"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром".
материал по окружающему миру (младшая группа)

Шерстобитова Юлия Владленовна

Сообщение из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается сообщение из опыта работы «Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром».

Слайд 2.

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.  Ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, поэтому наиболее значимо на первой ступени образования – дошкольном образовании.

Слайд 3.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для развития высших нравственных чувств, воспитания основ гражданственности. Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения,  формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств.

Слайд 4.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с  взрослыми и сверстниками.

Слайд 5.

При выстраивании педагогического процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию нужно учитывать следующие принципы:

Принцип интегративности,  учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.

Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.

Принцип историзма реализуется путём сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни).

Принцип гуманности  предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.

Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.

Принцип доступности  материала, предлагаемый воспитателем материал должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.

Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Слайд 6.

  Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В младшем дошкольном возрасте оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.  Поэтому в своей работе  большое внимание уделяем    работе  над понятием «семья», проводим беседы о семье, о близких родственниках.

Слайд 7.

  Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе -  что такое город, но их необходимо знакомить с этим понятием. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому мы проводим наблюдения непосредственно возле дошкольного учреждения. Наше знакомство началось с близ лежащих улиц и домов. Вместе с детьми мы рассматриваем дома, обращая внимание детей на то, что домов много, они разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома и каждой квартиры есть свой номер.

Слайд 8.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через прогулки, наблюдения прививаем любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, о разных породах деревьев, произрастающие в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение родного края.

Слайд 9.

Приобщаем детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

    Рассказывая детям, что у каждого народа есть свои праздники, мы  знакомим  с тем, как отмечаем масленицу (проводы зимы), когда пекут блины, поют частушки и танцуют. Отмечая  Пасху, пекут пасхальные куличи, красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной игрой для ребёнка, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Слайд 10.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом»  способствует формированию патриотических чувств. Вместе с музыкальным руководителем  разучиваем и исполняем песни, танцы.

Слайд 11.

Особое значение для воспитания детей отводим фольклорным произведениям: пословицам, поговоркам, потешкам, пальчиковым играм. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Слайд 12.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование у детей раннего возраста начальных представлений о полезных продуктах питания в процессе организации разных видов детской деятельности"

В работе рассмотрены 5 видов детской деятельности, через которые возможно формирование у детей начальных представлений о полезных продуктах питания...

Система формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о ценностях нашего народа

В современном мире одним из направлений познавательного развития, в соответствии c введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,  предус...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного города в процессе прогулок»

Совершенствовать образовательную и воспитательную работу в области социокультурных ценностей дошкольников на примере ближайшего социального окружения....

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий»

Методическая разработка на тему "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об объектах окружающего мира посредством использования игровых технологий"  ориентиров...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

"Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой Родине"

Данная статья посвящена формированию у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром. Именно в период дошкольного детства заклады...

«Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине»

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....