Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, воспитание любви и интереса к малой Родине и ближайшему окружению. Чувство любви и интереса к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_monastyrya_konspekt.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 4 «Россияночка»

  Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

       на тему: «Тайны Тихвинского Богородичного

       Успенского мужского монастыря»

                C:\Users\user\Desktop\2246842.jpg

        

         

  Составила:

  Зиновьева Наталья Александровна

  воспитатель высшей

                                                                                        квалификационной категории

г. Тихвин

2018

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, воспитание любви и интереса к малой Родине и ближайшему окружению. Чувство любви и интереса к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного края, города. Знакомясь с ним, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

В 2015 году Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря отметил 500-летний юбилей.
Этому событию были посвящены светские и духовные мероприятия.

Поэтому это событие находит отражение и в работе с нашими воспитанниками.

        Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

        Данному занятию предшествовала предварительная работа: просмотр мультфильма "Путеводительница", экскурсия в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, рассматривание иллюстраций, беседы.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Тайны Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря».

Задачи:

- обобщить знания детей об истории Тихвинского Большого Успенского мужского монастыря;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ;

 - обогащать словарь детей новыми выражениями и словами (зодчий, собор, путеводительница, явился образ)

- закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

-  воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родному городу;

- вызывать в детях интерес и уважение к прошлому родного города;

- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

- Экскурсия в Тихвинский Большой Успенский Мужской монастырь;

- Рассматривание коллекции открыток «Тихвин на старых открытках»;

- Посещение занятия на тему «О чем рассказала икона?» (ТИМАХМ);

- Просмотр мультфильма «Путеводительница»;

- Создание совместно с родителями (законными представителями) и детьми  альбома «Прогулки по монастырю».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, д/и «Составь из частей целое», манная крупа, клей ПВА, ватман, тряпочки, бумажные детали собора, презентация «Монастыри и соборы Тихвина», аудиозапись «Колокольные звоны».

   

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Звучит перезвон колоколов (открывается презентация слайд 1).

Воспитатель:

- Ребята, вы узнаёте эти звуки? (Ответы детей.)

- Вы правы. Это колокольный звон.

- Давайте послушаем интересное стихотворение о колокольном звоне, которое  выучила Света.

Ребёнок читает стихотворение:

                          Музыка над городом плывёт

                          Радостно, торжественно, красиво…

                          Колокольный звон… Какая сила!

                          Чистый звук, что за душу берёт.

                          Звон плывёт, взмывая в облака,

                          Он, как свет: прозрачный и хрустальный

                          И парит над миром чудо, тайна,

                          Возродившись к жизни на века.

                                                                                Т. Лаврова

Воспитатель:

- Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей.)

- Мы с вами послушали колокольный звон. Какой он? (Ответы детей.)

- Да, он чистый, громкий, радостный.

- А вы знаете, что когда звучат колокола, то воздух вокруг очищается, становится чистым, полезным для здоровья.

-  Где можно услышать колокольный звон? (ответы детей)

Воспитатель:

 - Правильно, в монастырях, на звоннице.

-  А в Тихвине, где вы слышали колокольный звон? (ответы детей)

(слайд 2)

Воспитатель:

- Да я с вами соглашусь. Наш небольшой русский город Тихвин давно известен и славится множеством церквей и соборов (слайд 3).

- На территории Большого Успенского монастыря красуется Собор Успения Пресвятой Богородицы. Как вы думаете, кто создает такие строения? (ответы детей).

Воспитатель:

- Раньше людей, строящих церкви, соборы, монастыри, называли зодчими. А вы хотите попробовать себя в роли зодчих? (ответы детей).

        Воспитатель предлагает детям д/и «Составь из частей целое». (Дети из отдельных фрагментов собирают на фланелеграфе изображение собора Успения Пресвятой Богородицы.)

Воспитатель:

- Давайте рассмотрим изображение собора (слайд 4). Кто попробует его описать. (Рассказы детей.)

Воспитатель:

- Какие интересные, подробные описания у вас получились. Я думаю, что теперь вам не составит труда выполнить следующее задание. Попробуем? (ответы детей)

- Перед вами на экране 4 изображения. Ваша задача: найти собор Успения Пресвятой Богородицы.

 (Проводится интерактивная игра «Найди и покажи».)

Воспитатель:

- Вам предстоит сегодня ещё много интересного узнать. Поэтому надо набраться сил.

 Физминутка:

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Воспитатель:

- Подумайте, что может обозначать   слово «собор»? (ответы детей).

Воспитатель:

- Да я с вами согласна. А ещё слово «собор» обозначает – духовный дом Пресвятой Богородицы. В нашем городе и во всём мире почитают Тихвинскую икону Божией Матери (слайд 5). Её называют Одигитрия – путеводительница. Существует приданье, как появилась икона Святой Богородицы в наших краях. Недавно мы с вами посмотрели мультфильм «Путеводительница», из которого узнали, когда и где явился образ Святой Богородицы, и при каких обстоятельствах жизненного пути люди прибегают к заступничеству Царицы Небесной. Сегодня эту историю нам напомнят Катя и Серёжа.

        Рассказ детей: Чудотворная Тихвинская икона неожиданно явилась на реке Тихвинка (слайд 8). Впервые икону Пресвятой Богородицы с Младенцем на левой руке увидели крестьяне, ловившие рыбу на Ладожском озере. Они поразились необыкновенному свету и заметили в нем движущуюся в воздухе над водой икону. Но лучезарная икона скрылась от глаз рыбаков.  Затем снова появилась на реке Тихвинка. В тот день были спилены деревья и поставлены три венца в основание храма, и народ на ночь разошелся по домам. А наутро они обнаружили, что начатый вечером сруб и заготовленный лес — все лежало на другом берегу реки. Сама же икона Богоматери стояла над восточной стеной сруба, сияя, словно солнце.

Воспитатель:

        Позднее на местах чудесных явлений Пресвятой Богородицы возвели храмы и часовни, так появилась и Полковая церковь (слайд 9).

        На месте, избранном Пресвятой Богородицей, был построен деревянный храм во имя Успения Богоматери. Потом вместо деревянного храма возвели каменный (слайд 10).

        Явившаяся икона Божией Матери, прославилась обилием чудес. Люди приходили издалека, некоторые навсегда поселялись около святыни.

        К особенно памятным знамениям, бывшим от Тихвинской иконы, относятся победы в войнах над врагами Русской земли. На некоторое время икона была вывезена из страны, совсем недавно она наконец- то возвратилась в родной собор. И каждый год 9 июля мы празднуем появления Святыни и Собора Успения Пресвятой Богородицы.

Воспитатель:

- Ребята, в нашем городе к празднованию Собора Успения Пресвятой Богородицы будут организованы выставки рисунков, плакатов. Вы бы хотели, чтобы ваша работа была на такой выставке? (ответы детей). Тогда я предлагаю нарисовать наш прекрасный Собор Успения Пресвятой Богородицы. С помощью каких материалов можно выполнить ваш рисунок? (ответы детей).

- Правильно, мы можем использовать акварельные краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Но я хочу открыть вам небольшой секрет, можно выполнить рисунок манной крупой.  Предлагаю вам выполнить коллективную работу.

        Воспитатель предлагает детям подготовить рабочее место, выбрать деталь собора.

- Давайте вспомним технику рисования манной крупой (ответы детей).

- Вы вспомнили технику рисования манной крупой, теперь приступайте (дети выполняют работу под музыку Н.А.Римского-Корсакова). Воспитатель следит за осанкой детей во время работы, хвалит, подбадривает, помогает тем детям, которые затрудняются в изображении. Затем все детали собираются в единое целое, опираясь на изображение собора на фланелеграфе.

Воспитатель:

- У нас получился удивительный собор. Ребята, с каким настроением вы работали? (Ответы детей.) А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)  Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Вы сегодня постарались, как настоящие зодчие.  Нашу работу мы обязательно передадим на городскую выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный мир осени»

Конспект открытого интегрированного  занятия в подготовительной к школе группеТема: «Волшебный мир осени»Воспитатель: СухоруковаМарина АлександровнаПрограммное содержание:...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован  разнообразный...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Волшебница вода».

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие....

Конспект интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: "Птицы весны"

Очень интересное и поучительное занятие, развивает речь детей, память ,сообразительность. Расширяет кругозор детей....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по островам знаний»

Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной к школе группы за пройденный период учебного года....

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.Тема занятия: «Лес – наш друг»

Тема занятия: «Лес – наш друг»Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды.Задачи: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздо...