Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дмитриева Елена Александровна

Развитие потенциальных способностей, заложенных в каждом ребёнке, интерес к собственным открытиям через познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированное занятие32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: « Путешествие в лабораторию»                              

Цель: развивать потенциальные способности, заложенные в каждом ребёнке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность; воспитывать желание помочь, взаимоуважение.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка.
  • Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона).
  • Совершенствовать технику примакивания (познакомить с нетрадиционным способом – рисование капустным листом).
  • Закрепить  счёт в пределах 20.

Развивающие задачи: 

  • Развивать речевую и мыслительную деятельность.
  • Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

  • Развивать творческое воображение детей, художественно-эстетический вкус, чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности.

  • Воспитывать аккуратность в работе, навыки сотрудничества, стремление принимать участие в коллективной работе.
  • Продолжать гендерное развитие детей.

Методы: наглядный, наглядно-практический, словесный.

Приемы:

практические:

экспериментирование;

создание эскизов рисунков на ткани;

дидактические упражнения «Угадай,  какой цвет получится» и другие, 

 наглядные:

рассматривание слайдов;

рассматривание альбомов с коллекциями тканей;

словесные:

беседа-диалог;

решение  проблемной  ситуации;

здоровьесберегающие:

гимнастика для глаз;

физкультурная минутка;

пальчиковая гимнастика.

Материал к занятию: конверт с геометрическими фигурами разного цвета; листы бумаги цветные половина формата А4 ; тарелочки с разведённой гуашью разных цветов, баночки с водой,  ёмкости для отвара, тёрка, клеёнка, кусочки белой ткани по три на каждого ребёнка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка, фартуки для детей, перчатки (или пинцеты, песочные часы (5 минут и 3 минуты).

Демонстративный материал:  образцы ткани (лоскутки с красивыми узорами, ноутбук, презентация «Как рождается ткань», карточки с изображением ягод (малина, клубника, вишня, отвар луковой шелухи, конверты с геометрическими фигурами разных цветов, дидактическая игра  «Волшебный клубочек».

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня! Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. А как ещё можно поздороваться?

Дети. Доброе утро! Добрый день!

Воспитатель. Какое у вас сегодня настроение, дети? (Ответы детей).

Воспитатель. И у меня тоже хорошее настроение.

Игра «Волшебный клубочек»

Воспитатель. Знаете, ребята, у меня тоже хорошее настроение. И мне захотелось передать его вам.

Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек из рук в руки и говорят пожелания).

Воспитатель.  Дети, давайте передадим этот клубочек  нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. (Пожелания гостей).

Ребята, сегодня к нам в группу залетел голубь и принёс письмо. (Показывает конверт). Но от кого оно, неизвестно. Странно.  Давайте откроем его и посмотрим, что там. (Открывает конверт, в нём лежит разрезная картинка с письмом).

Ребята, здесь лежит разрезная картинка, давайте мы её соберём, и тогда, может быть, узнаем от кого это письмо (дети собирают картинку, на которой изображён Джин).

Всё ясно,  значит письмо это прислал нам Джин! Теперь мы сможем его прочитать! (читает).

«Здравствуйте,  дорогие ребята.  Вы меня узнали?  Слышал я о вашей доброте,  поэтому прошу вас о помощи.  Недавно меня пригласили на карнавал. А костюма у меня нет. Но зато у меня есть белая ткань.  Вот только на карнавал принято ходить в ярких и красочных костюмах. Что мне делать, дорогие ребята?  Помогите мне, пожалуйста!..»

Воспитатель. Как вы думаете, дети, мы сможем помочь Джину? Ребята, расскажите, а кто-нибудь из вас когда-то ходил на карнавал? А какие туда нужны костюмы? А как же Джину сделать такой костюм из белой ткани? Приходилось ли кому-нибудь из вас окрашивать ткань в домашних условиях? (Ответы детей, поиск вариантов решения проблемы).

Ребята, а мы ещё не дочитали письмо…

«На подмогу вам я посылаю свой ковёр-самолёт. Он легко домчит вас до секретной лаборатории в горах. Но на пути вам встретится много препятствий. Их решение ищите в воздушных шариках. »

Воспитатель. Так, ребята, что же такое ткань? А хотите узнать из чего и как получается ткань?

Рассказ с презентацией.

Слайд №1. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.

Слайд №2. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.

Слайд №3. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.

Слайд №4. Теперь это делает хлопко-уборочный комбайн.

Слайд №5. Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить.

Слайд №6. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.

Слайд №7. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.

Слайд №8. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.

Слайд №9. А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.

Слайд № 10. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красок использовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.

Игра «Угадай, какой цвет получится»

Воспитатель. Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной (показ карточки с изображением малины). Апельсином  (показ карточки с изображением клубники)? Вишней (показ карточки с изображением вишни)?

А вот посмотрите,  какие цвета ткани люди получали из разных растений(слайды 11 – 18)

Светло коричневый – шелуха  лука (цвет зависит от цвета шелухи);

Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);

Оранжевый –  кора дикой  яблони;

Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет);

Зеленый – крапива (листья);

Синий – Иван-да-Марья (цветы);

Черный – клён (листья).

Воспитатель. Теперь мы с вами многое знаем. Пора в путь.  Давайте возьмёмся дружно за руки и скажем заклинание:

В круг быстрее становитесь

Дружно за руки беритесь.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем Джину помогать.

Смотрите, дети, вот и первый шарик. Здесь тоже конверт (открывает, достает геометрические фигуры). Ребята, а вы догадались, что это? (ответы детей).

Правильно, это билеты. Занимаем наши посадочные места на ковре-самолёте.  Первыми садятся девочки.

Дети занимают место на стульчике, к которому прикреплена та же геометрическая фигура, что и у них в руках.

Полетели (под музыку «Созвездие -2012 «Ковёр-самолёт»).

Воспитатель. Ребята, вот и второй шарик! (Открывает конверт и читает загадку).

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовём …(зима).

Воспитатель. А теперь пусть наши глазки немного отдохнут  (гимнастика для глаз).

1.Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза).

2.Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами).

3.А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост).

4.Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Глазами рисуем букву У).

5.Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз).

6.Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево).

7.Заниматься вновь начнем. (Повторить упр. 3 раза).

Воспитатель. Вот мы и приблизились к следующему испытанию  (третий шарик).  А здесь у нас задание.

Словесная игра  «Что происходит в природе».

Воспитатель.  Дети, я вам называю слово, а вы мне говорите, что это явление в природе делает. Например: солнце – что делает? (светит, греет, печёт). Ну что, играем?

( Снег, ручьи, звёзды,  капель, ветер).

Воспитатель. Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Посмотрите, мы уже подошли к таинственной пещере. Но путь нам преградили камни. Чтобы их отодвинуть, нужно найти ещё один шарик. (Дети подсказывают, где он. К четвёртому шарику прикреплена ромашка с числами).

Развивающая игра  «Живые числа».

Дети, отрывайте себе по лепестку. А теперь нужно построиться по порядку, чтобы убрать камни с пути (дети выполняют). (Похвалить их за быстрое выполнение). Ребята, проверьте, правильно ли вы построились? Посмотрите на соседа слева и справа от вас. (Создать ситуацию противоречия, перепутав числа.  Аргументы детей). Молодцы вы у меня!

Вот и секретная лаборатория. Осталось только перебраться по канатной дороге. Мальчики,   поможете девочкам? (Дети переходят по канату к лабораторным столам). Ну что, превращаемся в изобретателей? (Переодеваемся в костюмы).

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию. Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в мастерской. (Ответы детей).

Опыт 1 «Окрашивание ткани».

Воспитатель. Сейчас я покажу вам как же можно самим покрасить кусочек ткани. В этом мне помогут растворы, которые я приготовила заранее. Это растворы из луковой шелухи. Перед нами три ёмкости с раствором луковой шелухи. Я предлагаю вам выяснить: зависит ли степень окрашивания ткани от времени её пребывания в красящем растворе. Подумайте и скажите: как изменится цвет, если кусочек ткани подержать в растворе 5 минут, 1 минуту или, например, опустить ткань и сразу вынуть её из раствора.

Воспитатель. Давайте проверим это опытным путём. Для этого первый кусочек ткани кладём в раствор луковой шелухи и оставляем его там на 5 минут. Чтобы мы знали, сколько времени прошло, давайте поставим песочные часы, которые отмерят ровно 5 минут. А пока опустим следующий кусочек ткани в другую ёмкость с раствором шелухи и оставим его там на 1 минуту. Здесь нам тоже помогут песочные часы. А теперь берём третий кусочек ткани и опускаем его в раствор на 3 секунды (опустили - вынули). Посмотрите, что произошло с тканью? Какого цвета она стала? Давайте посмотрим, что же стало с другими кусочками ткани. Какой вывод мы можем сделать?

Воспитатель.  А можно ли окрасить ткань овощами?

Дети. Можно, если пролить на себя сок.

Опыт № 2 «Яркость ткани»

На столах: по 2 краски, 2 лоскута ткани, пинцет, клеенка, влажные салфетки, терка, свекла, морковь, марля, стаканы с соком овощей, стакан с чистой водой, мокрая салфетка.

Воспитатель.  Как вы уже успели заметить, у нас два стола с разным оборудованием. Поэтому я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать им название. Давайте сравним яркость окрашивания ткани. Команда «Умники» будет окрашивать ткань соком из овощей, а команда «Грамотеи» попробует окрасить ткань кусочками тех же овощей. Посмотрите, что у меня на столе? Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного цвета? Правильно, из свеклы. А как я ее получила, ведь свёкла твёрдая, а краска жидкая (показ терки). Что можно сделать со свеклой, используя терку? А теперь догадайтесь, из чего я получила краску оранжевого цвета? А как я ее получила? А теперь и вы можете, как люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Прошу каждую команду пройти к своему столу. Давайте повторим, как мы будем окрашивать ткань?

А второй команде, предлагаю взять понравившийся кусочек: свёклы или моркови, и попробовать им порисовать на ткани.

Команды, прошу приступать к работе.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Какие выводы мы можем сделать, окрашивая ткань кусочками овощей и их соком? В каком случае цвет получился ярче и насыщеннее?

 Предлагаю вам  немного отдохнуть.

Физкультминутка  «Вверх рука и вниз рука» (выйти на середину группы).

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!  

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком                менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель. Окрашивать ткань мы научились. Составлять узоры мы тоже умеем. А теперь, как настоящие художники, давайте нарисуем эскизы узоров для ткани. А помогут вам в этом необычные помощники – капустные листья (техника примакивания).

Рисование «Такие разные ткани»

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Ребята, большое вам спасибо. У вас получились красивые эскизы тканей. Думаю, все они  очень понравятся Джину. Разрешите мне отправить ему все ваши эскизы? (Ответы детей).

Итог занятия.

Воспитатель Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Джину разрешить его проблему? А чем вам понравилось наше занятие? А что вам не понравилось?

 Рефлексия

Воспитатель. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, если у вас сейчас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши. А если вам что-то не понравилось, то потопайте ножками.

Мне тоже понравилось, как вы все сегодня работали. Особенно мне понравилось работать в нашей лаборатории. Спасибо вам. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Маша и медведь» с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий

Цель: Закрепить знания детей о хорошо знакомых сказках, развивать интерес и любовь к сказкам, создать радостное, эмоциональное настроение . Задачи: 1. Систематизировать знания детей о литературных ска...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "От зёрнышка до хлебушка"

Коспект НОД по познаватеньному развитию, с использованием интерактивной доски, для подготовительного к школе возраста....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе "Откуда чай пришел к нам на стол?"

В игровой форме дети знакомятся с историей появления чая в Китае и России. Узнают о пользе чая для организма человека....