Ознакомление с окружающим миром тема "Новый год" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дашкевич Ирина Васильевна

В технологической карте занятия представлен материал для работы с детьми старшей группы. Материал позволяет уточнить и закрепить знания детей по теме Новый год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема: Ознакомление с окружающим миром «Новый год»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире, закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране;

Задачи: развивать у детей чувство общности в группе и навыки сотрудничества; развивать диалогическую речь, обогащать активный словарь, учить использовать в речи образные слова и выражения; развивать воображение, фантазию, самостоятельность.

Планируемый результат: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие

Основные понятия: Новый год, елка, Дед Мороз, Снегурочка, елочные игрушки, новогодний дождик 

Форма проведения: игровое, беседа-диалог, практическое

Оборудование: рисунки и фотографии новогоднего праздника; презентация Дед Мороз и Санта-Клаус.

Этап

Действия воспитателя

Действия детей

время

1

Мотивационно-побудительный

Строит детей в шеренгу.

Воспитатель предлагает разгадать загадки:

Хоть не шишки, не иголки,

А висят на ветках елки. (Елочные игрушки.)

Праздник снега и хлопушек,

Масок, елок и игрушек. (Новый год.)

Для нее под каждой елкой

Место на полу нашлось.

И ее главнее только

Добрый Дедушка Мороз. (Снегурочка.)  

И мальчишки и девчушки

Ждут его на Новый год,

Потому что он игрушки

Им под елочки кладет. (Дед Мороз.)

Просит детей вспомнить что такое Новый год. Слушает ответы детей.

5 мин

2

Организационно-поисковый

Приглашает детей за стол.

Воспитатель читает стихотворение Е. Михайловой:

Что такое Новый год?        

Это все наоборот:                

Елки в комнате растут,      

Белки шишек не грызут,    

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!  

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

Ребята, что же такое Новый год? Новый год - это праздник, смех, веселье, хороводы, подарки. Воспитатель рассказывает детям о празднике.

Кто же первым придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времен. Правда, к каждому народу Новый год приходит в свое время. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев. Новый год - это праздник, когда тебя не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда ты с нетерпением ждешь окончания боя курантов, чтобы броситься под елку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год - это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые, и дети. Новый год - это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой.

Традиций празднования Нового года в России довольно много. От времен славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. И конечно, Дед Мороз и Снегурочка. В вашем доме, скорее всего, о новогоднем столе позаботится мама или бабушка. А участвовать в украшении новогодней елки и комнаты - огромное удовольствие. При украшении елки на нее первым делом вешают электрическую гирлянду с лампочками, потом - игрушки: сначала крупные, затем маленькие. В последнюю очередь надевают на верхушку елки шпиль и раскидывают блестящий «дождик».

Физкультминутка «ДЕД МОРОЗ ИДЕТ»

Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной: Скрип-скрип, топ-топ!                  Ходьба на месте.

Посмотрите - кто идет?                 Приставляют правую руку к бровям, смотрят вдаль.

Скрип-скрип, топ-топ!

Кто-то песенку поет.                      Выполняют приседания, руки на поясе.

Посмотри! Дед Мороз                    Ходьба на месте.

С бородой пушистой,                     Приставляют правую руку к бровям, смотрят вдаль.

У него на бровях

Иней серебристый.                         Выполняют повороты туловища, руки на поясе.

Скрип-скрип, топ-топ!

Каждый год он к нам идет.             Ходьба на месте.

Скрип-скрип, топ-топ!

Смех и радость нам несет.              Приставляют правую руку к бровям, смотрят вдаль. Посмотри! Дед Мороз                                        Выполняют наклоны туловища в стороны, руки на поясе.

С бородой пушистой,

У него на бровях

Иней серебристый.                          Ходьба на месте.

Воспитатель показывает изображения на экране Деда Мороза и Санта-Клауса.

В некоторых странах Европы детей поздравляет не Дед Мороз, а Санта-Клаус. Давайте сравним, чем отличаются Дед Мороз и Санта-Клаус.

Сравните головные уборы сказочных героев. У Деда Мороза - шапка, отороченная мехом. У Санта- Клауса - красный колпак с помпончиком. Дело в том, что в России зимой в мороз без шапки на улицу не выйдешь, и никакой колпачок не спасет от мороза. Если быть точным - шапка на голове Деда Мороза должна быть расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части, - это стилизованные рога. Форма шапки - полуовал, так как круглая форма шапки традиционна для русских царей.

Какая борода у Деда Мороза и у Санта-Клауса? У Деда Мороза - длинная, до пояса. У Санта-Клауса - короткая борода лопатой.

Сравните верхнюю одежду. У Деда Мороза - теплая шуба до пят, подпоясанная кушаком. У Санта- Клауса - короткая куртка. Различие обусловлено опять-таки разницей климата. В Европе зимой тепло, а на российском Севере без шубы замерзнешь.

Какого цвета у них верхняя одежда? У Деда Мороза шуба и шапка могут быть красными, синими и даже белыми. У Санта-Клауса - только красными.

Что надевают они на руки? У Деда Мороза - теплые рукавицы. У Санта-Клауса - легкие перчатки.

Что они держат в руках? Дед Мороз держит посох. У Санта-Клауса в руках ничего нет. Для чего Деду Морозу посох? Во-первых, с посохом легче пробираться по сугробам. А во-вторых, по легенде, как раз посохом Дед Мороз и морозит.

Сравните пояса у Деда Мороза и у Санта-Клауса. У Деда Мороза либо белый пояс, либо под цвет шубы. У Санта-Клауса - ремень с пряжкой.

Какую они носят обувь? У Деда Мороза - белые валенки. У Санта-Клауса - черные сапоги.

Кто носит очки? У Санта-Клауса бывают очки, у Деда Мороза - никогда.

 15 мин

3

Рефлекторно-корригирующий

Раздает картинки деда Мороза и просит их раскрасить.

Благодарит детей за старание.

10 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...