Статья "Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии"
статья по окружающему миру

В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии.

                                                                    Ядрова Валентина Александровна

                                                                    МАДОУ детский сад №11 «Пересвет»

Аннотация. В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях пандемии COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, пандемия, моделирование.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стали очень острой и приняли огромные масштабы. Поэтому возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. В соответствии со ст.8 закона от 10 сентября 1996 года № 45-З (с изменениями на 24 июня 2021 года) Нижегородской области «Об экологической безопасности», где говорится о непрерывном экологическом образовании населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные образовательные учреждения. Осуществляют ДОУ эту систему введением в образовательную деятельность экологическое воспитание и образование дошкольников.

Дошкольное детство – начало формирования в ребенке личности экологической направленности, так как в этот период закладываются первые основы осознанного отношения к окружающему миру и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

 Пандемия COVID-19 внесла изменения в работе дошкольных учреждений в период мероприятий по профилактике и нераспространению коронавируса, которые коснулись детских образовательных учреждений во всем мире. Системы образования приняли меры по снижению негативного влияния пандемии COVID-19 на образование [1]. 

Системы дошкольного образования различных стран имеют специфику, обусловленную особенностями возраста обучения, различиями частного и общественного характера организации деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим, а также исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации, государства принимали в период пандемии различные решения [2;с.27]. В Российской Федерации дистанционное обучение в детских садах ранее не практиковалось, а занятия, где это было возможно или обоснованно, проводились с использованием цифровых, интерактивных ресурсов.

В условиях, к которым привела пандемии COVID-19, ДОУ стали ограничены в возможностях общения с природой в естественных условиях, поэтому стало необходимым искать выход из сложившейся ситуации. Как доказано психологами все первые годы жизни, фактически весь дошкольный возраст ребенком управляет чувственное познание. Именно с ощущений начинается познавательный процесс, так как они являются первым звеном, связывающим сознание ребенка с внешним миром[3;c.148]. Однако многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить абстрактное, обобщённое представление об явлении природы или объекте, составить схему изученного явления. Это обязывает нас, педагогов, строить процесс не вербальным, а наглядным методом. Большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Моделированием называется такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Оно служит для исследования этих процессов или систем объектов, а также для уточнения их характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. [4; c.10-12].

Как подчеркивает известный педагог А.И. Иванова, использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических представлений и понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе

Преимущество данного способа заключается и в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда[5].

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

 - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

 - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника [6; c.60-62].

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

1.Предметные. В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус. Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Особое место в работе с детьми занимает мнемотаблица. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. [6;c.60-62].
 Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений.

По нашему мнению, формирование осознанно-правильного отношения к природе с использованием моделирования является одним из эффективных методов ознакомления детей с природой.

В целом у педагогов ДОУ есть мотивация, и психологическая готовность к тому, чтобы работать в изменившихся условиях. Возможность полноценно участвовать в реализации экологического образования во время пандемии COVID-19 и относиться к ограничениям, как временной мере, для сохранения здоровья детей.

Литература.

  1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий- 96 Дистант ДВ 10/2020. https://docs.edu.gov.ru/documen t/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752/  
  2. Тарасова Н., Тарасова К. Дошкольное образование и дистанционное обучение. Международный обзор // Дошкольное воспитание. 2020. № 8.
  3.  Е. Ю. Данилова,Познание мира ребенком как психолого-педагогическая проблема. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 6 (134)
  4. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1.
  5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду..-М,: ТЦ Сфера,2004.
  6.  Романенко, О. Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей / О. Г. Романенко, Л. И. Данилова, Т. В. Дорошина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2433/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"

     Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...