Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе "Откуда чай пришел к нам на стол?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шипицына Ирина Викторовна

В игровой форме дети знакомятся с историей появления чая в Китае и России. Узнают о пользе чая для организма человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе «Откуда чай пришел к нам на стол?».

Автор непрерывно образовательной деятельности: Шипицына Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории.

Виды детской деятельности:

Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

 Цель: Ознакомление детей  с традициями чаепития на Руси.

Программные задачи:

1.Познакомить детей с историей появления чая на Руси.

2. Формировать умение вести диалог.

 3.Способствовать развитию познавательной активности

4.Воспитывать интерес к традициям разных народов.

Материалы и оборудование

Мультимедийное сопровождение, предметы чайной посуды, угощения для чаепития, мятный чай.

Ход непрерывно образовательной деятельности

Ход непрерывно образовательной деятельности

Методический прием

Воспитатель: 

 Ребята, сегодня я вас встречаю

Душистым ароматным чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

И ты, гость, сегодня не скучай!

Сиди и пей душистый чай!

Воспитатель: Ребята, вам понравился чаек? Как вы думаете, откуда к нам пришел чай?

(Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам побывать на родине чая, в стране Китай. Посмотрим, где она находится?

Что перед вами? Правильно карта мира, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

(Дети отвечают, воспитатель показывает страны на карте.)

Кто может показать, где расположена наша страна – Россия?

(Показ ребенка.)

На нашей планете много разных стран. Но мы сегодня отправляемся куда? Правильно в Китай (показывает на карте).

На чем мы можем туда добраться?

(Ответы детей)

Чтобы было быстрее, предлагаю полететь на самолете. Чтобы сесть в самолет и взлететь, вам нужно ответить на следующие вопросы.

 В каждой стране разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами?

(Ответы детей.)

Словесная  игра «Я начну, а вы продолжите»

(Ответив на вопрос, ребенок занимает место в обруче-самолете).

В Италии разговаривают ….

А в Испании разговаривают на… (Ответы детей)

В Японии разговаривают на… (Ответы детей)

В Китае разговаривают на… (Ответы детей)

В Англии разговаривают на… (Ответы детей)

В Белоруссии разговаривают на… (Ответы детей)

и т.д.

Сколько народностей, столько и языков. Ой, ребята, самолет загудел, мы отправляемся.

Физкультминутка «Самолет»

Мы уселись в самолет

Отправляемся в полет (руки в стороны)

Мы летим над облаками

Машем папе, машем маме (машут в одну и другую сторону).

Видим, как течет река (волнообразные движения рук).

Видим в лодке рыбака (приставляем козырек рукой ко лбу).

Осторожнее, гора! (прыгнули в верх)

Приземляться нам пора!(руки в стороны опускают вниз).

(Дети выходят из самолета, рассаживаются на свои места).

Воспитатель: Ребята, мы в Китае..Нас встречает Великая Китайская стена.

Если мы заглянем за стену, то увидим прекрасную страну Посмотрите, какая она красивая !

А как много здесь полей с кустарниками! Как вы думаете, что это за кустарники? Это чайные деревья. Китай называют не только страной восходящего солнца, но и родиной чая. А случилось это много лет  назад…

 Китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько  листьев с дерева. Вода стала темного цвета. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. А еще ему понравился приятный вкус воды. Он приказал собрать листья с дерева и добавлять их в воду при каждом ее употреблении. Так зародился обычай пить чай.

Спустя какое то время китайский император приказал специально выращивать сначала в своем саду, а потом и в своей стране чайные деревья.

Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство, а позднее его стали употреблять как напиток с нежным ароматом и приятным вкусом.

С тех далеких дней и по сегодня в Китае выращивают чай. Собирают чайные листочки рано утром руками. Затем его сушат, упаковывают и отправляют на склад.

В Китае существует чайная церемония. Чай заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой. Во время чаепития китайцы на употребляют в пищу разные угощения как мы, а просто пьют вкусный напиток, размышляют о жизни, медитируют. Давайте и мы расслабимся.

Психогимнастика «Сон»

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

(Дети открывают глаза и оказываются в России)

Ребята, пока мы медитировали, произошло волшебство, и мы оказались где? (показ слайда)

Мы в России. А как же чай попал в нашу страну? (предположения детей)

Это произошло давным-давно. Однажды во время переговоров о перемирии подарили русскому царю подарок в виде чая. С тех пор в России чай очень любят и почитают.

Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид. На стол стелили белую скатерть. В центр стола что ставили? Правильно самовар. Гостей  угощали разными угощениями (пирогами, булками, блинами, баранками, пряниками печатными). И существовали определенные правила чаепития.

Передавать чашку за столом полагалось обязательно хозяйке гостям обеими руками, улыбаясь,с добрым напутствием:«На здоровье!». Принимая чашку чая,гости отвечали хозяевам:«Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дуть на чай, чтобы он остыл было нельзя, нужно было наливать его в блюдечко. Сейчас наливать чай в блюдечко считается неприлично.Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. За чаепитием обязательно велись добрые душевные беседы. А дети могли весело с самоваром поиграть.

1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

 Игры есть разные

 Для малых детей

 И для солидных гостей.

(снимает с самовара сверток с загадками)

1.С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный…(чай)

2.По цвету – снег. По вкусу – мёд,

Во рту он тает. Будто лёд. (Сахар)

3.Большая голова и стройный стан.

У той, что любит головой

Нырнуть в стакан. (Чайная ложка.)

(снимает с самовара мешочек с пазлами)

А сейчас я приглашаю всех поиграть

 Будем вместе самовары собирать!

А после бесед и игр все пускались в пляс.

Ритмическая гимнастика «Самовар»

Жил поживал самовар.

Был он ни молод, ни стар.

Он на работе кипел

Песню такую он пел.

Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.


Итог непрерывно  образовательной деятельности.

Рефлексия.

 Наше  путешествие  подошло  к  концу. Перед вами листочки чая, как вы думаете, из какой они страны? Предлагаю вам заварить чай ,но для этого нужно выбрать чайник. Если вам занятие понравилось, заварите чай в красном чайнике, если нет – то в синем чайнике.

 

Дети и гости в чашках пробуют мятный чай.

Слайд1

                             Работа с картой

                       Слайд 2

Словесная  игра «Я начну, а вы продолжите».

        Физкультминутка «Самолет»

                         Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8, 9

Слайд 10

Слайд 11

(включается музыка для релаксации со звуками китайской мелодии)

Слайд 12

Слайд 13

Дети накрывают стол к чаю.

Слайд 14

Обыгрывание

Словесная игра «Самоварные загадки»

Дидактическая игра «Собери самовар»

Ритмическая гимнастика «Самовар»

Слайд 15

Дети раскладывают цветные листочки в разные по цвету чайники. Подводят итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Маша и медведь» с использованием игровых и здоровье сберегающих технологий

Цель: Закрепить знания детей о хорошо знакомых сказках, развивать интерес и любовь к сказкам, создать радостное, эмоциональное настроение . Задачи: 1. Систематизировать знания детей о литературных ска...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "От зёрнышка до хлебушка"

Коспект НОД по познаватеньному развитию, с использованием интерактивной доски, для подготовительного к школе возраста....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в лабораторию"

Развитие потенциальных способностей, заложенных в каждом ребёнке, интерес к собственным открытиям через познавательную деятельность....