"Шах и мат" конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна

данный материал предназначен для обучения детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx298.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

Подготовила

воспитатель

Горбунова О.М.

город Покачи                                                                                    2021 г.

Цель:

сформировать элементарные математические представления через игру в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать учить детей правильно понимать и самостоятельно решать поставленные задачи: находить позиции, в которых объявлен мат, шах;

 Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

       Упражнять детей в умении взаимодействовать между фигурами на   шахматной доске.

 Воспитательные:

    Воспитывать желание помочь другим, самостоятельность в выполнении задания.

Методическое обеспечение: ТСО, загадки, карандаши, демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, шахматные диаграммы на каждого ребенка, папки по шахма-там индивидуальные, сундучок волшебный и раскраски на каждого ребенка, картинки к сказке.

Предварительная работа: занятия по шахматам, беседы, знакомство с историей шах-мат, работа с диаграммами, дидактические упражнения по шахматам, индивидуальная работа, чтение художественный литературы: стихи, загадки о шахматах, рассказ «Как Незнайка заболел шахматной горячкой» Носов Н., просмотр мультфильма «Югорка и заговор Черной королевы».

Словарная работа: мат, шах, шахматная позиция, побить фигуру.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Воспитатель. Сегодня я расскажу вам сказку о том, как шахматы спасли царевну от колдуна.

...В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своей дочерью Анастасией. Царь был поклонником мудрой игры и любил решать на досуге шахматные этюды и задачи, да и дочь мало в чем ему уступала. Решила она выйти замуж за принца, царь согласился, но поставил непременное условие: должен тот решить три шахматные задачи. И полетели гонцы во все концы сообщать о царском указе, но мало кто отважился просить руки принцессы. Под видом жениха проник во дворец колдун. Решив все предложенные ему задачи, взял он принцессу в жены и увез ее в неведомые края, исчез — как в воду канул. Затужил царь-государь не на шутку и издал новый указ: отдаст, мол, дочь свою Анастасию за спасителя, кем бы он ни оказался. Но не откликнулись на зов царевичи, испугались, попрятались. Только Иванушка не заставил себя долго ждать, явился по первому зову гонца и тотчас отправился в путь. Долго ехал он по лесам и полям, и вот вдали высоко-высоко в горах появился замок колдуна. Добрался до него Иванушка, громко постучал кулаком в железную дверь. И тут из хором, весь в золотом наряде, вышел сам колдун и предложил Иванушке решить шахматные задачи. Решишь, заберешь с собой Анастасию, нет погибнешь молодым. Ребята, Иванушка просит нас о помощи. Поможем, Иванушке с колдуном сразиться?

II. Основная часть.

Первое задание колдуна было следующим, нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.

1.Задание отгадывание загадок.

Не живет в зверинце, Не берет гостинцы. По косой он ходит, Хоботом не водит. (шахматный слон)

Стою на самом краю, Путь откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья)

Два брата через грядку смотрят, А подойти не могут. (короли).

Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это - …(конь)

Рожь на нем не колоситься, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю. Это - …(шахматное поле).

С первым заданием ребята мы уже с вами справились. Молодцы!

2.Задание. Индивидуальная работа. Решение шахматных задач.

Ребята, следующее задание, нужно поставить шах черному королю на шахматной диаграмме. Вспомним, что означает слово шах? (Шах - это нападение на неприятельского короля, оставаться под шахом, король не может, и поэтому обязан срочно принимать меры – защищаться!) Какие способы защиты от шаха вы знаете:

  • король может уйти с атакованного поля, и уйти из-под шаха.
  • король может закрыться от шаха любой своей фигурой.
  • король может взять (побить) фигуру, объявившую мат, или это может сделать любая фигура из его «свиты».

Сначала нужно расставить шахматную позицию на шахматную доску. Найти решение и красным карандашом закрасить поле, с которого белые объявляют шах королю. Стрелками показать, как король может защититься.

Физкультминутка «Веселая зарядка» 3 мин.

3.Задание. Работа по подгруппам. Собрать диаграмму и определить шахматную позицию на шахматной диаграмме шах или мат, доказать.

Дети выполняют по подгруппам задание. Воспитатель с детьми устанавливает шахматную позицию на шахматной диаграмме шах или мат.

4.Задание. Работа в паре.

Вика и Паша на демонстрационной доске разыгрывают шахматную партию, задание - кто больше уничтожит фигур противника. Остальные дети выполняют, упражнение «Обжорный ряд», цель игрока, который играет фигурой ладья, «срубить» все пешки. Дети, которые играют пешками, должны постараться превратить пешку в сильную фигуру. Победителем станет тот, кто справиться с заданием. Определяются победители.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовил коварный колдун для Иванушки. Тем самым помогли освободить Анастасию от злого колдуна. Хотите узнать, чем закончилась сказка? Царь сдержал свое слово, отдал дочь Ивану в жены. И стали они жить поживать, да добра наживать. Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок.

III. Заключительная часть. Итог занятия. Ребята, сегодня вы были внимательными, активными, смелыми, дружными. Благодаря вашим стараниям Иванушка смог спасти принцессу Анастасию. Ребята, какие задания вам показались сложными? Какие задания понравились? Что интересного вы узнали для себя?

Сюрпризный момент. Посмотрите, какой ларец прислал нам Иванушка и Анастасия в подарок, а в этом ларце раскраски для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».

Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Животные Севера»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Животные Севера»Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера.• Развивать у дете...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы Тема: «Таинственное письмо из весеннего леса» (c использованием технологии деятельного подхода информационно-коммуникативных технологии)

Цель: -  Создание условий для формирования у детей представлений о весенних изменениях в природе, о перелётных птицах. Задачи: - 1. Образовательные:- Сформировать у детей представление о жизни пе...