Интегрированное занятие познавательного цикла по ознакомлению с миром природы и художественно-эстетической деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в страну снежинок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Воротилкина Татьяна Владимировна

Цель: углубление и систематизация знаний детей о явлениях неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Интегрированное занятие познавательного цикла по ознокомлению с миром природы и художественно-эстетической деятельности в группе компенсирующей направленности.

Тема  «Путешествие в страну снежинок»

               Цель: углубление и систематизация знаний детей о явлениях неживой природы.

               Образовательные задачи: - -дать научные знания о снежинках, форме, размере, составе;

- ввести в словарь детей слова-определения, слова-сравнения, новые слова: снежная крупка, хлопья.

-учить составлять предложения по образцу;

-закреплять знание названий цветов, геометрических фигур;

- продолжать учить использовать технику ленки «жгутик»

                Развивающие задачи: -развивать воображение, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук

-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и подборе родственных слов;

-упражнять в умении правильно использовать в речи окончания существительных –у и -е  с предлогом, в предложном и винительном падежах;

                  Воспитательные задачи: - воспитывать у детей эстетическое восприятие зимней природы, умение видеть красивое вокруг;

-воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы;

                 Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная, игровая, двигательная;

               

                 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Физическая культура»

 Материал к занятию: иллюстрации, снежинки, модели (снегопад), модели (для рассказа), волшебная палочка, розетки с крупой, вата, конверт с заготовками для лепки, пластелин, музыкальное сопровождение.

  Предварительная работа: чтение стихов, загадок о зиме, зимних явлениях; рассматривание иллюстраций, заучивание стихов; на прогулке: наблюдение за снегом, снежинками, свойствами снега;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

            1 часть

Вход  детей в группу. Дети здороваются с гостями и встают в круг.

В.: Ребята, я хочу загадать вам загадку. Послушайте внимательно*

                             Странная звездочка с неба упала.

                             Мне на ладошку легла и пропала.(***)

Правильно, это снежинка. Ребята, закройте глаза, к нам сейчас придет гость. Вот она наша гостья - снежинка. ( картинка)

 Ой, летит, летит снежинка

Белоснежная пушинка

Это зимушка-зима

Рукавами повела

Все снежинки закружила

И на землю опустила

Стали звездочки кружиться

Стали на землю ложиться

Нет не звездочки – пушинки

Не пушинки, а снежинки.

.

Ребята, а кто из вас знает, что такое снежинка? (капелька воды)

Правильно, это капелька воды, но не простая. Из тучки падает капелька воды. Но в холодное время года, она не долетает до земли капелькой. В холодном воздухе она замерзает и превращается в кристаллик. Этот кристаллик мы называем снежинкой.

Многие ученые изучают снежинки: они рассматривают их в микроскоп, фотографируют, изучают их форму, строение, размер.

Как вы думаете, какая самая крупная снежинка встретилась ученым? Самая крупная снежинка, которую встретили ученые, была в диаметре 38 мм. Вот какая это снежинка (показ снежинки из бумаги)

Скажите, а снежинки все одинаковые? Сколько лучиков у снежинки? Ученые доказали, что каждая снежинка уникальна и неповторима. По форме они очень похожи. У всех снежинок всегда по 6 лучиков. Вот только узор у каждой свой. В природе нет двух одинаковых снежинок! Они все разные!

А что произойдет, если вдруг снежинка попадает в тепло?

Сейчас Артем и Соня нам тоже прочитают стихотворение.

 Опустись снежинка на мою ладошку

Ты давно летаешь, отдохни немножко.

Ишь, какой ты хитрый, думаешь, не знаю

На ладошке теплой сразу я растаю.

 

Мы сейчас немного отдохнем. Приготовьте ладошки. (физкультминутка)

Стою и снежинки в ладошку ловлю

Я зиму и снег и снежинки люблю.

Но где же снежинки? В ладошке вода

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи

Уж больно ладошки мои горячи.

Слово «снежинка» образовалось от слова «снег». Давайте поиграем с этим словом и узнаем какие еще слова можно образовать от слова «снег».

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю …(снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые …(снежинки)

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик)

Рядом – снежная фигурка

Это девочка …(снегурка)

На снегу то, посмотри,

С красной грудкой …(снегири)

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил …(снег)

Вот сколько новых слов образовано от слова «снег». Все это слова - родственники. Они все из одной семейки

А теперь поиграем в игру « Скажи ласково». Слова будем переделывать так, чтобы получалось нежно, ласково,  красиво. Выберите себе карточку. Внимательно посмотрите, какое зимнее слово зашифровано на картинке, и подумайте, как это слово надо переделать.

Снег – снежок

Зима - …

Ветер - …

Снегурка -…

Снежинка - …

Мороз - …

Холод - …

Комок - …

Снеговик - …

Сугроб - …

Коньки -…

Валенки –…

Рукавицы - …

Шуба -…

Шапка - …

Горка - …

Кормушка - …

Санки - …

Молодцы, сколько ласковых слов подобрали.

А теперь я приглашаю вас в лес. Проходите, рассаживайтесь на скамеечки. Мы с вами очутились на лесной полянке ( вокруг расставлены иллюстрации заснеженного леса, фланелеграф, у воспитателя снежинки)

Полюбуйтесь, как красиво зимой в лесу. Все вокруг белым-бело.

На деревья, на кусты

Тихо падаю цветы.

Белые, пушистые

Только не душистые.  

Про что эта загадка? Правильно про снежинки. А когда снежинок много, как можно сказать? (снег). А теперь подумайте, какими словами можно описать снег? Какой бывает снег? (белый, пушистый, мягкий, холодный, липкий, колючий, искристый и др.) (на каждое называемое слово дети на фланелеграф выставляеют снежинку)

Вот какой большой сугроб у нас получился! Из чего состоит сугроб? (из снежинок). А на что похожи снежинки? (цветы, звездочки, листочки и др.)                    

             

 Я предлагаю вам подумать и решить одну задачу.

Вышли ребята в морозный день на прогулку. Идут по дорожке, по свежему снежку. И вдруг слышат – что-то хрустит под ногами.  Как вы думаете, почему хрустит снег? (ломаются лучики у снежинок)

А сейчас я докоснусь до каждого из вас волшебной палочкой и вы превратитесь в снежинки.  Закрывайте глаза, слушайте музыку и представте себя летящими. И о том, куда вы опустились, расскажете нам.

Звучит музыка.

(воспитатель дает образец рассказа, используя модели: я снежинка; я опустилась на ветку; я лежу на ветке;) Выслушиваем ответы детей.

         

                2 часть.

                     А теперь я хочу предложить вам пройти за столы. (дети садятся, на столах снежинки, розетки с крупой, кусочки ваты)

В. Снег – это всегда снежинки, но только с ними случаются разные истории. Представьте: в нашем лесу солнечно, легкий морозец пощипывает наши щечки (пощипали) и тогда можно разглядеть каждую снежиночку. Они кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой.

 Найдите у себя на подносах снежинку, которую можно рассмотреть, посчитать лучики.  (на стенд выкладывается модель «отдельные снежинки»)

                   Но вот подул сильный ветер (дуем), снежинки летят быстро и сталкиваются друг с другом, и у них пока они летят до земли, обламываются лучики. И они становятся похожими на маленькие комочки. У вас на подносах есть крупа и вата. Потрогайте все, рассмотрите. И подумайте на что будут похожи такие снежинки? Красивые ли они? Есть ли у них лучики?  Снежинки становятся похожими на крупу, и ро такой снег так и говорят: идет снег крупой. (выкладывается модель – крупка)

                  А теперь в нашем лесу становится теплее, наступает оттепель. И снежинки, падая цепляются друг за друга своими лучиками, слипаются и падают вместе. И тогда мы видим падающие хлопья снега, На что будет похож такой снег? на вату. (выставляется модель – вата)

   3 часть

                Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, какие разные снежинки падают с неба в разную погоду.

 В какую погоду мы видим отдельные снежинки?

 А когда идет снег хлопьями?

 Если дует сильный ветер, на что становятся похожи снежинки?

                Я вам предлагаю сделать свою собственную снежинку. Согласны?

 У вас на столах есть пластелин. Картон (основа) для наших поделок находится в этом конверте. И что б его открыть нужно решить головоломку.  Внимательно посмотрите на конверт и ответьте на вопрос , что должно быть нарисовано в пустой клеточке. Правильно разгадали головоломку – открываем конверт. Здесь в конверте геометрические фигуры разной формы и разного цвета. Я вам предлагаю выбрать фон для своей снежинки и  правильно об этом сказать («мне нужен синий ромб», или «мне нужен красный овал» и т.д.).  Простым карандашом делаем набросок своей снежинки и выкладываем узор из тоненьких жгутиков. (работаем под музыку).

                 Давайте прервемся.  Если кто-то еще не закончил свою работу, мы сможем позже доделать. А сейчас давайте вернемся на лесную поляну.

   - О чем мы с вами сегодня на занятии говорили?

   - А что вам запомнилось больше всего?

   - Кому бы вы хотели об этом рассказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: « Помо

Расширить представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, как спасается от врагов, приспосабливается к жизни в зимних условиях. Развивать любознат...

Познавательное развитие ( ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Осень»

Сформировать представление о листьях и деревьях осенью; воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность....

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»

Применение  игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес  к  ООД и снять психофизическое напряжение....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Технологическая карта НОД по ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОВЗ на тему "Дикие животные"

Технологическая карта НОД  по ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие"в подготовительной к школе группе компенсирующ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема. «Путешествие в маленькую страну».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев подготовительной к школе группе Тема. «Путешествие в маленькую страну»....