«Метеостанция ДОУ как эффективный метод экологического воспитания дошкольников» - из опыта работы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Барабанщикова Ольга Николаевна

Создание Метеостанции на территории нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_333_barabanshchikova_o.n._tekst_vystupleniya.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день,  уважаемые коллеги!

Тема нашего выступления: «Метеостанция ДОУ как эффективный метод экологического воспитания дошкольников».

Слайд 2

Создавая метеостанцию на территории нашего ДОУ, мы ставили перед собой следующие цели:

1. Усвоение системы знаний о природе: её компонентов и взаимосвязей между ними, развивать при этом  у детей навыки исследовательской деятельности.

2. Воспитание потребности в общении с природой и основ экологической культуры.

3. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с природой, воспитание любви к родному краю.

Слайд 3

В ходе нашей работы мы решали следующие задачи:

1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: умение сравнивать,  рассуждать, делать выводы и умозаключения, умение пользоваться метеорологическим оборудованием.

2. Формировать у детей умение прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой, развивать наблюдательность, любознательность,

3. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, знакомить детей с народными приметами, развивать у детей чуткость и внимательность к миру природы.

4. Формировать у детей умение фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календаре природы, в индивидуальных дневниках наблюдений.

Слайд 4

Оборудование  нашей Метеостанции мы постарались разработать с позиции создания предметно – развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности наших ребят, поскольку дети дошкольного возраста, как известно  – прирожденные исследователи и «большие почемучки».

Слайд 5

     Нам показалось очень важным обозначить и выделить  нашу Метеостанцию на территории детского сада. И поскольку дошкольники  чаще всего не умеют читать – наша  Метеостанция огорожена красочным разноцветным заборчиком, по периметру размещены фигурки - «знаки» зоны проведения метеонаблюдений и исследований– «тучка», «солнышко», «капелька». Хотелось бы отметить, что оборудование на метеостанции, хотя частично и  изготовлено из бросового материала и своими руками, прошло проверку  на предмет безопасного его использования детьми. Например, острый наконечник «капельки», которая расположена на заборчике, прикрыт безопасным пластиковым колпачком, в целях профилактики травматизма верхняя часть реек  заборчика метеостанции прикрыта  безопасными колпачками, стол и скамья для фиксирования  результатов наблюдений и рисунков имеет округлые мягкие  контуры, все оборудование надежно закреплено и тд.  

     Большую помощь в изготовлении оборудования для метеостанции была оказана руководителем изодеятельности и плотником нашего ДОУ. Мы очень благодарны им за участие в нашем общем деле!

Слайд 6

Для наблюдения за направлением ветра на площадке установлен флюгер (ориентировка

Его  по сторонам света выполнена с помощью компаса),  а для определения силы ветра -

ветряной рукав.

Слайд 7

Стенд «Роза ветров» изготовлен своими руками из бросового материала и используется  в качестве обучающего пособия для графического отображения направления ветра (основных и промежуточных сторон горизонта).

Слайд 8

На слайде мы видим,  как дети старшей группы проводят наблюдение за ветром, свои наблюдения они заносят в индивидуальные Дневники наблюдений.

Слайд 9

Для проведения  наблюдения детьми за снежным покровом на площадке установлен осадкомер (снегомерная рейка) с нанесенной шкалой. В целях безопасности и для зрительного обозначения зоны проведения наблюдений «Осадкомер» обозначен соответствующим  «знаком» - надписью на табличке,  выполненном в виде «тучки», которая тоже в целях безопасности имеет плавный контур.

Слайд 10

Жалюзийная психрометрическая (метеорологическая) будка установлена в центре нашей метеоплощадки  (для обеспечения свободного обмена в ней воздуха). А также для безопасного проведения детьми наблюдений перед будкой установлен подиум со специальными противоскользящими ступенями.

 Слайд 11

Внутри метеорологической будки размещен спиртовой термометр для определения температуры воздуха.

Слайд 12

На этом слайде мы видим детей, которые проводят измерение температуры окружающего воздуха. Для визуализации полученных измерений ребята используют мобильный календарь природы, который размещен на магнитно – меловой доске.

Слайд 13

Природный гигрометр смастерили наши дети с помощью родителей. Он изготовлен из еловых шишек, пластикового кольца, крючка для размещения прибора на перекладине и удерживающих прищепок.

Принцип действия гигрометра основан на свойстве еловых шишек закрывать - раскрывать свои чешуйки при повышении – понижении влажности воздуха.

 Слайд 14

«Имитатор природного дождя» и разработанная нами «Схема природного гигрометра» используется при проведении наблюдений по определению влажности воздуха (в целях  обеспечения наглядности).

 Слайды 15- 16

  • На слайдах мы видим проведение эксперимента «Гигрометр из еловых шишек»,
  • по итогам дети в виде рисунков заносят свои наблюдения в индивидуальные Дневники.

 Слайд 17

Для определения времени по солнцу ребята используют прибор «Солнечные часы». На  круглой столешнице  нанесены деления с цифровыми обозначениями времени светового дня. В центре установлен  гномон, тень от которого в солнечную погоду указывает на текущее время.

Слайды  18 -19

  • Для наблюдения за облаками на площадке установлен изготовленный из бросового материала «Ловец облаков», он  представляет собой вертящуюся рамку, размещенную на штатив, в центре которой есть прямоугольная прорезь, через которую можно наблюдать за облаками и соотносить их с картинками (виды облаков).
  • Этот прибор формирует у детей представление о природе облаков и их разнообразии.

Слайд 20- 21 - Включить сразу 21!

Для фиксирования результатов метеонаблюдений нами был разработан многоразовый «Дневник наблюдения». С его помощью дети в течение недели отмечают изменения погоды и природные явления (осадки, облачность, ветер, радугу, грозу), сравнивают погоду, которая была вчера с днем сегодняшним.

Все изменения в погоде фиксируются с помощью условных знаков, которые в виде карточек размещены в прозрачных кармашках «Дневника наблюдений».

Для того, чтобы данным дневником наблюдений могли пользоваться  и младшие не читающие дошкольники, дни недели дополнительно  выделены соответствующими цветами радуги.

«Дневник наблюдения» заполняется в течение недели, для использования его в  дальнейшем необходимо просто менять номера недель:  1, 2, 3, 4  и МЕСЯЦ года (месяц может быть  обозначен и рисунком).

Слайд 22

Для фиксирования детьми результатов экспериментов и наблюдений на площадке установлены устойчивые и удобные стол и скамья.

Слайд 23

Так называемый «Визуализатор погоды» (магнитно – меловая доска) это наглядная панель для систематической фиксации наблюдений. Предназначена для визуального отображения: времени года, месяца, дня недели, температуры воздуха, состояния облачности, осадков, ветра (в зависимости от поставленной воспитателем образовательной задачи).

Слайд 24 – 26

  • На этих слайдах мы видим работу детей по наблюдению за погодой с календарем природы! Дидактический материал крупный, яркий, желтые стрелки помогают фиксировать внимание детей на выбранной ими картинке,
  • изображения понятны всем ребятам, крепятся к доске с помощью магнитной ленты, прикрепленной к картинкам,
  • все карточки и картинки заламинированы, что позволяет спокойно использовать весь дидактический материал в любую погоду.

Слайд 27

    Также на площадке установлен стационарный «Календарь погоды», который позволяет детям наглядно отобразить основные погодные явления: облачность, осадки, ветер.

Слайд 28

На нашей площадке установлена металлическая подставка для посадки растений – синоптиков. Эти растения способны предсказать нам погоду, так как  заранее реагируют на ее изменение. И немаловажно, что как показывает опыт,  растения – синоптики практически никогда не ошибаются в прогнозах погоды. На слайде показано, как наши дети высаживают рассаду таких растений – ноготки, лаватерра, ….

Слайд 29

Для более детального знакомства ребят со свойствами растений – синоптиков мы используем картотеку таких растений.

Слайд 30

Специальный «Метеосундучок» мы создали для компактного хранения дидактического материала и приборов для метеонаблюдений, удобства и мобильности использования всеми педагогами нашего детского сада. Он компактен, вместителен, удобен в использовании, им с легкостью могут воспользоваться воспитатели других групп для проведения занятий на метеостанции. Для удобства на его крышке размещен каталог дидактических пособий, на каждом дидактическом пособии нанесен номер, соответствующий его номеру в каталоге.

Слайд 31

Сам сундучок мы изготовили  из бросового материала своими руками.

Слайд 32-33

  • На слайдах выведен список наполнения  дидактического пособия «Метеосундучок» - дидактические игры, демонстрационный материал, картотеки, схемы, мнемосхемы, индивидуальные и групповой дневники наблюдений за погодой,
  • а также дополнительное оборудование, необходимое для организации работы на метеостанции: магниты, мелки, магнитные стрелки, линейки, цветные карандаши.

Слайд 34, 35, 36, 37

На этих слайдах вы можете наглядно увидеть некоторые дидактические пособия и оборудование, которые  размещены в нашем Метеосундучке.

Слайд 38

     Как и любому практикующему педагогу, нам было очень важно проанализировать  эффективность проведенной нами работы. Поэтому в целях оценки качества усвоения навыков познавательно - исследовательской деятельности на образовательной площадке ДОУ «Метеостанция» нами был разработан и апробирован педагогический экспресс - мониторинг (первичный и итоговый срез 2021 – 2022 учебный год) старшей группы компенсирующей направленности ДОУ.

Слайд 39

Наш педагогический экспресс - мониторинг содержит 12 вопросов (или компетенций), педагог выставляет 0 или  1 балл в зависимости от того, владеет ли указанным навыком ребенок, сформировано ли у него умение и тд. Сумма баллов, которые могут быть выставлены ребенку  0-12.

Слайд 40

В зависимости от суммы полученных баллов мы определили уровни:

«высокий» уровень – 9 -12 б.

«средний» уровень – 5-8 б.

«низкий» уровень – 0-4 б.

Анализ полученных детьми результатов мониторинга позволил сделать вывод - эффективность проведенной нами работы значительная (результаты приведены в процентах - на начало и конец учебного года):

высокий

0

40

средний

30

50

низкий

70

10

Слайд 41

На основании проведенного экспресс – мониторинга можно сделать следующие выводы:

1. У детей в целом сформированы навыки исследовательской деятельности.

2. У большинства детей сформировано умение прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между обьектами живой и неживой природой.

3. Дети активно приобщаются к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомы с народными приметами, способны проверять их в ходе наблюдений.

4. Абсолютное большинство детей приобрело навыки работы с приборами метеонаблюдения, фиксирования своих наблюдений с помощью знаков, символов в календаре природы и в индивидуальных дневниках наблюдений.

Таким образом, данное направление работы можно признать эффективным и в этом учебном году все педагоги нашего детского сада стали использовать наш опыт и изготовленное оборудование для проведения занятий  на метеостанции нашего учреждения.

Слайд 42

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...