Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_laboratoriya_yunogo_ekologa.docx182.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613712338_7-p-opiti-fon-dlya-prezentatsii-7.jpg

Программа дополнительного образования

«Лаборатория юного эколога»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор:

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Лошина Ираида Валентиновна

Москва, 2020г.

Содержание

  1. Пояснительная записка:
  • Актуальность Программы………………………………………       3стр.
  • Паспорт Программы…………………………………………        4 –5стр.
  • Методы и принципы деятельности лаборатории……………     6 – 7стр.

  1. Ожидаемые результаты работы……………………………………        8стр.

  1. Этапы реализации Программы……………………………………..9 – 10стр.

  1. Рекомендуемая опытно-исследовательская деятельность,

проводимая в «Лаборатории юного эколога»…………………...   11 – 12стр.

  1. Примерный перечень оборудования лаборатории………………….      13стр.

  1. Список используемой литературы………………………………      14 –15стр.

.

Актуальность программы

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации  имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет:

- обогащение памяти ребенка;

- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

- стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать, обнаруженные закономерности и выводы.

Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание «Лаборатории юного эколога».

Паспорт Программы

Наименование Программы

«Лаборатория юного эколога»

Основание для разработки Программы

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года;

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы»;

Цель Программы

Развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.

Формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника

Задачи Программы

  1. Создание среды (лаборатории), способствующей развитию познавательных и творческих  способностей дошкольников:
  • стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;
  • формирование независимости в мышлении;
  • стремление доводить начатое дело до конца.
  1. Обогащение эмоционального опыта общения дошкольников;
  • воспитание умения понимать чувства окружающих;
  • формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.
  1. Осуществление образовательной работы в разных формах:
  • на специально организуемых познавательных занятиях;
  • на комплексных занятиях;
  • в играх;
  • на прогулках и экскурсиях;
  • в виде своеобразных домашних заданий, даваемых, как детям, так и их родителям.
  1. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
  2. Формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
  3. Осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
  4. Организация педагогического просвещения родителей.
  5. Рациональное использование материальной базы, средств, кадров учреждения для формирования высокого уровня интеллектуального развития воспитанников.

Управление и механизм реализации Программы

1.  Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач.

2.        Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории.

3.        Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории.

4.   Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской

    деятельности дошкольников.

5.        Стимуляция творческой деятельности детей,  педагогов.

6    Контроль и комплексная оценка результатов деятельности.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Предметом исследования является влияние нового элемента развивающей среды дошкольного учреждения – «Лаборатории юного эколога» на интеллектуальное развитие детей.

Методы исследовательской работы.

Эмпирические:

Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами.

Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.

Теоретические:

Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.

Принципы деятельности лаборатории.

  1. Принцип законности:

Означает необходимость неукоснительного следования органов Закону РФ «Об образовании и другим законам и нормативно-правовым документам.

  1. Принцип креативности:

Развитие творческих способностей дошкольников.

  1. Принцип гуманности:

Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.

  1. Принцип целевой направленности:

Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.

  1. Принцип партнерства.

В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов дошкольного упреждения.

Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.

  1. Безопасность.

Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.

  1. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.

  1. Постепенность погружения в проблему. Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.
  2. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

  1. Дифференцированный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.

Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя показатели результативности реализации программы (модель предполагаемого результата по образовательным задачам)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение у детей познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.

Критерии оценки ожидаемых результатов Программы

Критерии

Показатели

Диагностические средства

 Личностный рост:

а) стимулировать развитие любознательности

б)сформированность нравственного потенциала личности ребенка:

в) гуманизм, патриотизм.

1. Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям.

2. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Развитие креативности личности ребенка.

4. Воспитание у детей любви к природе родного края.

5. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

6. Обладание способности к рефлексии.

7. Терпимое отношение к мнениям сверстников.

1. Педагогическое наблюдение

2. Методики:

«Маленький исследователь». «Выбор деятельности»

(Л.Н. Прохорова);

 «Радости и огорчения» (И.В. Цветкова);

 «Древо желаний» (В.С. Юркевич) для исследования предпочитаемого вида деятельности, материалов в процессе экспериментирования,

 для выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

3. Диагностическое задание – игра «Да – нет» (по типу игры «Вопрошайка» Н.Б.Шумаковой) для исследования динамики развития исследовательской активности.

2.Удовлетворенность родителей и детей деятельностью лаборатории.

1. Анкетирование родителей по теме: «Удовлетворенность деятельностью лаборатории»

2. Анкетирование детей по теме: «Чем тебе нравится лаборатория?»

Этапы реализации Программы.

1 этап. (Подготовительный)

  1. Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:
  • Н. Рыжова «Наш дом - природа»;
  • С. Козлова «Я - человек»;
  • С. Николаева «Юный эколог»;
  • Т. Попова «Мир вокруг нас»;
  • Т. Гризик «Познаю мир»;
  • Л. Щипицына «Азбука общения»;
  • Н. Комратова «Мир, в котором я живу».
  1. Создание развивающей среды:
  • оформление лаборатории;
  • создание библиотечного фонда;
  • приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.
  1. Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
  2. Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
  3. Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.

2 этап. (Внедрение Программы)

  1. Разработка новой формы организации работы в ДО - проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
  2. Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Консультирование педагогов ДО по вопросам Программы.
  4. Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
  5. Проведение Дня открытых дверей для родителей.
  6. Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в дошкольном учреждении.
  7. Мониторинг уровня сформированности  познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.

  1. этап.     (Диагностический)
  1. Оценка деятельности специалиста по внедрению Программы в образовательный процесс ДО.
  2. Диагностика сформированности знаний выпускников  ДО  о природных объектах и явлениях.
  3. Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
  4. Анализ затрат (времени, усилий, средств).
  5. Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
  6. Публикация наработанного материала в печати.

Пути реализации программы «Лаборатория юного эколога» в ДО

  1. Проведение круглого стола «Актуальность создания на базе ДО  «Лаборатории юного эколога».
  2. Создание развивающей среды для реализации Программы (лаборатория).
  3. Разработка конспектов занятий по Программе, их апробация в практической деятельности.
  4. Диагностика сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.
  5. Педагогическое просвещение родителей по реализации Программы.
  6. Консультирование педагогов ДО по вопросам Программы.
  7. Периодический мониторинг деятельности лаборатории.
  8. Оценка деятельности лаборатории.
  9. Разработка, обоснование, рекомендации, комплектование информационного фонда, распространение информации.
  10. Отбор оптимальных приемов, методов, средств  для реализации Программы.
  11. Оперативное информирование педагогов  ДО и родителей о деятельности лаборатории.
  12. Мониторинг эффективности функционирования лаборатории.

Рекомендуемая опытно-исследовательская деятельность, проводимая в

 «Лаборатории юного эколога»

Раздел - Увеличительные приборы

Тема

Опыты

«Волшебные приборы»

- как пользоваться  лупой

- знакомство с микроскопом

Раздел - Неживая природа

«Нерукотворный мир»

- свойства воздуха

- свойства воды, снега, льда

- сравнение свойств песка и глины

- песок - природный фильтр. Очистка воды

- исследование свойств разных горных пород и минералов (камней): мел, пемза, песчаник, мрамор, кремний

- «извержение» вулкана

- исследование свойств и состава почвы

- свойства древесины

«Рукотворный мир»

- свойства бумаги

- свойства разных видов ткани

- исследование свойств металла, пластмассы, стекла (прочный - хрупкий, гладкий - шероховатый, тёплый - холодный, тонет - не тонет и др.)

Раздел - «Живая природа»

«Растения»

- распознавание травы, кустов, деревьев по характерным внешним признакам. Органы растений

- определение потребности растений в свете, воде, тепле, воздухе

- посадка растений. Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов

- Рассматривание коры разных деревьев через лупу

- Рассматривание жилкований листьев с последующей зарисовкой

- Рассматривание цветов разных растений

- Рассматривание корневых систем растений (в прозрачном сосуде)

- Определение возраста дерева по годовым кольцам

- «Цветочные часы» - определение времени суток

- Рассматривание семян и плодов разных растений и выявление приспособлений для их распространения (крылышки, султанчики, парашютики, прищепки и др.)

«Овощи, фрукты, ягоды, орехи»

- определение по запаху, вкусу, на ощупь

- «пищевые» красители

- «печатание» овощами, фруктами

- рассматривание колосьев разных злаковых растений

«Шишки голосеменных растений»

- рассматривание шишек разных растений, их отличительные особенности и строение

«Грибы»

- рассматривание внешнего вида грибов

- рассматривание спор грибов через лупу

«Животные»

- рассматривание внешнего вида разных групп животных в зависимости от среды их обитания

- рассматривание чешуи рыб через лупу

- исследование контурных и пуховых перьев птиц

- рассматривание различных видов волокон шерсти зверей (пух, ость)

- рассматривание роговых щитков на панцире черепахи. Определение возраста животного по кольцам на роговых щитках и размеру панциря.

- наблюдение за повадками животных уголка природы

- определение любимого корма животного (хомяк, морская свинка, попугай и др.)

«Человек»

- внешнее строение человека

- зачем нам нужен скелет

- познакомимся со своей кожей

- для чего нужен язык

- почему у нас два глаза

- знакомимся с ухом

- как ухаживать за зубами

- для чего нужен нос

- как мы дышим

- сердце, сосуды, пульс

- как мы общаемся

- мимика человека

Примерный перечень оборудования

«Лаборатории юного эколога»

Наглядные пособия:

■  Дидактический стол для игр

с песком и водой;

■  «Домашний огород»;

■  Аквариум;

■  «Человек»

Приборы:

■         Глобусы;

■        Лупы;

■        Микроскопы;

■        Телескоп;

■        Весы;

■        Песочные часы;

■        Компасы;

■        Горелка;

■        Спиртовка;

■        Термометры

Природный материал:

■        Глина;

■        Песок;

■        Почва;

■        Коллекция горных пород;

■        Шишки;

■        Листья деревьев;

■        Плоды растений;

■        Спилы деревьев;

■        Гербарий растений;

■        Коллекция «Каменный уголь»;

■        Коллекция «Торф»

Бумага:

■        Обычная;

■        Картон;

■        Цветная;

■        Бархатная;

■        Копировальная;

■        Наждачная и др.

Ткань:

■        Ситец;

■        Капрон;

■        Лен;

■        Шерсть;

■        Шелк и др.

Посуда разного объема и формы из различных материалов:

■        Пластмасса;

■        Стекло;

■        Металл;

■        Керамика;

■        Дерево

Пищевые продукты:

■        Соль;

■        Сахар;

■        Мука;

■        Крупы;

■        Масло растительное и др.

Прочие материалы:

■        Воздушные шары;

■        Зеркала;

■        Свечи;

■        Зубочистки;

■        Трубочки для коктейля;

■        Магниты;

■        Зубные щетки;

■        Мыльные пузыри;

■        Ватные палочки;

■        Резиновая груша, капельница;

■        Смачиватель для пальцев;

■        Акварельные краски, гуашь;

■        Цветные карандаши;

■        Кисточки и др.

Список использованных источников и литературы

  1. Акимушкин И. Причуды природы. – М.: «Мысль», 1981.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшие и подготовительные группы). – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средние группы). – М.: ЦГЛ, 2005.
  4. Алябъева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет. – М.: ТЦ, Сфера, 2005.
  5. Аракчеев Ю. Кто они такие. – М.: Малыш, 1989.
  6. Волина В. Загадки от А до Я. – Спб.: Дидактика Плюс, 1997.
  7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ-Учитель, 2004.
  8. Галанова А.С. Дошкольники на прогулке. – М.: Педагогическое общество
  9. России, 2005.
  10. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию, дошкольников. – М.: ВАКО, 2009.
  12. Данилина Г.Н. История и культура России — дошкольнику. – М.: Сатурн-С, 2001.
  13. Деннер Кэрол Тайны анатомии. – М.: Издательство Мир, 1988.
  14. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
  15. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  18. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  19. Кокуева С. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: Аркти, 2005.
  20. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  21. Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  22. Никитский Н.Б., Свиридов А.В. Насекомые. Красная книга СССР. – М.: Педагогика, 1987.
  23. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой (старший дошкольный возраст). – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  24. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  25. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.
  26. Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании. – М.: Книголюб, 2004.
  27. Посвянская Н.П. Живая планета. – М.: Скрипторий, 2005.
  28. Посвянская Н.П. Планета Земля. – М.: Скрипторий, 2005.
  29. Посвянская Н.П. Камни Земли. – М.: Скрипторий, 2005.
  30. Правдин А. Рассказ о жизни рыб. Петрозаводск: 1965.
  31. Рыжова Н.А. Воздух — невидимка. – М.: Линка — Пресс, 1998.
  32. Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М.: Линка — Пресс, 2002.
  33. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. – М.: Карапуз — дидактика, 2005.
  34. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.: Карапуз — дидактика, 2005.
  35. Селихова Т. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...