Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Марина Ивановна Орехова

«Любовь к природе, впрочем,

                                                   Как и всякая человеческая любовь

                                           Несомненно, закладывается в нас с детства»

                                                                             И. Соколов-Никитов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Нарышкинский детский сад «Солнышко».

Программа

профессионального саморазвития педагога

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».

на 2018-2019г.

Разработала:

Орехова М.И., воспитатель

высшей квалификационной категории.

с.Нарышкино, 2018 год.

                                                       «Любовь к природе, впрочем,

                                                   Как и всякая человеческая любовь

                                           Несомненно, закладывается в нас с детства»

                                                                             И. Соколов-Никитов.

Введение.

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Ожидаемые результаты:  

  1. Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
  2. Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам.
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Источники самообразования:

-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети интернет.

-Проводить семинары, мастер-классы.

-Участвовать в конкурсах.

-Проходить курсы повышения квалификации.

-Проводить и посещать открытые занятия.

План мероприятий по реализации программы

№ п/п

       Мероприятия

Цель

Сроки

Этап самопознания

1

Проведение диагностики

уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности

Л.Н. Бережкова

(Приложение 1)

Проанализировать

уровень саморазвития

2018 год

2

Изучение методической литературы по экологии

Изучить направление работы по проблеме экологии

2018 год

(Приложение 2)

Создание нормативно-правовой базы для работы в экологическом уголке.

Изучение опыта работы воспитателей через сеть интернет.

Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме

Этап реализации

3

Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

(Приложение 3, 4)

Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

4

Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий. Проводить работу с воспитанниками и их  родителями. Как правильно организовать экологическую деятельность дома.

Развивать творческий потенциал воспитанников и создать необходимые условия для экологии.

Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй.

5

Участвовать во всех профессиональных конкурсах на региональном, федеральном уровнях.

Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и Районного МО воспитателей детских садов.

Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы.

Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня. Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта.

2019 год

Этап самоконтроля

6

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

Видеть личностные недостатки и уметь организовать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием.

2019 год

7

Проводить психолого-педагогическую диагностику

Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности.

2019 год

Список литературы:

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014. - 320 с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –2014. . - 207 с.

http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Приложение 3.

План работы с воспитанниками.

Старшая и подготовительная группа.

Месяц

Тема

Литература, автор

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

  1. «Планета Земля в опасности!»
  2. «Ранняя осень.»
  3. «Без воды нам не прожить».
  4. «Обитатели нашего уголка природы».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Ноябрь

  1. «Перелётные птицы».
  2. «Золотая осень».
  3. «Жизнь зверей осенью».
  4. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Декабрь

  1. «Через добрые дела можно стать юным экологом.»
  2. «В гостях у дедушки Ау» (развлечение).
  3. «Беседа о лесе» (комплексное занятие).
  4. «Природная стихия - огонь.»

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Январь

      « Зимушка – зима».

   2.        «Жизнь птиц зимой».  

   3.  «Как животные проводят зиму в лесу».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Февраль

  1. «Посадка лука и наблюдение за ним».
  2. «Кто главный в лесу? Живые цепочки».
  3. «Путешествие на Луну».
  4. «Пройдёт зима холодная» (комплексное занятие).

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Март

  1. «Сравнение диких и домашних животных».
  2. «Черенкование комнатных растений».
  3. «Викторина о лесе».
  4. «Космос. Вселенная. Звёзды».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Апрель

  1. «Птицы нашего края».
  2. «Зелёная служба» Айболита - весенний уход за комнатными растениями.
  3. «Солнце - источник тепла и света».
  4. «Лес весной».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

Май

  1. «Знатоки природы» (викторина).
  2. «Море бывает в беде».
  3. «Облака».
  4. «Весёлое лето».

программа С.Н. Николаевой «Юный эколог»

 Приложение№4

План работы с родителями.

Старше - подготовительная группа.

Месяц

Тема

Октябрь

Консультация «Ребенок и природа».

Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».

Анкетирование  родителей  «Экологическое воспитание детей».

Развлечение: «Праздник урожая»

Ноябрь

Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

Анкетирование по экологии.

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени».

Декабрь

Помощь  родителей в изготовлении кормушек.

Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.

Индивидуальные беседы, консультации.

Январь

Круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». 

Индивидуальные беседы.

Февраль

Анкетирование родителей  «Книга в семье». 

Консультация «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». 

Март

Тематическая беседа: «Не причиняя вреда природе».

Консультация «Роль леса в жизни человека».

Родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе».

Апрель

Экологические акции «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая».

Тематическая беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Досуг: «В весенний лес за приключениями».

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала.

Май

Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

Беседа с родителями на тему: «Огонь-беда для леса!»

 Акция: «Украсим клумбу»

 Консультация: «Играя на природе –познаём её»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет

Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления пор...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Программа профессионального саморазвития педагога.«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».

laquo;Формирование  конструктивных умений у детей 5-6 лет  в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики»....