Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Субботина Мария

Данный конспект способствует развитию ответственного и бережного отношения к природе. Формирует у детей познавательный интерес к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты».

Цель:

— формирование основ безопасного поведения в природе.

Задачи:

· углублять знания детей о явлениях и объектах живой и неживой природы, мерах безопасности и правилах поведения в опасных ситуациях в весенний период;

· формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать умозаключения, подводить к осознанию причинно-следственных связей;

· формировать ответственное и бережное отношение к природе;

· развитие навыков универсальной учебной деятельности, познавательного интереса, коммуникативного общения, двигательной активности.

Предшествующая работа:

· Дидактические игры: «Определи явление природы по звуку», «Для кого и чего нужен лес», «Собираемся в лес» (см.приложение).

· Малоподвижные игры: «Птицы», «Муравей» (см.приложение).

· Работа по мнемотаблице «Явления в неживой природе».

· Ознакомление с явлениями неживой и объектами живой природы.

· Опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Неживая природа» (опыт «Ветер и лес»).

· Беседа «Полезные профессии».

Оборудование и материалы:

экран, проектор, компьютер; магнитная доска; мнемотаблицы; приспособления для проведения опыта (фен или вентилятор, искусственные елочки, конфетти); мяч; костюм дядюшки Ау; корзины, карточки и предметы одежды для проведения дидактических игр.

Ход:

Дети заходят в зал (или группу) и встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: — Здравствуйте! Ко мне ребята повернитесь и друг другу улыбнитесь. Я хочу поделиться с вами хорошим настроением.

Игра-приветствие: «Доброе утро» (см.приложение).

Воспитатель: — День наступает,

Природа оживает.

Солнышко встает,

Нам тепло дает!

— Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и поддержку друг друга. (дети берутся за руки).

— Мы собираемся,

И в школу спасателей отправляемся!

Воспитатель: — Сегодня мы продолжаем наши занятия в «Школе спасателей

планеты». К нам должен был прийти дядюшка Ау. У него возникла какая-то проблема. Он хочет, чтобы мы ему помогли. Только почему-то он опаздывает. Давайте …

Раздается стук в дверь. Заходит испуганный дядюшка Ау.

Дядюшка Ау: — Здравствуйте! (испуганно, хватаясь за голову).

Воспитатель: — Здравствуй, Ау! Ты почему такой испуганный? Что-то случилось?

Дядюшка Ау (эмоционально): — Ой! Как у вас в городе страшно!!

Воспитатель: — А что тут страшного?

Дядюшка Ау: — Все грохочет, шумит, гремит. А сегодня утром, наверно, земля трескалась и ломалась от тяжести; столько много домов, машин. Было так страшно. Я так испугался, поэтому и опоздал.

Воспитатель: — Ау, успокойся и не переживай. Ребята, давайте пройдем в наш кинозал. Здесь мы собрали большую фонотеку звуков. Попробуем по звуку определить, что же так напугало дядюшку Ау!

Дети рассаживаются по местам в кинозале.

Д/и: «Определи явление природы по звуку» (см.приложение).

В процессе игры дядюшка Ау слышит знакомый звук и обращает на него внимание.

Дядюшка Ау: — Вот, вот этот звук я слышал. Что это?

Дети: — Это явление называется ледоход.

Воспитатель: — Правильно, ребята — это ледоход. Пройдите к доске и встаньте полукругом (все подходят к магнитной доске, где висит мнемотаблица «Явления в неживой природе«).Сейчас мы расскажем тебе: что это за природное явление, когда происходит и как себя нужно вести.

Работа по мнемотаблице. (Дети, опираясь на схемы, рассказывают о ледоходе).

см.приложение

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Дядюшка Ау, ты все понял? Запомнил, что ледоход — это опасное явление. Но если соблюдать правила безопасности — это вовсе и не страшно!

Дядюшка Ау: — А-а-а! Теперь я понял. Спасибо вам. Больше не буду бояться.

Воспитатель: — Давайте теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Птицы».

Игра на внимание «Птицы» (см.приложение).

Воспитатель: — Замечательно! Хорошо отдохнули. Садитесь ребятки.

(Дети садятся).

Воспитатель: — Дядюшка Ау, расскажи нам о своей проблеме, а мы с ребятами постараемся тебе помочь!

Дядюшка Ау: — Дело вот в чем! Мне недавно пришла в голову идея — приобрести профессию. Тетушка Сова говорит, что мол я уже не молодой, а все только пугаю и пугаю всех в лесу. Но чем же еще в лесу можно заниматься? Я даже и незнаю.

Воспитатель: — Есть еще одна очень важная лесная профессия. Ребята, что это за профессия?

Дети: — Лесник.

Воспитатель: — А чем занимается лесник?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно! Лес нужно беречь. Он необходим всем. Давайте поиграем в игру «Для чего и кого нужен лес?»

Экологическая игра: «Для чего и кого нужен лес»(см.приложение)

В ходе игры Дядюшка Ау задает вопросы.

Дядюшка Ау: — Хм! А как это лес задерживает ветер? Я чего то не пойму.

Воспитатель: — Сейчас наши ребята покажут как это происходит.

Опыт «Лес и ветер» (см.приложение)

Воспитатель: — Молодцы, ребята!

Дядюшка Ау: — Ого-го! Все, я согласен — буду лесником! Ой, я тоже знаю одну игру. Давайте поиграем?

Дети: — Давай!

Подвижная игра «Муравей» (см.приложение)

Дядюшка Ау: — Ребята, выполните мое задание: соберите вещи для похода в весенний лес.

Воспитатель: — Посмотрите на свои стульчики. Ребята, у кого картинка с изображением живой природы — подойдите к полке с изображением листочка. У кого — с изображением неживой природы — подойдите к полке с изображением солнца. Выберите одежду для похода в весенний лес.

Малоподвижная игра «Соберись в лес» (см.приложение).

После игры воспитатель вместе с детьми обсуждают сделанный выбор.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, как правильно выбрать одежду для похода в лес.

Дядюшка Ау: — О! О! Как у вас здорово! Я узнал много нового! Мне очень понравилось!

Воспитатель: — Ты все запомнил?

Дядюшка Ау: — А — а! Ну -у! (задумывается и чешет затылок).

Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии в школе спасателей!

Предполагаемые ответы детей: определяли по звуку явления природы; рассказывали о правилах поведения при ледоходе; провели опыт, выяснили, для чего нужен лес; играли в подвижные игры; показали, как правильно подобрать одежду для похода в лес.

Дядюшка Ау: — Да, да, теперь я ничего не забуду. Мне у вас так понравилось!

Воспитатель: — Надеюсь нашим гостям тоже понравилось! Мы дарим вам на память «Энциклопедию безопасности», созданную своими руками на занятиях в школе спасателей. На этом наше занятие подошло к концу.

До свидания!

Воспитатель вместе с детьми и героем уходят.

КОНЕЦ.

Приложение к ННОД.

Игра-приветствие «Доброе утро».

Цель: создание атмосферы благоприятного эмоционального настроя и комфорта, сплочение коллектива.

Ход игры:

Дети и воспитатель встают полукругом. Воспитатель протягивает в ладошках «Доброе утро» ребенку, говоря слова: — «Я дарю тебе доброе утро!». Затем дети по очереди дарят друг другу доброе утро.

Дидактическая игра: «Определи явление природы по звуку».

Цель: закрепить знания детей о явлениях неживой природы, развитие памяти, слухового восприятия.

Ход игры:

Воспитатель включает с помощью магнитофона или компьютера звуки природы. Дети определяют явление на слух и на экране проектора появляется картинка или видео с соответствующим изображением.

Экологическая игра «Для чего и кого нужен лес?»

Цель: закрепить знания детей о взаимосвязи леса с живой и неживой природой, учить объяснять закономерности природы.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Воспитатель предлагает детям выбрать любую карточку. На карточках схематично (в черно-белом варианте) изображены объекты живой и неживой природы: птица, животное, гриб, дом, мебель, насекомое, ветер, воздух, глаз. У воспитателя карточка с изображением дерева.

Начинаем: воспитатель берет мяч, и к кому он подкатится, тот и отвечает на вопрос: для чего нужен лес.

Опыт «Лес и ветер».

Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать умозаключения,

подводить к осознанию причинно-следственных связей.

Ход: перед детьми стоит стол, на котором имитирован лес (еловые ветки). Воспитатель включат фен или вентилятор, направляя на «лес» и подставляя ладошку с конфетти (ветер). При наличии «леса» ветер мало проникает через него, а при его отсутствии — достаточно много.

Вывод: лес задерживает передвижение воздушных масс.

Подвижная игра «Муравей».

Цель: развитие двигательной активности детей.

Ход:

Шел по лесу муравей,

Нес задания для детей.

Муравей устал, присел,

Громко песенку запел.

Ля — ля, ля — ля, ля — ля.

Тихо песенку запел

Ля — ля, ля — ля, ля — ля.

Отдохнул, пошел опять

Наших деток развлекать!

Малоподвижная игра «Соберись в лес».

Цель: закрепить знания детей о том, как правильно подобрать предметы одежды для похода в лес; развитие двигательной активности; умение действовать в подгруппе (команде) сообща.

Ход игры:

воспитатель делит детей на две команды. Для каждой команды предоставляется полка с многообразием одежды, обуви и головных уборов. Дети правильно подбирают предметы одежды для похода в лес. После — обсуждают сделанный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для старшего дошкольного возраста.Подземные сокровища нашей земли.

закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе, их свойствах и применении.                         ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Королевство животных»

Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы«Королевство животных»Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: 1. Закрепить знания детей о природе, п...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Рыбка плавает в воде»

Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: образовательная Возрастная группа: младшая Тема: «Рыбка плавает в воде» Цель: Дать элементарные представления об ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы

Развивать исследовательский интерес, мелкую моторику кистей рук, технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами, логическое мышление, внимание, память...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в средней группе «ОГОРОД НА ОКНЕ»

Цель: формировать представления детей о бобовых культурах (фасоли, горохе),Задачи: развивать практические умения посева семян, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло...

Конспект образовательной ситуации по ознакомлению с миром природы в старшей группе: «Земля-наш общий дом»

Данный конспект направлен на развитие умений детей обобщать знания о живой и не живой природе...