Конспект познавательного занятия с элементами продуктивной деятельности «В царстве камней» (старшая группа)
материал по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Станиславовна Квасова

 «В царстве камней»

Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Вид занятия: открытое

Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.

Задачи:

- продолжать развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;

- устанавливать связь между явлениями природы;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_kamney.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №209 «Росток»

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №209»)

Конспект познавательного занятия

с элементами продуктивной деятельности

 «В царстве камней»

(старшая группа)

составили: Квасова Н.С., Райх Е.А.

 воспитатели I кв. категории

Барнаул 2021 г.

Конспект познавательного занятия с элементами продуктивной деятельности

Тема: «В царстве камней»

Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Вид занятия: открытое

Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.

Задачи: 

- продолжать развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;

- устанавливать связь между явлениями природы;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы об образовании гор, о профессиях (геолог, каменщик).

Чтение художественной литературы: сказки  П.Бажов «Хозяйка медной горы», В. Волков «Волшебник изумрудного города», Н.А. Рыжова «О чем шептались камешки», английская сказка «Три поросенка»,  Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»; энциклопедии для детей «Все обо всем».

Активизация словаря: твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, холодный, теплый, природный, драгоценный; рисует, пачкает, растворяется, не растворяется; драгоценные камни, янтарь, жемчуг, гора.

Материал:

Демонстрационный: Картинки с изображением гор, коллекция камней, шкатулка с украшениями (бусы из малахита, янтаря и другие), мешочек «ощущений»

Раздаточный: речные камни, фартуки, стаканчик с лимонным соком, ложки,  лупы, гуашь, кисти, непроливайки, салфетки.

Содержание занятия

Организационный момент, начало занятия

Цель: Мотивировать детей к предстоящей деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят, встают

полукругом,

приветствуют

гостей.

Дети включаются  и

проявляют активный

интерес к

предстоящей

деятельности

Ответы детей: О камнях.

Воспитатель обращает внимание

детей на присутствующих гостей в зале, предлагает детям их

поприветствовать.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?

-Это коллекция камней, и  появилась коллекция у нас не случайно, сегодня на занятии  речь пойдет, как вы думаете, о чем?

Сюрпризный момент:

педагог показывает детям шкатулку с коллекцией камней.

Основная часть

Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы, их разнообразии и свойствах.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают на

вопрос воспитателя

Дети повторяют движения за педагогом, проговаривая слова.

Дети-гномы называют свои имена: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресение

Дети-гномы соглашаются помочь

Выходит гном Понедельник: Присаживайтесь, друзья на стульчики, я поведаю вам, откуда появились камни

Камни-это горная порода, осколки (кусочки) гор, которые появились в результате воздействия природных явлений-воды, ветра, холода.

А горы – это большое возвышение рельефа Земли, которое можно увидеть за километры. Даже самая маленькая гора будет видна издалека.

Дети отвечают на вопросы, делают выводы

Гном Вторник выносит «мешочек ощущений»:

-Друзья, я нашёл несколько камней  и принес их вам. Но так кая очень люблю загадки, то предлагаю поиграть в игру «Найди по описанию». Я буду называть камень, а вы будете на ощупь находить их  в моем ящичке.

 (Дети по очереди достают подходящий по описанию камень)

Дети обобщают полученные знания

Выходит гном Среда:

- А я, друзья, изучаю камни, которыми можно писать и рисовать (достает из кармана)

Вот, посмотрите, что это?

Дети рассматривают камни и называют их: мел, уголь, графит

Дети встают в круг и повторяют движения, проговаривая слова:

Поднимают руки и тянутся вверх

Наклоняются вниз, тянутся руками к пальцам ног

Приседают, задерживают дыхание, будто ныряют

Выходит гном Четверг: Ребята, а я тоже люблю проводить разные опыты и исследования, поэтому я приглашаю вас в свою лабораторию. А чтобы опыты наши были безопасные, повторим несколько правил.

Дети повторяют правила безопасности, одевают фартуки и встают вокруг стола

Дети рисуют углем и мелом

Дети обобщают знания,  полученные в ходе эксперимента  

Дети с интересом проводят опыт с лимонным соком и мелом; отвечают на вопросы воспитателя.

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети снимают фартуки и рассаживаются на стульчики

Выходит Пятница Друзья, я люблю строить,  поэтому я все знаю о камнях-строителях! Вспомните, в сказке о 3-хпоросят, какой дом оказался самым прочным?

Правильно, каменный.

Для строительства используют несколько видов камней, они разные по цвету и прочности: гранит, мрамор, булыжник, известняк и др. Из них строят дома, заборы, мост (показывает на картинки)

Дети делают выводы

Гном Суббота: 

-Вот вы все о каких-то камнях тут говорите, о серых, колючих, некрасивых,  и ни слова о прекрасном!

 Суббота:

-О самых красивых и прелестных камнях в мире – драгоценных! Посмотрите, какие у меня бусы, кольца!

Дети с интересом рассматривают картинки

Выходит гном Воскресение: Друзья, наш Алтайский край уже несколько веков славится богатством своих недр! На Алтае добывают драгоценные металлы (золото, серебро), соду, соль, железную руду, известняк для строительства, мрамор, а с недавних пор - бурый уголь! На весь мир знаменит Алтайский край своими месторождениями драгоценных камней – яшмы, малахита, изделия из этих камней представлены  на нашей выставке

Дети рассматривают поделки и украшения  из камней

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети с интересом рассматривают необычную гостью

Дети с радостью рассаживаются за столы и раскрашивают камни гуашью.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в удивительном царстве  камней, узнаем об их разнообразии, об их свойствах и  их применении. А найти камни и рассказать о них нам могут только истинные знатоки камней из сказки Братьев Гримм о Белоснежке. Кто же это?

Воспитатель: Правильно, гномы. А чтобы позвать их на помощь, нам надо произнести волшебные слова.

Повторяйте за мной:
- Вокруг себя мы повернемся

- И в гномов чудных обернёмся!

Воспитатель: Вот и превратились наши ребята в гномов, давайте познакомимся с ними?

Воспитатель:

-Очень приятно! Уважаемые гномы, помогите нам, пожалуйста, найти камни и узнать о них много интересного!

Воспитатель: Спасибо тебе, Понедельник, за увлекательный рассказ.

Посмотрите ребята на картинки, здесь изображены горы, которые есть в нашей стране: скалистые Уральские горы, заснеженные вершины Кавказских гор, Алтайские горы, горы Камчатки, где распложено много вулканов.

А на карте нашей страны они изображены коричневым цветом, чем выше горы, тем темнее цвет.

- Ребята,  давайте сделаем вывод, что же такое камень?

Воспитатель:

 -Вторник, а что у тебя в руках?

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, все камни правильно нашли. Спасибо тебе, Вторник. Ребята, сделайте вывод, какие камни бывают на ощупь?

Воспитатель:

- Среда, а какие камни ты нам поможешь найти?

Воспитатель:

- Какие интересные у тебя камни, Среда! Можно посмотреть?

- Ребята, я предлагаю вам провести опыт и попробовать нарисовать камнями, которые принес нам Среда.

А чтобы опыты и исследования проводить, надо немножко размяться и привести себя в физическую форму, повторяйте за мной:

-Камни мы найдём в горах,

-Их верхушки в облаках. На дороге камни есть,

-Под ногами их не счесть.

-Если в море мы нырнём,

-Камни даже там найдём.

Воспитатель:

- Вот мы и готовы приступить к исследованиям. Четверг, что ты нам хочешь сказать?

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите, сколько мела и угольков принес Среда, попробуем что-нибудь нарисовать.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Какие выводы мы можем сделать об этих камнях?

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, камни могут разговаривать?

-А я недавно узнала, что камни могут говорить, может проверим?

- На кусочек мела капнем лимонным соком и посмотрите, что происходит?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель предлагает провести исследование камней:

-Дети, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть наши камни под увеличительным стеклом, и рассказать, что вы нашли на своём камешке?

Воспитатель обобщает полученные наблюдения.

Воспитатель: - Пятница, а что ты нам интересного расскажешь?

Воспитатель:

-Спасибо, Пятница, что поделился своими знаниями.

-Дети, предлагаю вам подытожить, что нового мы узнали, ребята, о камнях?

Воспитатель обращает внимание на гнома Субботу:

- Суббота, а ты чего такая грустная-грустная?

- Субботы, ты это о чём?

Воспитатель:

- Суббота, а ты знаешь, откуда появились драгоценные камни, из которых сделаны твои украшения?  

Воспитатель рассказывает о драгоценных камнях, демонстрируя картинки с их изображениями

Воспитатель:

- Наша страна богата на залежи  драгоценных и полудрагоценных камней, много их и в нашем, Алтайском крае.

-Воскресенье, а ведь ты недавно изучал камни Алтайского края? Расскажи нам об этом

Воспитатель:

-Спасибо за твой рассказ Воскресенье, очень познавательно!

-Посмотрите ребята на нашу выставку, какие красивые предметы на ней представлены.

Воспитатель обобщает полученные знания:

-Ребята, давайте вспомним и перечислим, что добывают у нас в Алтайском крае?

ХМГ:

- Здравствуйте, ребята, услыхала я, что о моих сокровищах речь ведёте, и не смогла усидеть в горе каменной, к вам поспешила. Порадовали вы меня своими знаниями о каменьях разных, за это вам подарок принесла- камни!

- Но каменья мои не простые, а волшебные. Предлагаю вам  раскрасить их, чтобы заиграли они цветами радужными.

Воспитатель вместе с Хозяйкой медной горы помогают детям раскрашивать камни.

На мольберте картинки с изображением гор

Сюрпризный момент «Мешочек ощущений»

На столах лежат расходные материалы и инструменты для опытов

Эксперимент «Художники»

Опыт «Говорящие камни»

Исследование «Что видно на камне?»

На мольберте висят изображения архитектурных построек из камней

Сюрпризный момент: сундучок с разными

украшениями

На мольберте картинки с изображениями драгоценных камней и изделий из них

На столе оформлена выставка изделий из полудрагоцен-

ных камней

Раздается стук в дверь и в помещение входит Хозяйка медной горы, в руках у неё шкатулка.

Заключительная часть.

Цель: Анализ и подведение итогов занятия, оценка деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети в радостном настроении

и с интересом рассматривают получившийся результат

Дети повторяют движения, проговаривая слова.

Дети делятся своими

впечатлениями от занятия, и отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель раскладывает расписанные камни и обращает внимание детей:

- Посмотрите, ребята, какие у нас красивые камни получились, лучше драгоценных, из них мы можем выставку сделать. Какие вы молодцы!

-А наше занятие, дети, подошло к концу, и нам пора превращаться снова в ребят.

Повторяйте за мной:

- Вокруг себя мы повернёмся,

- И из гномов в ребят мы обернемся!

Воспитатель подводит итог

проведенной деятельности:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Где мы сегодня побывали?

- Что нового о камнях мы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» на тему: «Заколдованное математическое царство » в старшей группе

Конспекторганизованной образовательной деятельностиобразовательная область «Познавательное развитие» на тему:  «Заколдованное математическое царство » в старшей группе...

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «В тридевятом царстве» в старшей группе общеразвивающей направленности

Программные задачи:Формирование умение самостоятельно выявлять и составлять закономерностьФормировать умение ориентироваться по плану Закреплять ориентировку на листе бумаги.Совершенствовать умение со...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-продуктивная деятельность раздел «Рисование» в старшей группе Тема: «Светофор будущего»

Цель: Рисование светофора будущего  ЗАДАЧИ:Образовательные:- закреплять представление детей о светофоре- продолжать знакомить с волшебниками Развивающие:-  развивать речь детей, ум...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство» в старшей группе по теме «Черно-белое королевство»

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигу...

Конспект по продуктивной деятельности оригами "Лягушка" в старшей группе

Конспект по продуктивной деятельности оригами "Лягушка" в старшей группе...

Конспект образовательной совместной деятельности с элементами игровой деятельность «ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА» Старшая группа

Цель: Знакомить детей с понятием «террор, «терроризм»; вырабатывать правила поведения в нестандартной ситуации.Задачи: 1. Учить подбирать адекватные действия в опасной ситуации....