Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна
  • Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:
  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  • представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы нашего края через художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii_1_mladshaya_gruppa_gnomy.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по экологическому воспитанию                                                         в первой младшей группе «Вишенки» на 2021-2022год

Составил: воспитатель Мубаракшина Л.Р

  • Основные задачи экологического воспитания детей первой младшей группы:
  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  • представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы нашего края через художественную литературу.

Тема

Цель

       Форма работы

Январь

1

«В январе, в январе много снега во дворе...»

Беседа: «Зимние явления».

Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег - очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Подвижные игры: «Снег кружится», «Зайка серенький сидит», «Снежки».

Дидактические игры:

«Собери снеговика», «Чудесный мешочек», «Найди снежинку».  

Чтение  стихотворений  о зиме, природных явлениях; сказки  «Рукавичка», «Заюшкина избушка».  Отгадывание загадок о зиме.                                                                                                                                                          

2

«Снеговичок»

Беседа: «Зимушка – зима».

Дать представление о свойствах
снега. Подвести детей к пониманию
того, что снег тает от воздействия
любого источника (света) тепла.

Рассматривание картины с зимним пейзажем. Игра «Когда это
бывает?» Опыт со снегом. Постройка
снеговика на участке.

3

«Волшебница зима»

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко
всему живому.

 Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад».                                       Рисование «Вот зима,
кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима».
Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Наблюдение за погодой на участке.

4

«Курочка Ряба

и  ее соседи»

Беседа: «Домашние птицы».

Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать
заботливое отношение к домашним птицам.

Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».

Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята».

Хр.см. для маленьких: 1987г.
Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили
у бабуси».

Рисование «Заборчик для Петушка».

                                                           Февраль

1

«Огород на окне»

Беседа: «Витамины на подоконнике».

Дать представление о луковице
(желтая, круглая, гладкая, есть
верхушка, корешок). Формировать
навык посадки луковицы.
Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним.

Загадки о луке. Рассматривание
луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек.

2

«Пернатые друзья»

Беседа: «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о
жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие,
сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Подвижные игры: «Воробушки и
автомобиль», «Воробушки и кот». Игра - забава «Наседка и цыплята».
Наблюдение за птицами на участке.
Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с
изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару».

3

«Где живет золотая рыбка?»

Беседа: «Какие бывают рыбки?» Познакомить детей с некоторыми названиями рыб, формировать представления детей  о рыбах,  об их   внешнем виде и образе жизни.

Рассматривание иллюстраций с
рыбками. Игра «Хорошо – плохо».
Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И.

4

«Воздух вокруг нас»

Беседа: «Чем мы дышим?».

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека.
Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром, соломинкой.
Надувание мыльных пузырей.

Март

1

«Я – человек»

Беседа: «Мои помощники»

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассматривание книги «Мое тело».
Дидактические игры: «Строение
человека», «Угадай на вкус», Подвижная игра «Наши ножки идут по дорожке».

2

«Весна пришла»

Беседа: «С чем приходит к нам весна».

Познакомить с характерными
особенностями весенней погоды.
Формировать элементарные
представления о простейших связях
в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо».
Рисование «Сосульки длинные и
короткие».

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».

3

«Береги природу»

Беседа: «Живая природа»

Рассказать о том, как люди помогают природе. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Путешествие на полянку. Наблюдение за живой природой.
Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Игра «Убери мусор на поляне»

4

«К деревьям в гости»

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать.

Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Деревья весной».

Чтение М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко»,

«Дождик».Рисование «Первые листочки».        

Апрель

1

«День птиц»

Беседа: «Птицы на нашем участке» Познакомить детей с  птицами нашего края в весенний период;

воспитывать заботливое отношение к птицам, учить узнавать пернатых по внешнему виду; прививать любовь к природе.

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Дидактические игры: «Кто сидел на ветке?», «Кто лишний?» Чтение: Чтение стихотворения В. Берестова «Петушки», русские народные сказки.

Лепка: «Зернышки для птички».

Раскрашивание: «Раскрасим перышко».

2

«Из чего делают игрушки?»

Беседа: «Из чего это сделано?»

Дать понятие, что для изготовления
различных игрушек  и предметов
необходимо сырье.

Рассматривание игрушек, предметов.
Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Дидактическая игра
«Что из чего сделано».

3

«Посеем семена»

Беседа: «Из чего растут цветы?»

Дать представление о семенах
цветов. Формировать навык
посадки семян в клумбы. Воспитывать интерес и желание ухаживать за растениями.

Рассматривание семян цветов, маленьких луковичек. Посев их в клумбы.

Загадки. Чтение художественной литературы.
Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян.

4

 «Путешествие на экологическую тропинку»

Беседа: «Растения весной»                   Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять знания детей о
растениях. Показать изменения,
происходящие с деревьями в
весенний период. Воспитывать
бережное отношение к природе.

Май

1

«Игрушки и
предметы из
бумаги и
древесины»

Беседа: «Дерево и бумага»

Познакомить со свойством и
качеством бумаги и древесины.

Опыт с бумагой. Опыт с древесиной.
Рассказ о бумаге и древесине.
Рассматривание иллюстраций предметов.
Дидактическая игра «Найди и покажи».

2

   «Песок»

Беседа: «Какой песок?»

Познакомить со свойством и
качеством песка. Создать
условия для их выявления. На
собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка.

Опыты с песком. Рассматривание песка.

Игры с песком.

 Лепка пирожков и куличиков.

3

«Насекомые»

Беседа: «Насекомые-маленькие помощники». Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат,
двигаются, питаются. Показать
отличительные особенности
насекомых. Формировать желание
наблюдать за ними. Воспитывать
доброе отношение к миру природы.

Чтение «Божья коровка» - потешка.
Лепка «Червячки для цыплят».
Рассматривание иллюстраций с
изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги
Плешакова «Зеленые страницы».
Отгадывание загадок.

4

  «Лето»

Беседа: «Скоро лето» .

Формировать у детей элементарные представления о времени года лето, сезонных изменениях в природе, активизировать разговорную речь.

Презентация «Насекомые».

Дидактические игры: «Найди такой же», «Подбери цветок для стрекозы».  

Подвижная игра: «Кузнечики».

Рисование «Божьи коровки»

Чтение потешки «Сел комарик на пенечек»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»;  В. Бианки «Муравьишка».

Июнь

1

«Травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Беседа: «Одуванчик».

Формировать  знания детей о траве (зеленая, нежная) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Наблюдение за цветами, травой.

Подвижная игра «На зелененький лужок», «Найди стрекозу» Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов».

Музыкальная игра: «Пчелки».

Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод»

Рисование «Цветы».

2

«Дождь и радуга»

Беседа «Природные явления».

Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Подвижная  игра: «Солнечные зайчики».

Музыкальная игра: Солнышко и дождик».

Чтение стихотворения З.Александрова «Гром».

3

«Мухи и комарики»

Беседа: «Насекомые».

Рассказать детям о комарах,  их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу.

Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Чтение  К. Чуковский «Муха – Цокотуха»;  В. Бианки «Муравьишка».

Загадки о насекомых.

Игровые упражнения: «Бабочки летают»

4

«Подорожник»

Беседа: «Лечебная трава»

Дать некоторые понятия о травах нашего края (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Воспитывать у детей любовь к природе.

Рассмотреть на участке подорожник, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника.

Раскрашивание «Листик подорожника».

Июль

1

«Знакомство с растениями родного края. Ромашка».

Беседа: «Ромашка» Познакомить детей с цветком ромашка, с особенностями внешнего вида и строения. Рассказать о значении  света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы — живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов.

Рассматривание иллюстраций полевых цветов.

Чтение стихотворения «Ромашка» (Е.Серова)

Раскрашивание «Ромашка»

2

«Гром и гроза»

Беседа: «Гроза».

Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Презентация «Природные явления»

Рассматривание иллюстраций по теме

Музыкальная игра: Солнышко и дождик».

Рисование «Тучки»

3

«Вода и песок»

Беседа: «Свойства песка»

Закрепить свойства и
качеством песка и воды. Создать условия для их выявления. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка.

Опыты с песком и водой. Рассматривание песка и воды, разной температуры.

Игры с песком.

 Лепка пирожков и куличиков.

4

«Наблюдение за бабочками и пчелами»

Беседа: «Бабочки красавицы»

Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Рассматривание иллюстраций с
изображением насекомых.

Музыкальная игра: «Пчелки».

Хороводная игра: «Водят пчёлы хоровод»

Раскрашивание «Бабочки»

Август

1

«Ягоды малина и смородина»

Познакомить детей с ягодами (малина, смородина).

Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным.

Рассматривание иллюстраций с изображением ягод.

Чтение загадок и стихов о ягодах.

Дидактическая игра: «Найди ягодку», «Собери картинку».

Рисование «Баночки с вареньем»

2

«Яблочный Спас»

Беседа о празднике «Яблочный Спас», о его важности и значении, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Яблочный Спас».

Наблюдение за яблоней: рассматривание ствола, листьев, плодов.

Слов. игра «Что можно приготовить из яблок»

Чтение пословиц, стихов о яблоке, яблони.

Показ кукольного театра по сказке Сутеева  «Яблоко»

3

«Жуки и муравьи»

Беседа: «Насекомые».

Знакомить детей с насекомыми (жуками, муравьями). Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке.

Рассматривание альбома «Удивительный мир насекомых».

Дидактическая игра: «Собери картинку «Муравей».

Раскрашивание «Жучки»

4

«Съедобные и ядовитые грибы»

Беседа: «Мухомор».

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее.

Рассматривание иллюстраций с изображением грибов.

Дидактическая игра: «Собери картинку «Грибок».

Чтение загадок и стихов о грибах.

Лепка: «Мухомор».

Сентябрь

1

«Цветы на клумбе»

Беседа: «Цветы».

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра,
календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание иллюстраций с изображением цветов нашего края.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху».

Экскурсия по территории детского сада.

Поделки из природно-
бросового материала.

2

«Солнышко
лучистое»

Беседа: «Ласковое солнышко».

Формировать понятие о том, что для
жизни на земле нужно солнце.

Дидактическая игра: «Солнышко и дождик».
Игровое упражнение «Солнечный
зайчик».

Подвижная игра «Солнышко

3

«Кустарники на территории детского сада»

Беседа: «Чудо – кустики».

Познакомить детей с кустарниками, растущими на нашем участке.
Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать.

Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края.

Дидактические игры: «Половинки», «Угадай по запаху».
Лепка «Веточки для кустика»

4

«Дождик, лей, лей!»

Беседа: «Идет дождь».

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Слушание произведения «Грустный
дождик» - муз. Д. Кобалевского.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Рисование «Дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка
«Дождик, лей, лей, лей»

Октябрь

1

«Овощи, фрукты»

Беседа: «Витамины на грядке».

Формировать умение называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация  сказки «Репка». Раскрашивание «Фрукты на
тарелке».

Рисование: «Яблоко». Поделки из природно-бросового материала.

2

«В гости к
деревьям»

Беседа: «Для чего нужны деревья?»
Познакомить детей с деревьями
(береза, рябина). Рассказать, где они растут, зачем нужны. Учить
находить и называть ствол, ветви, листья, корень.

Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями.

 Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу».

Слушание песни
«Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев.

3

«Комнатные цветы
в уголке природы»

Расширять представления детей о комнатных цветах (хлорофитум, герань).
Познакомить с разными
способами ухода за растениями.
Воспитывать бережное отношение к растениям.

Дидактические игры: «Покажем Мишке
уголок природы», «От какого растения листья?»                 (с использованием моделей).

4

«Путешествие по экологической зоне в ДОУ»

Беседа: «Чудо – растения».

Познакомить детей с кустарниками и растениями, растущими на экологической зоне  ДОУ.
Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать.

Воспитывать умение видеть красоту природы в осеннее время года.

Экскурсия по экологической зоне. Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Рассматривание иллюстраций с изображением кустарников нашего края.

Дидактические игры: «Собери листочек», «Половинки».

Ноябрь

1

«Золотая осень»

Беседа: «Что нам осень принесла?»

Расширять знания детей о
приспособленности растений к
изменениям окружающей природы.
Учить определять и называть
состояние погоды.

Загадывание загадок. Рассматривание
картины «Золотая осень».. Рисование «Листопад».

2

«Кто живет в лесу?»

Беседа: «Дикие животные».

Дать первоначальное представление
о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.

Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет
лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго
Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок».

3

«Ветер»

Беседа: «Почему дует ветер?».

Показать природное явление – ветер.
Учить определять ветреную погоду.

Просмотр презентации «Природные явления».

Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер».
Игры с султанчиками.

Подвижная игра «Ленточки».

4

«Дождь и снег»

Беседа: «Природные  явления».

Формировать  знания о явлениях природы поздней осенью  (холодный дождь, идет снег). Влага - очень нужна природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением «Природа осенью».

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Снежки».

Дидактические игры:

 «Найди снежинку».  

Чтение  стихотворений  о зиме, природных явлениях.

Декабрь

1

«Котенька-коток и его друзья»

Беседа: «Домашние животные»

Дать первоначальное представление
о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным.

Рассматривание картин с
изображением домашних животных.
Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай».

Дидактические игры: «Чьи это детки»,

2

«Зимний лес полон
чудес»

Уточнить и расширить
представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

Путешествие по территории участка.
Чтение «Зачем зайчику другая шубка?».
Загадки о животных. Рассматривание картины
«Зайцы в лесу»

3

«Водичка-водичка»

Беседа «Для чего нужна вода?». Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к
выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Потешка «Водичка-водичка». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление
цветных бус изо льда. Узнаем какая вода.

4

«Мороз»

Беседа: «Что такое мороз?».

Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Чтение  стихотворений  о зиме, природных явлениях; сказки  «Рукавичка», «Заюшкина избушка».  Отгадывание загадок о зиме.                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.

Цель:Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Март.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Март.Наблюдения в природе.Наблюдение за свисающими сосульками: «растут они вниз головой…». Цель: Закрепить конкретные п...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста. Апрель.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию. Апрель.Наблюдения в природе.Наблюдение за водой в природе. Цель: Дать возможность детям убедиться о том, что вода в природе бывает в разны...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Цель: расширять представления детей об окружающем мире...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взросл...