КАРТОТЕКА "НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ ВЕСНОЙ"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Зайкина Ирина Юрьевна

В этой картотеке содержится подборка стихов, загадок, подвижных  и дидактических игр для проведения прогулки весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulka.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Весна.

  • В марте: наблюдать за первыми признаками весны: солнце ярко светит и греет;  снег чернеет и становится рыхлым, тает; за сосульками; проталинами; ручейками.
  • В апреле: обратить внимание на изменения, происшедшие на участке (снег растаял, земля мокрая, от обуви, остаются следы, появилась травка, весенние цветы .На земле черные прошлогодние листья и трава. Под деревьями лежат семена. Наблюдение за трудом взрослых (обрезают кустарники, поломанные ветки, ухаживают за цветочными  клумбами).
  • В мае: наблюдение за состоянием погоды (голубое, чистое небо, светит солнце, на людях надета лёгкая одежда, за первой грозой).

Загадка.

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня…

                                                  (Весна)

Стихи.

***

Снег растаял. Снег растаял.

Это новость не простая.

Это значит- наступает

Настоящая весна.

Март.

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!                              ***

А на улице мороз.                           Весна, весна красная

Снег летит колючий,                        Пришла весна ясная!

И  ползут по облакам                      Птицы громко поют-

В белых шубах тучи.                       Долго спать не дают.

Ждём, весны, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придет

Солнечное лето!

Дождь.

  • В дождливую погоду проводить наблюдения из окна .Предложить детям прослушать ,как стекает струйками вода по стёклам ,какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная)
  • Обратить внимание ребят на одежду людей ( на них надеты плащи, на ногах сапожки, в руках зонты). Спросить , почему люди так одеты.

Беседа: «Какой сегодня дождь?»- тёплый, мелкий, сильный, моросящий, ливневый, проливной, грибной грозовой.

Потешка.

Дождик, дождик, лей ,лей ,-

Лето будет веселей.

***

Дождик ,дождик,

Полно лить,

Наших детушек мочить.

Загадка.

Если день нахмурится,

Если дождь пойдёт,

Выйдет он на улицу,

Надо мной вспорхнёт. (ЗОНТ)

***

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает ? (Дождь)

***

Его просят, его ждут,

А как придёт-

Прятаться начну т.  (Дождь)

Трудовая деятельность:

 полив дождевой водой растений в группе (заранее вынести ёмкость для накапливания дождевой воды )

                                         Стихи.

***

К нам на длинной

Мокрой ножке

Дождик скачет

 По дорожке,

А на лужице круги-

Это дождика шаги.

                                               (З.  Александрова)

                 ***

Дождик ,дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,                      ***

Резал, резал                          Сохнут вымытые чисто

Не разрезал,                       Лопухов большие листья.

И устал,                                    Это очень хорошо,

И перестал                          Что сегодня дождик шёл!                                                        

                                                                       З.Александрова

***

Дождик ,дождик.

Кап , Кап ,Кап.

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять!

Мы промочим ножки.

***

Сколько знаю я дождей?-

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

                                                                ( Ю. Черных )

П/и «Солнышко и дождик»

  • Цель:  дать эмоциональный заряд, вызвать двигательную активность.

Солнышко на небе

Весело сияет, весело сияет,

Деток согревает.

(дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)

Дождик понемножку

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап,

Намочил дорожки.

(легко потряхивают кистями рук. )

Дождик, ты не пугай

(грозят пальчиком).

Ты нас ,дождик, догоняй!

(бегут врассыпную)

  • Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения.

Дождик, дождик, веселей-

(дети поют песенку дождя).

Капай, капай ,не жалей!

Ты по зонтику стучи

(кап, кап. кап! кап, кап .кап.)

Дождик, дождик

(дождик проходит,  капельки падают редко :

ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап ),

Что ты льёшь,

Погулять нам не даёшь?

(дети выходят из-под зонтика ,поднимают руки ,а на ладошки дождик не капает.)

***

Дожди, дожди…

Доставай скорей плащи…

А гром над землёй

Так  и носится,

В окна стучит,

К людям просится

Аша Дэви

Солнце.

Цель: дать понятие о солнце как о небесном светиле ,которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду;  развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, тёплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце.

Потешка.

Солнышко, солнышко,                Детки-малолетки.

Выгляни в окошко!                      Взойди поскорей,

Солнышко, нарядись,                  Освети, обогрей-

Красное, покажись!                       Телят да ягнят,

Ждут тебя детки,                    Ещё маленьких  ребят

***

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко,

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть.

Какое солнышко?:

                         (Огромное, яркое, тёплое)

Стихи.

 Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.              (А. Барто)

                       ***

Встало утром солнышко

И гулять отправилось,

И на нашей улице

Всё ему понравилось.           (Е .Серов)

             ***

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Доброе, лучистое… (Г. Бойко)

П /и: «Солнышко и дождик»

«Солнечные зайчики»

Цель: уточнять направления  ( вверх, вниз ,в сторону; учить выполнять разнообразные движения.

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок!

Вверх- вниз- в бок!

(дети пытаются поймать солнечного зайчика)

Мы зовём их-             По углам

Не идут.                     Были там-

Были тут-                 И нет их там.

И нет их тут.          Где же побегайчики-

Прыг, прыг            Солнечные зайчики?

Продуктивная деятельность:  

-    рисование палочками на песке солнышка

-выкладывание из бросового материала (пробки)

Стих.

Где ты, солнце ,в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замёрзла,

Без тебя земля промёрзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Избу осветило, всех развеселило.

                         Птицы.

  • Наблюдать за птицами на участке (различать ,называть части тела)
  • Воспитывать бережное отношение к птицам.

Трудовая деятельность:

-кормление птиц.

-изготовление кормушки

Пальчиковые игры: «Сорока - белобока» «Ворон»

                     Стихи.

              ***                 (  А. Тараскин )

Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюёшь.

-Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

                                  ***

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

-Мы выжили!

-Мы выжили!

-Мы живы! Живы мы!

                 ***

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробышек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей         !(  И.Демьянов)

             

             Голуби.    (И. Токмакова)

Голуби, голуби, раз ,два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.                                

  Кто накормит крошками сизарей?

Потешка.

Гулюшки- гули,

Полетели-полетели

И на голову сели.

Сели-посидели,

Снова полетели.

                            ***         (Г.Ладонщиков)

Возвращаются скворцы-

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Птичка.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки

На моей ладошке

П /и:

«Воробышки и кот», «Птичка в гнёздышке»

«Весёлый воробей»(картотека-лето)

«Птички и дождик» (картотека-осень)

«Ворона и собачка»(картотека-зима)

«Собачка и воробьи»(зима)

«Птички, раз! Птички, два!(весна)

Игры-имитации

             

                 Снегирь.

Чернокрылый, ясногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

                         

                            Ветер.

Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.

Игры с вертушкой:

Ты вертись, моя вертушка,

Самодельная игрушка.

Я с тобой бегу по парку,

Мне и весело, и жарко

Пословицы, приметы о ветре.

  • Ветер и без крыльев летает.
  • Ветер большой, да дождик маленький
  • За ветром в поле не угнаться.

Загадки.

  1. Без крыл летит, без ног бежит
  2. Летит- не птица, воет- не зверь.
  3. Бежит по снегу, да нету следу.

Стихи.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.                       (А.Пушкин)

***

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету.

                                          Е. Токмакова

Загадка.

Кто летает выше туч?

Кто коварен и могуч?

Он бывает не приметен

Озорник, проказник……(ветер)

Ветер- что делает? (дует, свистит, гонит, срывает, воет, кружит, метёт, колышет)

 Ветер какой? (сильный, холодный, тёплый )      

Цветы.

  • На клумбе рассмотреть распустившиеся цветы. Предложить детям назвать их определить цвет. Дать представление об основных частях растения.
  • Учить выделять характерные особен-

ности цветов(запах, высота стебля ,форма листьев)

  •  Посев и наблюдение за рассадой в уголке природы.
  • Учить  правильно называть инвентарь: лопату, грабли, совок ,лейку.

У меня есть лейка, ой какая лейка!

Видели вы лейку, новую мою?

Как луна сияет …если будет сухо,

Я её наполню и цветы полью.

Трудовая деятельность:

- посев рассады и черенков

- уход за цветами (полив, рыхление, протирание крупных листьев)

Экологические игры: «Найди такой же», «Отгадай ,про какой цветок я говорю» «За каким цветком спряталась матрешка», «Собери цветок из  частей»

                                         Стихи.

Уронило солнце лучик золотой

Вырос одуванчик, первый молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца золотой портрет.

                                                                      О.Высотская

            ***

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.              (М.Полянская)

Загадка.

Над  лугом парашютики качаются на прутике.

***

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне,

Скорей, росток,

Раскрой цветок,

Он  очень  нужен  мне,

                                                           В .Шуграева.

***

Белый одуванчик

На солнышке блестит

И лёгкою пушинкой

По воздуху летит!


Малоподвижная игра: «Цветок»

Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Вырос высокий цветок на поляне

(показать руками цветок),

Утром весенним раскрыл лепесток

( развести пальцы).

Всем лепесткам красоту и питание

(движение пальцами вместе)

Дружно дают под землёй корешки

(ладошки вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы врозь)

   Туча. Гроза.

  • Наблюдать  приближение  грозы (тяжёлые, тёмные тучи закрывают небо ,ветер сильно раскачивает деревья, сверкает  молния, гремит гром)

               ***

По-над  лесом гром,

Тучи быстро мчатся,

Убегайте в дом

От  грозы спасаться. (В. Лодыжец)

                ***

-Туча, туча, ты откуда?

-А  оттуда!

-Туча, туча, ты куда?

-А туда!

Туча медленно плывёт,

Дождик маленький идёт.

Сосулька.

  • Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Сосулька - замёрзшие капельки воды, превратившиеся в лёд. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Загадка.

  • Что растёт вниз головой?
  • Сели дети на карниз и растут всё время вниз?

Стих.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идёт трезвон: «Кап- кап- кап! Дон- дон -дон!»

                      ***      И.Демьянов.

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки

И тают сосульки - весёлые льдинки

Малоподвижная игра: «Кап- кап- кап»

Цель: учить быть внимательными к слову воспитателя.

Каждый слог ребёнок отстукивает.

Кап- кап- кап -звенит капель,

Приближается апрель.

                                                   Н. Нищева

Насекомые.

  • Учить наблюдать за насекомыми и различать их.
  • Расширить и уточнить знание и представление о насекомых, подвести к пониманию, что насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются

Загадки.

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.       (бабочка)

          Я - пятнистая букашка,

     Если в руки попаду,

                    Притворюсь больною тяжко,

                                   В обморок я упаду.     (божья коровка)

Не  жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.        (жук)

Я работаю в артели

      У корней лохматой ели.

     По буграм тащу бревно-

                           Больше плотника оно.      (муравей)

С  хоботом ,а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится.    (муха)

Подвижные игры:

  • «Жуки»                                                          Цель:  научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление

Ход игры:   по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную . По  сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

  • «Медведь  и пчёлки» :     («пчёлки» убегают, «медведь» догоняет

Пчёлы в улье сидят

И в окошечко глядят.

А медведь пришёл,

Распугал всех пчёл.

  • «Комарики и лягушка»(картотека № 15)
  • «Пчёлки»(№29)
  • «Мотыльки»(№31)

  • Игры на звукоподражание:

Как жужжит пчёлка?-   З-з-з-з

Стихи.

(песенка)

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

***

На вид, конечно ,мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Ребята наши- муравьята.

Вся жизнь их связана с трудом.

***

На лужайке, у  пенька

Мы в траве нашли жука.

Жук усатый и большой,

Ты нам песенку пропой.

Жук отправился в полёт,

Загудел, как самолёт:

Жу- жу- жу , жу- жу –жу

До свиданья, я спешу         ( Е. Трутнева)

Потешка.

Божья коровка,                               Божья коровка,

Чёрная головка!                          Чёрная головка,

Лети ,лети за море:                   Улети на небо,

     Там тёпленько,                  Принеси нам хлеба!

Здесь холодненько.               Чёрного и белого,

                                                  Только не горелого.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка " Весна идет, весне дорогу"

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение д...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект прогулки «Весна, весна на улице…» (подготовительная группа)

Автор: Барабанова Ольга Анатольевна, воспитатль МАДОУ детский сад № 1, г. Балаково...

Консультация «Весна — красна. Прогулки весной»

Консультация «Весна — красна. Прогулки весной»Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулят...

Прогулка "Весна, весна, приди скорей"

Конспект прогулки разработан согласно требованиям: основной  образовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е Вераксы, Т.С. Комар...