Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе ( в технологии ситуация Петерсон Л.Г) "Богатыри земли сибирской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ашабокова Наталья Александровна

Конспект  непосредственно образовательной деятельности "Богатыри земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_attest.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: дошкольный возраст 6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тема:   «Богатыри земли русской»

Образовательные цели:

  1. Воспитывать  уважительное отношение к воинам-богатырям земли русской; 
  2. Развивать познавательный интерес к многовековой истории земли русской, а в частности, к  жизни  владимирского воина-богатыря Ильи Муромца, к жизни и наших предков;
  3. Развивать умение отвечать на вопросы связно и последовательно;
  4. Расширять представления детей о великом богатыре Илье Муромце;
  5. Активизировать в речи детей названия элементов одежды русских богатырей (рубаха, кольчуга, плащ, шлем, сапоги) и названия оружия (копье, меч, колчан со стрелами, булава, палица).

Дидактические материалы: листы бумаги А4 в виде  игры-ходилки «Помоги богатырю добраться до Москвы»; слайды для д/и «Собери богатыря на подвиг ратный», мультимедийные слайды на интерактивной доске (памятник Илье Муромцу); деревянная изба, вид деревянной избы внутри

Оборудование:   ноутбук, проектор,; музыкальное сопровождение; «волшебные» часы, ёлки, пенёчки, ткань для ручейка синего цвета; краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, бумага для рисования (формат А4), кисти №2,4, стаканчики-непроливайки

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает  детей  вокруг себя.  

«Игра-приветствие».

 Утром солнышко встает, (руки вверх)

Всех на улицу зовет! (сгибать руки к груди)

Выхожу из дома я: (показать на себя)

-Здравствуй, улица моя! (выпрямить руки в стороны)

Отвечаю солнцу я, (поднять руки вверх)

Отвечаю травам я, (опустить руки)

Отвечаю ветру я, (взять друг друга за руки)

-Здравствуй, Родина моя!!! (поднять руки всем вместе и опустить)

В: - Как называется наша Родина? Верно, Россия наша большая Родина. А малая, как называется? (Вихоревка).  А какие города находятся рядом с нашим городом? (Ответы детей.)   Вы знаете, ребята, я вчера готовилась к   занятию, и случайно наткнулась вот на эту фотографию. Решила вам её показать и узнать у вас. Что это такое? (фотография памятника Савина Вихоря, в честь которого был назван город Вихоревка)

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания  детей о том, что изображено на фото; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение; развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.

 Д: - Памятник.

В: - Как вы думаете, в честь какого человека он сооружён? (Если назовут, кто это, тогда спросить: А что вы знаете об этом человеке?)

В: -  А  хотелось бы вам узнать в честь кого он построен?

 Д: - Да.

В: - А во что одет этот человек? Ходят ли в такой одежде люди сейчас?

 Д: - Нет.

В: - В какое время мог жить этот человек?

Д: - Давно, много лет тому назад.

В: - Да, скорее так и есть. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. И жили на этой земле наши предки. Кто такие предки?

Д: - Люди, которые жили много, много лет тому назад.

В: - Более тысячи лет том назад основали они свое государство и назвали его - Русь. Жили среди них и богатыри. Кто такие богатыри?

В: - Какими они были? (ответы детей)

Д: - Сильными, смелыми, храбрыми, отважными.

В: - Да, это люди - необыкновенной силы и слава об их подвигах дошла и до наших дней. Вот тому пример – Илья Муромец.

В: -   Как же нам узнать об этом богатыре подробнее?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя; сформировать   умения ориентироваться во времени по часам.

Д: - В библиотеке, из книг, энциклопедий, посмотреть кино.

В: - Хорошо. А может быть нам отправиться в прошлое??? Хотелось бы вам там очутится??? А как это сделать??? При помощи чего???

Предположения детей в диалоге.

 Воспитатель ищет глазами что может им помочь переместится в прошлое, дети обращает внимание на часы.

В: - Ребята, что это?

Д: - Часы.

В: - Как они здесь оказались? Они какие-то необычные! А может они «волшебные»? Может быть они помогут нам переместится в прошлое??? Как они могут нам помочь???

Д: - Перевести стрелки.

В: - В какую сторону мы их переведем??? Если вперед, то куда попадем?

Д: - В будущее.

В: - А если назад?

Д: - В прошлое.

В: - А мы куда хотели с вами попасть?

В: - Куда же мы их будем поворачивать?

Д: - Нужно повернуть стрелки часов назад, потому что оправимся мы в прошлое.

В: - И, правда, молодцы! Так и сделаем!

Воспитатель вместе с детьми поворачивают стрелки часов назад и приговаривают при этом слова:

«Повернём стрелки часов назад, чтобы в Русь старинную попасть!»

Звучит музыкальное сопровождение, и дети оказываются в прошлом.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: познакомить детей с древним русским бытом  богатырей

 В: - Ребята, напомните мне,  что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? 

Д. (предположения) - Нужно спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть фильм, найти в интернете.

В. – Ну, что ж…        

Всякое житьё - бытьё начинается с дома.

          А до дома путь не близкий,

Вовсе будет не простой.

Вы, ребята, поспешите,

 Не угнаться вам за мной.

Динамическая пауза.

Воспитатель и дети обходят пенёчки, кочки, ёлки, перепрыгивают через ручеёк.

Подходят к   мультимедиа (интерактивная доска) и обращают внимание на  изображение

В: - Ребята! Что это?

(Показывает изображение деревянной избы.)

Д: - Дом.

В: - Из чего построен дом?

Д: - Из дерева, бревен.

В: - Знаете ли вы, как назывался дом, срубленный из бревен?

Д: - Дом, срубленный из бревен, назывался избой.

В: - Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

Д: - Лавка, стол, посуда, сундук, люлька.

В: - А что занимает большую часть дома?

Д: - Печь.

В: - Да, печь занимала пол избы!  Называли её «Печь-матушка». Почему так говорили?

Д: - Она и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит.

В: - На такой печи долго пролежал один наш богатырь земли - Владимирской.

 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи: формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, аналогия,  развивать логическое мышление, память, речь, внимание.

Воспитатель кратко рассказывает историю о богатыре.

    В: - А чтоб отправился наш богатырь на службу к князю, что ему необходимо, что ему понадобиться?

Д: - Одежда, доспехи.

В: - Соберем нашего богатыря в путь дороженьку?

Д/игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

(На интерактивной доске картинки с одеждой, богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры.)

 В: - Что ему в первую очередь понадобиться?

Д: - Одежда.

В: - Конечно одежда. А что ещё ему нужно взять с собой?

Работа детей у интерактивной доски. Дети карандашом-указкой выбирают и одевают нужную одежду на богатыря, объясняя свой выбор. Почему он так решил .

В: — Вот и готов наш богатырь на подвиги ратные, но вот беда. Стоит он у развилки трёх дорог, а по какой пойти не знает. Поможем ему? (Да.)

Игра - ходилка «Помоги богатырю добраться до Москвы»

Воспитатель предлагает игру - ходилку на листах. Дети должны выбрать правильный путь из предложенных трёх дорог. Правильную дорогу обвести   красным  карандашом

В: - Добрался  наш богатырь до Москвы и отправился на службу с другими богатырями Русь защищать.

В: - Знакомы ли вам эти герои?

Показывает картину М.В. Васнецова «Богатыри»

Д: - Да!!! Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

В: - А не кажется ли вам, ребята, что вот этот богатырь на памятнике похож на кого-то из этих богатырей??? Коренастый, величавый, мужественный, умен в бою. Какому же богатырю поставили этот памятник? Как его зовут? (Илья Муромец.) В каком же городе его установили?

Д.  Предположения детей

В: - Конечно, в городе Муроме, на нашей земле Владимирской.

В: - А теперь и мы станем как богатыри!!!

Физкультминутка « Богатыри».

За высокими горами, (руки вверх)

За широкими долами, (развести в стороны)

На границе у реки, (плавные движения руками перед собой)

Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (показать кулаки)

Очень зоркие. (приставить ладошки к глазам)

Землю русскую любили, (развести руки в стороны, обнять себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, крикнуть «ура»)

В: - Да… Славна богатырями земля русская. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества. Какие?

Д: - Сильные, ловкие, смелые, выносливые, мужественные, храбрые.

В: - Что ж пора нам возвращаться назад в настоящее, в группу детского сада. Куда повернем стрелки часов?

Д: - Вперед.

Воспитатель вместе с детьми поворачивает стрелки часов вперед, и говорят слова: «Повернём стрелки часов вперёд,

ведь группа детского сада нас ждёт!».

Звучит музыкальное сопровождение и дети  «возвращаются» из прошлого назад  в группу

6. Осмысление

Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, закрепить достижения результата и условий, которые позволили его достичь. Создание ситуации успеха.

В: - Вот и вернулись мы в группу. Понравилось ли вам наше путешествие?

В: - Что вы нового для себя узнали? Хотели бы вы об этом кому-то рассказать?

Д: - Да. Маме, папе, дедушке, бабушке, друзьям…

В: - А как вы считаете, бывают ли в наше время богатыри?

Д: - Да!

В: - А как вы думаете, кого можно сейчас назвать богатырями? 

Д. Предположения детей

В: - Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время войны? Кто охраняет границу? Кто спасает людей из огня? Спортсменов – Олимпийских чемпионов!

Д: - Да!

В: - Ребята, вот такой завет нам оставили богатыри – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, отважными. Любить свою родную землю, свой народ.

Воспитатель читает стихотворение:

 А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины забывать вы не должны.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

В: - А как вы думаете, как мог бы выглядеть богатырь будущего? Пофантазируем? Смогли бы вы свою фантазию выразить в рисунке?

Д: - Да!

В: - Тогда предлагаю вооружиться всем необходимым для этого.

Воспитатель предлагает взять детям на выбор то, с помощью чего они будут изображать «Богатыря будущего» краски, карандаши, бумагу, стаканчики с водой, кисти, салфетки.

Продуктивная деятельность детей «Богатырь будущего». (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», дети рисуют. Воспитатель готовые работы прикрепляет на доску.)

В: - Как здорово, целая выставка получилась! Есть кому, за нашу Родину- Россию постоять!

Используемая  литература:

1.Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия. Волгоград: Учитель.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.

3. Край Владимирский - Москва «Планета»1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)

Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности в подготовительной группе «Русские былинные богатыри»

Ознакомление  детей с именами русских богатырей, Святогор, Вольга Святославич, Добрыня Никитич , Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович,  и др.Познакомить детей с ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля»....

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: Зимние развлечения.

Тема: Зимние развлечения.Цель:·        закрепление знания детей о свойствах снега, зимних развлечениях и забавах;·...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...

Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе

Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля».

развивает положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации;- воспитывает толерантно...