Проектная работа «Дикие животные и птицы нашей малой родины»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Антонова Оксана Леонидовна

Долгосрочный информационно-познавательный проект экологической направленности для ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivotnye_i_ptitsy_nashey_maloy_rodiny.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Алексеевский детский сад № 6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

                                

Проектная работа

  «Дикие животные и птицы

        нашей малой родины»

Автор  проекта  

Антонова О.Л.

воспитатель

2019 год

пгт Алексеевское

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная  часть
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

В течение последних десятилетий в связи с резким ухудшением экологического состояния планеты Земля, повышением средней температуры, вырубанием, уничтожением пожарами огромных площадей лесов, а также под воздействием других негативных факторов резко уменьшается численность диких животных и птиц, особенно редких. Все больше и больше видов животного мира нуждаются в защите. А потому так важно с самых малых лет воспитывать в детях нравственные качества, такие, как любовь к природе, к ее обитателям, способность к сопереживанию, желание оказывать посильную помощь представителям фауны, умение радоваться красоте окружающего мира. Ведь душа маленького человечка распахнута, и ребенок с радостью и удовольствием получает новые знания и жизненный опыт.

Все эти и другие нравственные качества очень плодотворно формируются посредством экологического образования и воспитания. Наш проект, основанный на изучении жизни (характерных черт, внешнего вида, повадок, питания, жилища, образа жизни)  диких животных и птиц, как раз направлен на воспитание в дошкольниках названных нравственных качеств. Тем более что на нашей малой родине – в поселке городского типа Алексеевское – есть отдельные уголки, которые облюбовали достаточно редкие и очень красивые особи дикой природы. Это лебеди, цапли, дикие утки, кулики, которые  ежегодно возвращающиеся из теплых стран весной на наше озеро, расположенное на окраине поселка, окруженное зарослями камыша. Все больше обживаются на этой территории и животные: ондатры, бобры, выдры. Бывает, что наведываются сюда чайки, а иногда прилетают поохотиться совы и другие хищные птицы. Кроме того, в лесах окружающих наш поселок водятся зайцы, лисы, кабаны и даже лоси. Когда-то обитали здесь волки и медведи.

Разработанный проект  позволит нашим воспитанникам не только узнать много интересного о жизни обитателей своей малой родины, но и будет способствовать  формированию  в них замечательных нравственных качеств. Ведь любовь к Отчизне, к  своей земле, как известно, начинается с малого. А это малое  и начинается с друзей наших меньших.  

Цель проекта:

Развитие познавательно-исследовательских способностей воспитанников, расширение познаний о животном мире и птицах родного края, активное сотрудничество с родителями.

Задачи проекта:

1. Дать детям представление о разнообразии диких животных и птиц поселка Алексеевское.

2. Познакомить  детей  с дикими  животными  и птицами, обитающими  на территории нашей малой родины, рассказать об  их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании, способах зимовки, потомстве.

3. Обучать детей замечать интересные факты,  сравнивать, анализировать, делать выводы.

4. Развивать внимание, наблюдательность, интерес к окружающей нас живой природе, окружающей среде.

5. Обучать детей применять полученные знания на практике, в том числе на занятиях.

6. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе.

         7. Привлечь родителей к  сотрудничеству в процессе реализации проекта

Методы  проекта:

-наблюдение,

-совместные творческие игры,

- познавательная деятельность,

- драматизации,

- выставочная деятельность,

- экскурсии,

-презентации.

 Участники  проекта:

- Дети дошкольного возраста (5-7 лет)

- Воспитатели

- Родители воспитанников

Тип  проекта:

Групповой

Сроки проведения  проекта:

Долгосрочный (сентябрь-август)

Вид  проекта:

Информационно-познавательный

Обеспечение  проектной  деятельности:

Информационное обеспечение:

- конспекты занятий,

- презентации,

- художественная  литература, загадки, потешки.

- картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр  по теме проекта

Информационно-техническое:

- компьютер,

- мультимедийный комплекс,

- фонотека.

Организационное обеспечение:

- непосредственная образовательная деятельность,

- режим дня

Материалы к занятиям:

 Демонстрационные :

 иллюстрации и презентации из серии «Дикие животные», «Дикие птицы», «Обитатели леса»; сюжетные картинки, книги о животных с иллюстрациями.

Раздаточный:

Цветная бумага, салфетки, картон, альбомные листы, кисти,  акварельные краски, клей, пластилин, природный материал.

Предполагаемые  результаты реализации  проекта:

Для детей: получение новых знаний о диких животных и птицах своей малой родины; развитие интереса к миру животных, к познанию окружающей природы;  воспитание любви к природе, желания оказывать посильную помощь братьям нашим меньшим.

Для педагогов: продолжение освоения метода проектирования  как  формы организации детской деятельности, который дает возможность эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников  

Для родителей: совместная деятельность с детьми, участие в жизни ДОУ.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.

Основная часть проекта:

I этап – подготовительный.

Постановка проблемы:

- скудность знаний детей об обитателях дикого животного мира, включая животных и птиц своей малой родины;

- недостаточный интерес к окружающей нас среде, бережного к ней отношения и оказания помощи  диким  животным и птицам

Планирование проекта:

-Сбор информации о диких животных и птицах, обитающих на нашей малой родине.

-Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками по углублению знаний о мире животных.

-Планирование занятий с целью закрепления знаний о представителях фауны поселка Алексеевское.

-Подбор  дидактических игр по закреплению знаний детей о диких животных и птицах.

-Планирование работы с родителями по реализации проекта.

-Подбор методической и детской литературы по  теме  проекта.

II этап – основной

Познавательно-исследовательская деятельность

-Экскурсия в Музей родного края.

-Экскурсии на природу в весенний, летний и осенний период (с родителями)

-Наблюдение за жизнью птиц в разное время года

-Конструирование жилищ  диких животных и птиц из природных материалов

-Прослушивание  «голосов» птиц и животных

-Рассматривание перьев птиц

Речевое развитие

-Чтение и заучивание стихотворений о животных и птицах

-Загадывание и отгадывание загадок о диких животных и птицах.

-Чтение рассказов и сказок:  В. Бианки «Сова», «Лесной колобок – колючий бок», «Красная горка», «Как лис ежа перехитрил», «Хитрый лис и умная уточка»,  «Почему чайки белые», «Глаза и уши», «Снежная книга»; Н. Сладкова «Лиса и заяц», сказки «Волк и лиса», «Два жадных медвежонка» ,«Гадкий утенок», народных сказок о животных и птицах

- Составление рассказов  о  диких животных и птиц по сюжетным картинкам.

Художественно-эстетическая деятельность

-Лепка  «Лесные жители»,  «Утка с утятами».

-Рисование  «Животные  наших лесов », «Водоплавающие птицы»

- Коллективная аппликация на тему «Зайчик серенький стал беленький», «На нашем озере».

-Рассматривание репродукции картины «Утро в сосновом бору»

Познавательно-коммуникативная деятельность

-Беседы: дикие животные нашей малой родины; дикие птицы нашей местности; перелетные птицы; как звери и птицы готовятся к зиме;  как зимуют животные и птицы).

- Презентации про животный  мир нашего края.

Игровая деятельность

Дидактические игры :

- «Что за птица? », «Кто где живет?», «Кто чем питается?»; «Назови детеныша»; «Что перепутал художник?»; «Четвертый лишний» «Угадай  животное по описанию»

- Настольные развивающие игры: Лото «Дикие животные », пазлы  «Животные леса», «Мамы и детки», «Разрезные  картинки»

-Подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Волк и зайцы», «Птички в гнездышке», «Совушка», «Дождик и птички»

Работа с родителями

-Экскурсии на природу совместно с детьми

-Экологическая акция  «Покормим птиц зимой».

-Фотовыставка «Мы и природа»

- Совместное творчество родителей и детей «Птицы нашего края»

-Акция «Подари книгу о природе  детям»

III этап – заключительный.

Итоги проекта

-Оформление  фотовыставки «Мы и природа»

-Оформление  компьютерной презентации о реализации проекта.

-Презентация  проекта родителям воспитанников.

-Развлечение  для детей на тему «Животный мир нашей малой родины».  

Список используемой литературы

1. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

3. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008.

5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.

6. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008.

7. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.

8. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.

Выводы:

Реализация  проекта  осуществлялась через интеграцию различных областей и объединение разнообразных видов деятельности воспитанников. Для достижения цели  проекта использовались  все группы методов (наглядные, словесные, практические, игровые). В результате  проведённой работы у детей появился  интерес к  животным и птицам  родного края.  Расширились  знания  детей об особенностях и образе жизни изученных животных. Также возросла активность участия родителей в  жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектно - исследовательской деятельности по теме "Моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Данный   п...

Проектная деятельность "Моя малая Родина"

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте....

Воспитание любви к малой родине через проектную деятельность.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, песня и сказка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

Проектная работа в средней группе " Моя малая Родина"

Цель: дать первоначальное знание о родном селе,воспитывать любовь родному селу, к своей " Малой Родине".Задачи: прзнакомить с детским садом, с територией детского сада.Знакомить с домом, с п...

Проектная работа в старшей группе " Моя малая родина".

Цель: Познакомить детей с районом, селом, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину».Задачи: Познакомить с историей возникновения Калтасинского  района....