Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Лесовичок»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Дворцова Людмила Петровна

Программа направлена на  формированте у детей  экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lesovichok.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по экологическому воспитанию

«Лесовичок»

для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Автор: Дворцова Л.П.

2021- 2022 г.г.

Оглавление

1. Целевой раздел        2

1.1.Пояснительная записка.        2

1.2 Актуальность        3

1.3 Новизна        4

1.4 Цель  и задачи        4

1.5 Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:        5

1.6 Методы:        5

2.Содержательный раздел        6

2.1.Список детей        6

2.2.Формы работы.        6

2.3 Учебный план  :        7

2.4 Перспективный план работы кружка «Лесовичок»        8

3. Материально-технические условия.        21

4. Список литературы:        21

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

1.2 Актуальность

 программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

1.3 Новизна

 данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытовНапример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

1.4 Цель  и задачи

Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи

  1. Расширить и обогатить знания детей о родной природе.
  2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью.
  3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
  4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
  5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
  6. Расширить представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
  7. Формировать у дошкольников познавательные интересы, бережное отношение к природным явлениям и объектам, которые нас окружают, наблюдательность.
  8. Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
  9. Развивать фантазию, творческое воображение.

1.5 Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

1.6 Методы:

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
  • загадывание загадок;

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • чтение литературных произведений;
  •  изготовление с детьми наглядных пособий.

2.Содержательный раздел

2.1.Список детей

N

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2.2.Формы работы.

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование информационных технологий на занятиях
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки;
  • использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

2.3 Учебный план  :

Группы

Количество занятий в неделю

Время (мин.)

Количество детей

1

Средняя гр.

1

20

во 2 половине дня

14

2.4 Перспективный план работы кружка «Лесовичок»

месяц

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь

1.

«Наш дом-природа»



Мозаичная аппликация» 

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему  миру и природе. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. Приучать детей внимательно слушать задание, старательно выполнять его. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Продолжать учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики из бумаги, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок не заполнится квадратиками.

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

2

«Что нам осень подарила»



«Аппликация из ниток». 

«Морковка».

Закреплять знания об овощах, фруктах; учить описывать и сравнивать их, согласовывать определения и существительные, учить определять овощи по форме на ощупь. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

Отгадывание загадок.

Игра «Что нам осень принесла?»

Игра «Найди овощи»

Игра «Чудесный мешочек»

3

«Царство грибов»


Рисование грибов способом тычка: 

Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы.

Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

4«Лес»


«Аппликация из сухих листьев» 

Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство. Закрепить знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к лесу.

Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада.

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

4. Собирание гербария.

октябрь

1

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»


Цветик-семицветик.

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями.  Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем.

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2

«Осеннее дерево - рябина»


«Аппликация из салфеток» 

Расширять и углублять знания детей о рябине, её внешнем виде осенью. Воспитывать любовь к родной природе через устное народное творчество. Закрепить знания о пользе рябины для человека и птиц. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды.

Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки - ягоды, (Коллективная работа).

Беседа о рябина.

Чтение стихов о рябине.

Народные приметы о рябине.

3

«Домашние животные»


«Поделка из природного материала» 

Обобщить и закрепить знания детей о домашних животных. Закреплять названия домашних животных и их детёнышей, где они живут, чем питаются. Какую пользу получает от них человек. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.

Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

 Беседа о животных.

4

«Нужная и важная вода»



Аппликация – мозаика с элементами рисования

Формирование и систематизирование знаний детей о воде, о еѐ назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Дети нарезают полоски синей бумаги на мелкие кусочки, рисуют тучку на листе бумаги, намазывают клеем тучку и выкладывают мелкие кусочки цветной бумаги и в конце рисуют капельки цветными карандашами.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»;

Пение «Туча», «Кап, кап…», «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака»

5

«Перелётные

птицы»


«Картинка из ниток»

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать. Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином». Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Продолжать приклеивать пряжу (нитки) к картону на контурное изображение.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

ноябрь

1

«Кто живёт в реке»

Конструирование «Рыбка»

Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.

Изготовление рыбки из еловых или сосновых шишек и пластилина

1. Беседа, «Какие животные называются водными»

2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»

Обратить внимание на внешние особенности.

2

«Удивительные камни»

Дать понятие о камнях и их свойствах.  Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.  Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе.

1. Рассмотреть камни.

2. Назвать их свойства и особенности.

3. Опыты с камнями.

3

«Защитим ель и сосну»



Лепка «Зима в лесу»

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Активизировать словарь детей: ель, сосна.


Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.

1. Дидактическая игра «Иней на ветках» 2. Дидактическое упражнение «Один-много»

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Живи, елочка!».

4

«Синичкин праздник»



«
Обрывная аппликация»

 «Синичка»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Развлечение: «Синичкин праздник»


Продолжать учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать их на нарисованную форму.

Беседа «Угадай, какая птица».

Использование художественного слова.

Загадывание загадок.

декабрь

1

«Дикие звери зимой»


«Поделка из природного материала»

 «Ёжик».

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Закреплять знания детей о диких животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме.

Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

Чтение стихотворений, творческие задания, беседа, загадывание загадок.

2

«Путешествие

в зимний лес»


«Аппликация с использованием пластилина

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

3. Д/и «Чей хвост?».

3

«Снежинка»



«
Учить рисовать в смешанной технике (парафиновая свечка и акварель».

Продолжать знакомить детей со свойствами снега: белого цвета, холодный, в тепле тает. Познакомить детей с образованием снежинок, используя опыт, показать образование пара; дать знания о пользе снега. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Закрашивать акварелью лист бумаги, на котором, заранее парафином нанесен рисунок «снежинки». Способствовать развитию воображения и творческой активности.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

4

«Зимняя красавица - ель»



«Рисование восковыми мелками» 

Показать особенности строения хвойных деревьев.

Расширять временные представления. Развивать любознательностьФормировать желание заботиться об объектах живой природы.

Учить изготавливать плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием).

Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?».

Творческая работа.

Январь

1

«Наблюдение за снегом и льдом»


«Рисунок из ваты» «Зайчик – побегайчик».

Формировать реалистическое понимание неживой природы;   закрепить названия и последовательность зимних месяцев; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Изготовление объемной, мягкой картины из ваты на рисунке. Развивать творчество и фантазию.

Беседа, наблюдение.

Проведение опытов.

Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.)

2

«Жизнь птиц зимой». «Зимующие птицы».

Рисование красками ветки рябины.

Расширять представления о многообразии зимующих птиц, их образе жизни, питании. Закрепить понятие «зимующие птицы». Совершенствовать умение отгадывать загадки. Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них.

Учить рисовать ветку рябины.

Беседа, игра «Накорми птицу»

Дид. игра «Доскажи словечко»

Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

Рассказ о жизни птиц зимой

Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

3

«Зимние явления в природе»


«Лепка из солёного теста» 

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 Учить детей изготавливать снежинку из четырёх тонких колбасок, пересекающихся в центре

Использование художественного слова,

практическая работа

Игра «Исправь неверное»

Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

4

«Воздух и его свойства»

Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.

Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.

Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

Опыты с воздухом

Февраль

1

«Ветер, ветерок»

Уточнять и расширять представление детей о ветре, его свойствах. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с воздухом, устанавливая элементарные причинно-следственные выводы. Расширять представления

о взаимосвязях, происходящих явлений в опыте.

Наблюдение за ветром

(использование вертушек)

Опыты с ветром

2

«Дикие животные в лесу зимой»


«Конструирование – оригами»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. 

Загадывание загадок о животных.

3

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой.

Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка.

4

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Опыты с водой, песком; беседы о добре и зле.

март

1

«Весна».

«Открытка для мамы».

Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне и о весеннем празднике.

Учить равномерно намазывать детали клеем. Воспитывать аккуратность в работе.

1. Загадывание загадок о весне.

2. Игра «Чудесный мешочек»

3. Игра «Скажи наоборот»

2

«Уход за комнатными растениями»

Развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле.

Рассматривание инструментов.

Рыхление почвы.

Протирание листочков.

Полив растений.

 3

«К нам весна шагает быстрыми шагами»


«Аппликация из цветной бумаги» 

«Первые цветы»:

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

4

«Как солнце жизнь

дает земле»


Рисование манкой

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.


Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Апрель

1

«Забота о здоровье»


«Мозаичная аппликация»  «Яблочко».

Формировать привычку к здоровому образу жизни; формировать представления дошкольников о зависимости  здоровья, о двигательной активности, о питании, о правилах гигиены.

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги вкруговую, соблюдая расстояние между ними.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

2

«Огород у нас не плох»

Вовлекать детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений; развивать интерес к опытнической и исследовательской работе.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

3

«Первые цветы в природе»


«Рисование методом тычка».

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».

4

«Птицы весной»

Изготовление   скворечников  из бумаги.

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Учить изготавливать скворечники из бумаги.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

май

1

«Насекомые»


«Рисование поролоновой губкой по трафарету».

Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь с животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым). Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Учить правильно набирать краску на поролоновую губку и прикладывать ее к трафарету, оставляя отпечаток, дорисовывать детали с помощью ватной палочки.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка»


2

«Цветущий сад»



«Рисование пальчиками, тычками» «Весеннее дерево»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений). Закрепление знания о времени года, о признаках весны; познакомить детей с процессом "Где яблоня прячет семена?".

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры ствола и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3

«Путешествие по экологической тропе»

«Весенние цветы»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

4

«Что такое облака, дождь, гроза?»


«Коллективная работа» 

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Рисование дождя и туч с помощью пальчиков, ватных палочек, паролоновой губки. Наклеивание на картину дерева из скрученной бумаги, кроны - из салфеток.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

3. Материально-технические условия.

Материально-техническая база МБДОУ №328 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. Имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, и др. Место, организация, оснащение отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.  

4. Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
  5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
  6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Экоша"

Рабочая программа по дополнительному образованию...