Явления живой и неживой природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анастасия Васильевна Трапезникова

Ознакомление с явлениями живой природы и их взаимосвязью с неживой природой, развитие умений устанавливать связь между человеком иприродой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯВЛЕНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

(экскурсия в парк)

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с

явлениями живой природы и их взаимосвязью с неживой природой;

способствовать развитию умений устанавливать связь между человеком и

природой; развивать наблюдательность, любознательность; закреплять правила поведения в природе.

Планируемые целевые ориентиры: проявляет интерес к новым сведениям

о природе, владеет диалогической речью и конструктивными способами

взаимодействия, знает правила поведения в природе; умеет делиться своим

жизненным опытом со сверстниками.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о явлениях природы, ознакомление с народными приметами.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : кормушки или скворечники (в

зависимости от времени года), ленточки разного цвета, плакаты с изображением правил поведения в природе.

Х о д  о б р а з о в а т е л ь н о й  д е я т е л ь н о с т и

1. Вступительная беседа в парке.

В о с п и т а т е л ь. Чем отличается парк от жилых кварталов?

Д е т и. В парке нет домов, там растут деревья, кустарники, травы, цветы,

птицы вьют гнёзда.

В о с п и т а т е л ь. Для чего нужен парк?

Д е т и. Чтобы люди отдыхали, птицы строили гнёзда, выводили потомство.

В о с п и т а т е л ь. Какие природные явления происходят в живой природе

осенью?

Д е т и. Люди собирают урожай, листья и травы желтеют и вянут, птицы

собираются в стаи и улетают в тёплые края, одни животные готовятся к спячке (ёж, барсук, медведь), другие заготавливают корм на зиму (мыши, суслики,

белки, кедровки).

В о с п и т а т е л ь. Что происходит с природой зимой?

Д е т и. Растения отдыхают, насекомые спрятались от мороза в щели и норы,

звери, которые не легли в спячку (волк, лиса, заяц, лось, кабан), добывают

пищу, некоторые птицы из леса прилетают в город.

В о с п и т а т е л ь. Как человек помогает животным и растениям перенести

холодное время года?

Д е т и. В городе развешиваем кормушки для птиц, в лесу лесничий

подкармливает копытных животных сеном и зерном, потому что зимой кормов

мало, в холод они могут погибнуть.

В о с п и т а т е л ь. Как неживая природа заботится о растениях?

Д е т и. Снег укрывает ветки деревьев и корневую систему всех растений,

весной, когда он растает, будет много влаги.

В о с п и т а т е л ь. Как влияет наступление весны на животный и

растительный мир?

Д е т и . Весной природа просыпается, у зверей происходит линька шерсти,

вокруг появляется первая зелень, возвращаются птицы из дальних стран.

В о с п и т а т е л ь. Перечислите правила поведения в природе.

Дети показывают плакаты:

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ правила поведения в природе:

– в лесу не кричать;

– не рвать растения охапками;

– не разводить костры;

– не топтать растения;

– не разорять жилища животных;

– не ловить птиц и насекомых

РАЗРЕШАЮЩИЕ правила поведения в природе:

– подкармливать животных;

– сеять травы;

– ухаживать за растениями;

– следить за чистотой леса;

– оберегать места гнездования;

– огораживать муравейники

В о с п и т а т е л ь. Что происходит в живой природе летом?

Д е т и. Теплу рады все: у животных появляется потомство, растения цветут и приносят плоды, люди трудятся в садах и огородах, отдыхают.

В о с п и т а т е л ь. Что влияет на рост растений и жизнь животных?

Д е т и . Солнце, воздух, вода.

В о с п и т а т е л ь. Как влияет неживая природа на растения и животных?

Д е т и. Они взаимосвязаны друг с другом: если не будет тепла, света, влаги,

всё живое погибнет.

2. Практическая часть.

И г р а «Найди дерево».

Воспитатель называет дерево или кустарник, дети его находят и

привязывают к стволу (к ветке) ленточку (к кустарнику – красного, к дереву

зелёного цвета).

И г р а «Кто назовёт больше явлений природы».

Ведущий называет время года, дети перечисляют явления, происходящие в

это время.

З а д а н и е «Помоги птицам».

Согласно времени года дети или развешивают кормушки, или с помощью

воспитателя закрепляют скворечники на деревьях; вспоминают правила

поведения у мест гнездования.

3. Работа с дневником наблюдений.

Выполняется после экскурсии.

В о с п и т а т е л ь . Нарисуйте свои впечатления от экскурсии, отметьте в

своих работах взаимосвязь живой и неживой природы.

4. Итог образовательной деятельности.

– Подведём итоги. Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом.

Что необходимо делать, чтобы сохранить природу? (Чтобы сохранить живую

природу, надо соблюдать правила поведения в природе.) Что даёт нам природа?

(Живая природа нас лечит, кормит, учит.)

Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л

НАРОДНЫЕ ПОГОВОРКИ И ПРИМЕТЫ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

Весна

• Весна, зажги снега, заиграй ручейками в овражках.

• Вода с гор потекла, весну принесла.

• В марте курица напьётся из лужицы.

• Апрель с водою, май с травою.

• Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.

• Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.

Лето

• Паук паутину плетёт – к теплой погоде.

• Паук забился в щель – к ветру.

• Лягушки квакают – к непогоде.

• Муравьи попрятались – жди грозы.

• Ласточки летают низко – перед дождём.

• Стрекочут кузнечики – к жаркой погоде.

• Яркий закат солнца – погода изменится.

• Солнце садится за тучу – жди ненастья.

• Птица входит в воду, значит, быть дождю.

• Птицы приумолкли – жди беды.

Осень

• В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, вьюжит, кружит,

мутит, рвёт, льёт, метёт.

• Туман с утра – к хорошей погоде.

• После дождя жди много грибов.

• Летние птицы улетают, с ними уходит и лето.

Зима

• Дым из трубы столбом – к морозу.

• Если ночью был иней, то снег не выпадет.

• Кошка на печку – стужа во двор.

• Звёздное небо – к сильному морозу.

НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

• Осень – запасиха, зима – подбериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

• Мороз невелик, да стоять не велит.

• Спасибо, мороз, что снегу принёс.

• Береги нос в большой мороз.

• Солнце – на лето, зима – на мороз.

• Ласковое слово что солнышко в ненастье.

• Первый снег что лебяжий пух.

• Лес зимой что старик седой.

• Ветер сквозь щели, как вода из сита.

• Небо перед бурей, будто чёрное полотно.

• Солнце зимой как мачеха – светит, да не греет.

• Солнышко весной смеётся, словно девушка.

• Солнышко, как печка, всех согревает.

• Солнечные лучи, как острые мечи, дорогу себе везде пробивают.

• Гром, как вол, заревел на сто сёл.

• Молния, как золотая орлица, на землю пожаром садится.

• Молния, как огненная стрела, на своём пути всё смела.

• Зима – мачеха, лето – матушка.

• Весна что пава, всему свету краса и слава.

• Осень щедра, золотом дорогу устлала.

• Ночь – матка, выспишься, всё будет гладко.

• Зимний денёк что комариный носок.

• В непогоду всё в неугоду.

• Солнце ярко светит, так и душа светится.

• Ветер гудит, душу бередит.

• Материнский гнев что весенний снег: выпадет много, да скоро

растает.

• Увидел грача – весну встречай.

• Июнь – скопидом, копит урожай на весь год.

• Июль – макушка лета.

• Февраль силён метелью, а март капелью.

• Февраль зиму выдувает, а март помогает.

• Весна да осень – на дню погод восемь.

• Увидел на вербе пушок – и весна под шесток.

• Грач на горе – весна во дворе.

• Поднялись ворота – всему миру красота!

• Коли снег пал, то и след стал.

О ПТИЦАХ

• Все птицы крыльями машут, да не все летают.

• Без хвоста и пичужка не красна.

• И птица и рыба хвостом правят.

• Всякая птица свои песенки поёт.

• Всякая птица своим клювом сыта.

• На обед пичужке довольно и мушки.

• Перелётная птица течёт стаями.

• Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне.

• Малые птички свивают малые гнёзда.

• Всякая птица своё гнездо любит.

• В одиночку и птицы в лесу не живут.

• Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше на зелёной ветке.

• Птица входит в воду, значит, быть дождю.

• Птицы приумолкли, жди беды.

• Летние птицы улетают, с ними уходит лето.

• Птичка по зёрнышку клюёт.

• Всякая птица знает своё место.

ЗАКЛИЧКИ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

Ветер, ветер-ветерок,

Озорной паренёк!

Ветер, дуй, раздувай,

На всех страху нагоняй!

Жаворонки, прилетите, –

Красно лето принесите!

Ночь прошла, темноту увела.

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, открыла ставеньки:

– Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою!

С добрым утром, с ясным днём!

Вот как славно мы живём!

ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с

явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое;

развивать любознательность, наблюдательность; способствовать развитию

умений соблюдать правила безопасного поведения во время грозы, снегопада, гололеда.

Планируемые целевые ориентиры: знает и называет характерные

особенности всех времен года; устанавливает причинно-следственные связи

между природными явлениями, принимает активное участие в образовательном процессе, делает выводы.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие».

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : наблюдение за природны-ми явлениями (грозой, ветром, радугой, снегопадом и др.); слушание рассказа Л. Толстого «Гроза», рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : иллюстрации с изображением явлений неживой природы, схема движения облаков, запись песни «Про дождь» В. Шаинского; на каждого ребёнка: лист бумаги, цветные карандаши.

Х о д о  б р а з о в а т е л ь н о й  д е я т е л ь н о с т и

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель предлагает вниманию детей волшебную коробочку, которую

прислал Дед Мороз. Открывает её.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, что внутри? (Кусочки льда.) Потрогайте их.

Какой лёд? (Лёд холодный, скользкий, прозрачный.)

– Лёд – это вода в твёрдом состоянии. Лёд может дарить и радость, и

огорчение. Послушайте стихотворение:

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему никто не радуется?

В. Берестов

2. Беседа.

В о с п и т а т е л ь. В какое время года бывает гололёд?

Д е т и. Поздней осенью, зимой и ранней весной.

В о с п и т а т е л ь. Расскажите о его происхождении.

Д е т и. Он может возникнуть во время оттепели: днём снег тает, а ночью

образовавшаяся вода замерзает.

В о с п и т а т е л ь. Чем опасен гололёд?

Д е т и. Можно поскользнуться и упасть, больно удариться, в такой период

происходит много аварий на дорогах.

В о с п и т а т е л ь. Какие ещё явления природы происходят зимой?

Д е т и. Снегопад, метель, сильные морозы, выпадает иней.

В о с п и т а т е л ь. Как переносит природа эти явления?

Д е т и. Снегопад может сломать деревья, замести дороги; сильные морозы

мешают птицам и зверям добывать корм, поэтому некоторые их виды в такой

период могут погибнуть.

В о с п и т а т е л ь. Верно. А иней хотя и украшает деревья и травы, но может привести к их обламыванию; он появляется при большом перепаде дневной и ночной температур.

Рассматривают иллюстрации с изображением природных явлений зимой.

В о с п и т а т е л ь . В сильный мороз человеку надо одеваться теплее и

избегать переохлаждения. Назовите поговорки о морозе.

Д е т и. «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велит»

и др.

3. Задание для находчивых.

В о с п и т а т е л ь. Отгадайте загадку: цветное коромысло над рекой повисло.

Что это?

Д е т и. Радуга.

В о с п и т а т е л ь (показывает иллюстрацию). Когда появляется радуга?

Д е т и. После дождя.

4. Практическая деятельность.

В о с п и т а т е л ь . Назовите цвета радуги.

Д е т и.  Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

В о с п и т а т е л ь . Предлагаю нарисовать радугу.

Дети выполняют задание под песню «Дождь пойдёт по улице…» (муз. В.

Шаинского, сл. С. Козлова).

В о с п и т а т е л ь . К природным явлениям относится и гроза. Назовите

особенности грозы.

Д е т и. Слышен гром, сверкает молния.

В о с п и т а т е л ь . Почему происходят гром и молния?

Предположения детей.

В о с п и т а т е л ь . Сильным воздушным потоком грозовые тучи

двигаются навстречу друг к другу, и при ударе происходит электрический

разряд.

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ГРОЗОВЫХ ТУЧ

Воспитатель предлагает детям изобразить тучи, их движение при

столкновении, сопроводить показ звуками, отметить, что впоследствии идёт

дождь.

В о с п и т а т е л ь . Бывают и сухие грозы: воздушные потоки большой силы

(ураган, буря) двигают грозовые тучи с такой скоростью, что дождь не успевает

пролиться в данном месте, появляются лишь гром и молния, а гроза «уходит» на другое место. Нарисуйте грозу.

Рисование грозы. Дети выполняют задание на альбомных листах.

В о с п и т а т е л ь. Почему в грозу опасно находиться на открытом месте или стоять под высокими, одинокими деревьями?

Д е т и. На открытом месте в человека может попасть молния. Молния может попасть также в дерево и расколоть его, при этом пострадает и человек.

В о с п и т а т е л ь . Какая польза от дождя?

Д е т и . После дождя исчезает пыль, становится чисто и свежо, влага питает

почву.

В о с п и т а т е л ь . Вы любите солнечную погоду? (Дети отвечают.) Какая

польза от солнечных лучей?

Д е т и. От солнца всем тепло и светло.

В о с п и т а т е л ь . Верно. А ещё солнечный свет благоприятно влияет на

растения, без него они бы не могли расти.

Но с солнцем надо быть осторожным. Летом, в солнечную погоду, надо

ходить в лёгком головном уборе. Не следует подолгу находиться на улице без одежды, можно получить ожог кожи.

5. Заключительная беседа.

В о с п и т а т е л ь . Какие осадки характерны для осени?

Д е т и . Туманы, затяжные дожди, похолодание, заморозки.

В о с п и т а т е л ь . Затяжные дожди перенасыщают почву влагой, она может

заболеть. Но если после таких дождей становится тепло, в лесу появляется

много грибов.

6. Итог образовательной деятельности

В о с п и т а т е л ь . Подведём итог. Какие воздействия на человека оказывают явления, происходящие в неживой природе? (Явления в неживой природе оказывают и положительные, и отрицательные воздействия. При грозе,  снегопаде, урагане, чересчур ярком солнце надо соблюдать правила

безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы.

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы. Материал, который удобно использовать на занятиях и во время организованной деятельности по ФЦКМ....

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...