ежа, ежиха, ежонок, ежата; лось (лоси) – лося, лосиха, лосёнок, лосята; кабан (кабаны) – кабана, кабаниха, кабанёнок, кабанята.

Берлога, нора, ямка, логово, лёжка, дупло, гнездо, куст.

Лосиные рога, лисий хвост, беличий хвост, медвежья лапа, волчья мордочка, ежиные иголки, шерсть, мех, шубка, хищник. Дикое, дикие, косолапый, неуклюжий, бурый, белый, шустрый, длинноухий, ловкая, пушистая, заботливая, хитрая, рыжая, большой, рогатый, колючий, круглый, голодный, злой, серый. Менять, спать, добывать, охотиться.

Методическое обеспечение.

Дидактические средства: мяч, магнитная доска с магнитами, «зашумленная» сюжетная черно-белая картина З.Е. Агранович  «Дикие животные в лесу», указка, иллюстрации и картинки диких животных и их детёнышей, цветные карточки с частями тела животных, фотографии животных  и их жилища зимой; посылка в виде небольшого чемодана, записка «Прочитай и отгадай», большой конверт  с изображениями диких животных зимой; игра «Танграм» на каждого ребёнка, маски и наклейки диких животных.

Аудиосредства: запись на диске (голоса диких животных).

Мотивация: сюрпризный момент – почтальон с посылкой (волшебный чемодан, конверт, наклейки, маски).

Методика проведения.

1 часть.

Оргмомент.

Дети стоят полукругом возле столов.

Воспитатель: «У нас сейчас началось занятие по развитию речи. Вы догадались, какая будет тема нашего занятия? Правильно, дикие животные зимой». А почему их называют дикими? Конечно, они живут в лесу, сами стоят жилища, охотятся, добывают пищу, человек за ними не ухаживает. А сейчас поиграем в игру «Назови семью дикого животного» (с мячом)».

После ответа ребенок садится за стол.

Медведь – медведица – медвежонок – медвежата

Волк – волчица – волчонок – волчата

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

Лис – лисица – лисёнок – лисята

Ёж – ежиха – ежонок – ежата

Лось – лосиха – лосёнок – лосята

Кабан – кабаниха – кабанёнок – кабанята

 

2 часть.

Все дети сидят за столами. Стук в дверь – почтальон с посылкой. Воспитатель с детьми интересуются от кого посылка. Чемодан   не открывается. Воспитатель находит небольшую записку «Прочитай и отгадай». Читает:

1) Без тропинок, без дорог

    Серый катится клубок.

    Он в иголках острых сплошь,

    Потому что это … (ёж)

2) По снегу бежит – петляет.

   К лету шубку он меняет.

   На снегу его не видно,

   Волку и лисе обидно (заяц)

Воспитатель: «Молодцы, отгадали, смотрите, чемодан открылся. А здесь сюрпризы и письмо, а от кого вы догадались? Конечно, от диких животных. В этом письме задания от зверей вам, ребятам. Давайте выполним все их задания, получим сюрпризы и вот эти маски для игр после занятия!»

  1. Задание - коричневая карточка с подсказкой - лапой.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Правильно, коричневого. Чья лапа? Правильно, медвежья лапа. Значит, от кого задание? Правильно, от медведя! Всю зиму спит медведь в … (берлоге), занесенной слоем снега (показывает фотографию берлоги). Сон его чуткий: при шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу (показывает фотографию медведя). Вот задание от медведя (картина «Кто спрятался?»)».

Дети по очереди выходят, называют и показывают животных.

  1. Задание – серая карточка с подсказкой - хвостом.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чей хвост? От кого задание? Правильно, от белки. Зимой белка живет в дуплах или гнёздах (показывает фотографию). Зимой у белки красивый и тёплый мех, её шубка сереет (показывает фотографию). Белка питается семенами еловых шишек и своими запасами. Её задание – показать потешку «Белка», давайте вспомним».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Оленю рогатому,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

  1. Задание – серая карточка с подсказкой - мордочкой.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чья мордочка? От кого задание? Правильно, от волка. Волк – опасный хищник (показывает фотографию). Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать зимой ему по глубокому снегу и добывать пищу.  Живут они в логове (показывает фотографию). В поисках пищи волки пробегают очень большое расстояние. Вспомните поговорку «Волка ноги кормят». Воспитатель просит найти на картине животных, в названии которых есть звуки    [в] и [в']» (задание волка).

Дети называют: волк и медведь. Далее воспитатель просит определить место звука ] в этих словах (в начале, середине или в конце), одновременно показывая на магнитной доске с помощью цветных магнитов схему звукового анализа слов: волк, медведь.

  1. Задание – оранжевая карточка с подсказкой - хвостом.

 Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чей хвост? От кого задание? Конечно, от лисы. Зимой мех лисы становится ярче – рыжеватый, теплый (показывает фотографию). Её пушистая шубка защищает от морозов. Живет лиса в норе (показывает фотографию). Задание – показать лисе, что происходит зимой в лесу.

Динамическая пауза «В лесу»

Ели за окном стоят,                                                        поднимание рук вверх

В небо синее глядят,                                                       поднимание головы вверх

Ветки в стороны торчат,                                              руки в стороны

Белки на ветвях сидят.                                                   приседание                 

Белки прыгают по ёлкам,                                                прыжки

Собирают белки шишки,                  

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки.

Мы под ёлками сидим                                                       присесть

И на белочек глядим.

Зайцы прячутся в кустах,                                               присесть - встать             

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,                                                       присесть            

А зимой всё снег летит, летит.

Ну, а мы чуть-чуть пройдемся                                       ходьба

И домой к себе вернёмся!                                                вернуться за столы

  1. Задание - серо-коричневая карточка с подсказкой - рогами.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чьи рога? От кого задание? Правильно, от лося (показывает фотографию лося и его лёжки). Питаются корой и молодыми ветками деревьев». Задание «Послушай».

Воспитатель ставит диск (голоса диких животных).

  1. Задание – коричневая карточка с подсказкой - пятачком.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чей пятачок? От кого задание? Правильно, от кабана (показывает фотографию). Для зимней лёжки кабаны используют логова. Кабаньи лёжки расположены под ветками большой ели. Зимой кабаны слабы и малоподвижны. Они питаются хвоей упавших деревьев». Задание «Угадай, кто?» После отгадывания воспитатель просит прохлопать животное в ладоши (по слогам) и назвать животное во мн.ч. (игра «Один - много»).

Косолапый, неуклюжий, бурый: мед - ведь (медведи)

Белый, шустрый, длинноухий: за – яц (зайцы)

Ловкая, пушистая, заботливая: бел - ка (белки)

Хитрая, рыжая: ли – са (лисы)

Большой, рогатый: лось (лоси)

Колючий, круглый: ёж (ежи)

Голодный, злой, серый: волк (волки)

  1. Задание – серо-черная карточка с подсказкой - иголками.

Воспитатель: «Кого цвета карточка? Чьи иголки? От кого задание? Правильно, от ежа (показывает фотографию). Ёж проводит в зимней спячке более шести месяцев. В это время он ничего не ест, и не двигается. Спит он, свернувшись клубком, в ямке, утепленной мхом, листьями, травой (показывает фотографию)». Задание «Кто где живёт?»

Медведь – в берлоге

Волк – в логове

Лиса – в норе

Ёж – в ямке

Белка – в дупле, гнезде

Заяц  – под кустом

3 часть

8. Задание – белая карточка с подсказкой - ушами.

Воспитатель: «Какого цвета карточка? Чьи уши? От кого задание? Правильно, от зайца. Зимой зайцы покрываются густым мехом (показывает фотографию), что позволяет им устраивать лёжки в снежных сугробах под кустами. Заяц питается корой молодых осинок, ив и берёз. Задание с конвертами» (игра «Танграм»).  Воспитатель раздает наклейки диких животных и спрашивает: «От кого наклейка?». После занятия воспитатель предлагает поиграть с масками диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

Конспект ОД по развитию речи на тему: "Дикие животные зимой"

Данный материал разработан  с целью обогащения знаний о диких животных, о том, как они зимуют, чем питаются, чем занимаются. Дети с удовольствием превращаются в белочек, зайчиков, лисичек и сами ...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему «До свидания, зима» для детей старшей группы

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи "До свидания, Зима" для детей старшей группы. Дети показывают умения составлять описательный рассказ по картине, по мнемотаблицам. Бы...

Конспект занятия по развитию речи на тему"Как создаются книги" для детей старшей группы

Занятие разработано с целью закрепить знание детей о том, как создаются книги; обогащать и уточнять представления детей о профессии писателя; воспитывать бережное отнощение к книгам; совершенствовать ...

Занятие по развитию речи на тему «Дикие животные зимой». Старшая группа

laquo;Дикие животные зимой» в старшей группе.Цель:-формировать знания о диких животных нашего леса.Задачи:-развивать связную речь, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;-закрепля...

Конспект ООД по развитию речи на тему: «Дикие животные зимой» в старшей группе.

: обогащение представлений о зиме, о жизни диких животных зимой....