Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Батуева Наталья Александровна

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТемаЭкологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, потому что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДОУ уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Природа таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.

Актуальность темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше.

Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, формирование экологических знаний, обучение детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
  • Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
  • Разработать перспективное планирование с детьми;
  • Пополнить предметно-развивающую среду;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме;
  • Создать картотеку игр по экологическому воспитанию, а также по развитию речи;
  • Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

Задачи для детей:

  • обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность;
  • развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
  • развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность;
  • развивать художественное творчество, организуя выставки рисунков, поделок на тему «Берегите природу!»
  • Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.

Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для развития экологической культуры, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.


Выход темы

  • расширить уголок природы новыми цветущими комнатными растениями;
  • пополнить группу научной и художественной литературой, развивающими играми;
  • разработать и оформить дидактический материал (конспекты организованной образовательной деятельности, развлечений, консультаций, дидактические игры, пособия, макеты);
  • оформить консультации для родителей - Темы «Занимательная прогулка с ребёнком.» «Использование лекарственных растений,произрастающих в родном селе», «Люби и охраняй окружающую природу»;
  • отчёт о проделанной работе за учебный год;
  • выпуск памяток, информационных листков.

Взаимодействие с семьей:

  • Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».
  • Оформление фотовыставки «Природа нашего края».
  • Найти и выучить стихи про природу родного края;
  • «Посади цветок», «Изготовление кормушки для птиц» и др.
  • Сбор и засушивание листиков, цветов, плодов для дальнейшего использования в работах детей.

Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальчиковая игра;
  • Собирание природного материала;
  • Беседа;
  • Рассматривание картин;
  • Чтение произведений;
  • Загадывание загадок;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Проекты;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры.

Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Родительские собрания;
  • Практические рекомендации;
  • Анкетирование;
  • Совместное проведение ООД (экскурсий);
  • Тематические консультации, папки-передвижки;
  • Выпуск памяток, информационных листков;
  • Проведение конкурсов;
  • Проекты.

Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне.
  • Выступление с докладом на педагогическом совете.


Ожидаемый результат:

  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Расширение знаний о растительном и животном мире родного края;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей;
  • Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе;
  • Дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
  • Дети научатся видеть изменения в природе.

План работы по самообразованию

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр и т. д.)

Изучение метод. Лит-ры

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Познакомиться с книгой

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

Познакомиться со статьей

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Познакомиться с книгой Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

Познакомиться с книгой

 Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

Познакомиться с книгой

 Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.

Познакомиться с книгой Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002

Познакомиться с книгой

Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: «Новая школа», 1993.

Познакомиться с книгой

Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

Познакомиться с книгой

Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Самореализация

Постоянно

Сентябрь – октябрь

В течение года

Декабрь

Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию  в ДОУ . Проектная деятельность.

Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Подготовка и реализация проектной деятельности.

Консультация для педагогов на тему:      ««Экологические пространства» для старших дошкольников.

Перспективный план

Наличие «Библиотеки»

Наглядный материал.

Планирование.

Конспект

Работа с детьми

Сентябрь:

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

Рисование «Золотая осень».

Экскурсия по участку.

Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Бурятии, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов о животных

Рисование деревьев и лесных зверей.

Наблюдение за насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые осенью»

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Беседа на тему: «Байкал, озера и реки родного края».

Составление описательных рассказов о жителях водоемов.

Загадки о жителях водоемов

Чтение художественной литературы: рассказа

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Подвижная игра

«Ходят капельки по кругу».

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Реализация Iэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра»

Рисование водоема и его обитателей.

Октябрь:

Рассказы и загадки о рыбах.

Беседа «Рыбы наших озер и рек» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра

«Угадай по описанию». Чтение художественной литературы:            Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)

О.Г. Зыкова  «Рыба-прилипала».

Рисование

«Моя любимая рыбка».

Беседа: «Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус». Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»;       Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», «Угадай растение», «Назовите растение». Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Ноябрь:

Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа об осени. Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».

Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.

Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».. Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели»,              В. Бианки «Синичкин календарь»,             Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,      И. Крылов «Кукушка и петух»,                     Е. Чарушин «Утка».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

Составление описательных рассказов о птицах.

Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –имитация

«Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Художественное творчество: лепка «Красивая птица»

Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки  о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Художественное творчество: аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-

Декабрь:

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».

 Изготовление кормушек для птиц.

Беседа: «Как лесные звери проводят зиму».

 Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры

«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры

«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки». Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Беседа о деревьях.

Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес». Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка».

Январь:

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры:
"Узнай растение".

Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». Реализация краткосрочного проекта «Наши домашние питомцы»

Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок».

Февраль:

Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра- имитация "Звериная зарядка"
Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается».
 Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом»,  Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры:  «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа».

Март:

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна»,                      Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин                     И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация

«Строим гнёзда».

Дидактическая игра

«Попрыгунчики-воробышки».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики»,                  И. Поленов «Синичкины кладовки». Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь».

Апрель:

Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы:

«Литературный калейдоскоп».

Экскурсия в парк

Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка».

Беседа «Одуванчик»

Изучение строения одуванчика.

- Чтение стихов.

Загадки об одуванчике Составление рассказа "Путешествие семечки" Реализация IIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра»..

Художественное творчество: рисование: «Одуванчик».

Май:

Наблюдение за растениями на участке.

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров

«Одуванчик».

Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны».

Наблюдение за появлением перелетных птиц.

Послушать пение птиц. Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. Подвижные игры

«Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей».

Рассматривание и беседа о Красной

книге. Беседа: «Национальный парки Бурятии » (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Экскурсия в лес

Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». Реализация IIIэтапа проекта «Эковолонтеры. Садик добра».

Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.

Работа с родителями

Сентябрь:

Октябрь:

Ноябрь:

Декабрь:

Январь:

Февраль:

Март:

Апрель:

Май:

В течение года:

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Подборка экологической литературы для родителей.

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)

Консультация «Жизнь птиц зимой» «Не быть равнодушными».

папка-передвижка  (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Папка-передвижка  (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).

Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .

Совместное с детьми участие в проектной деятельности.

Выставка «Цветы» (природный материал).

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

Выставка декоративных комнатных растений.

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала).

Консультация «О чем рассказывают растения»

Фотовыставка «Бурятия  -мой  дом родной».

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!

ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!

1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.

2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.

3. Учите детей правильному общению с живыми существами.

4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.

6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

7. Учите исправлять свои ошибки.

8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

10. Разучите пословицы:

   Много леса – НЕ РУБИ, мало леса – БЕРЕГИ, нет леса – ПОСАДИ.

  Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пуст. Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками, помнится.

Доброму везде добро.Не одежда красит человека, а его добрые дела. Добро помни, а зло забывай.

Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бу¬маги.

16. Поощряйте экспериментирование детей.

17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.

1.Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,

развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Список литературы:

1. Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3.  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4.  Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5.  Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

6.  Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

7.  Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...