Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с историей и наследием казачества на тему: «Люблю тебя - мой край родной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бобылева Елена Анатольевна

Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.

 

Материал: магнитофон, аудиозапись песни «С чего начинается родина?», «Не рвите цветы», плакат с изображением растений Краснодарского края, иллюстрации с  изображением животных, плакат "Тот свой край не любит, кто его природу губит".

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире Краснодарского края, отгадывание загадок о растениях и животных края.                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_kazachestvu.docx67.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей   старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Люблю тебя - мой край родной»

                                                                                         

Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Материал: магнитофон, аудиозапись песни «С чего начинается родина?», «Не рвите цветы», плакат с изображением растений Краснодарского края, иллюстрации с  изображением животных, плакат "Тот свой край не любит, кто его природу губит".

Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире Краснодарского края, отгадывание загадок о растениях и животных края.        

Ход:

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

                              (Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Воспитатель - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина? У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, посёлок). Да, мы с вами живём в Краснодарском  крае, для нас он родной.

Краснодарский край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, мой  Краснодарский край родимый

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о растениях и животных нашего края. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка - Земля,

Здравствуйте, мои друзья.

Растения нашего края. 

Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

 

На зелёном шнурочке        

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные. .. (Ландыши).

 

 Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные .. (Берёзки).

Воспитатель: Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины (иллюстрация с изображением берёзы)

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка"

(дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру)

Воспитатель: Молодцы, запомнили растения, которые растут на полях и лугах нашего края. А сейчас вспомним животных нашего края   (дети подходят к столу, на котором разложены иллюстрации с  изображением животных и рассказывают о некоторых из них.

Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Краснодарском крае). Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "Тот свой край не любит, кто его природу губит".

Воспитатель: - Как вы понимаете эту пословицу? Что такое заповедник?  Какие виды растений и животных находятся в них под охраной? Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды? Молодцы, как много вы знаете! Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке (дети ложатся на ковёр и закрывают глаза). Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, где много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей   старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Моя большая семья»

Задачи: Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.

Материал: мяч, семейные генеалогические древа детей, магнитофон, аудиозапись песни «Светит солнышко для всех». 

Предварительная работа: беседы о семье, заучивание стихотворений о семье, пословиц о семье, изготовление родителями вместе с детьми генеалогических деревьев.

                                                                      Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. И сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать с рассказа китайской притчи «Ладная семья».

Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек жили в этой семье. И занимала она все село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки это страны. И он решил проверить, правда ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого мира и лада в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да»- ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

Воспитатель: Ребята, скажите почему эта притча называется «ладная семья»? Ответы детей: (потому что там все друг друга любили, прощали, уважали …)

Воспитатель: А еще, у каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас). 
- А сейчас мы с вами поиграем в игру которая называется «Назови», я попрошу вас ответить на мои вопросы. (Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)
- Как ты обычно называешь маму? Папу?
- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
- Как называют маму подруги?
- Как называют папу друзья?
- Как твою бабушку называют другие люди?
- Кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь мамину маму?
- Как ты называешь папиного отца?
- Ты для бабушки кто?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ребята, а что такое семья? 
Дети:  Семья – это счастье, любовь и удача,
           Семья – это летом поездки на дачу.
           Семья – это праздник, семейные даты, 
           Подарки, покупки, приятные траты.
           Рождение детей, первый шаг, первый лепет
           Мечты о хорошем, волненье и трепет.
           Семья – это труд, друг о друге забота,
           Семья – это много домашней работы.
           Семья – это важно, семья – это сложно,
           Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: Семьи, ребята, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
                                                    Игра «Продолжи пословицу»
-В гостях хорошо,…… а дома лучше.
- Не красна изба углами,………. а красна пирогами.
- Каково на дому,…………… таково и самому.
- Дети не в тягость,…………. а в радость.
- Когда семья вместе…….. и душа на месте.
- Всякой матери……………. своё дитя мило.
- Мать кормит детей,………….. как земля людей.
- Семья – это…………… семь Я.
Воспитатель: а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо». Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это? 
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? 
(ответы детей) потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье. 

Воспитатель: В. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!
                                                       Игра «Хорошо – плохо»
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков. Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что же такое семья?
- Какой должна быть семья?
                                 Звучит песня «Светит солнышко для всех».

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей  старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Кто такие казаки»

Задачи:  Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подкова, макет кубанской хаты, аудиозапись гимна Кубани.

Предварительная работа: чтение произведений, стихов о Кубани; заучивание  кубанских пословиц  и поговорок,стихотворений, беседы; рассматривание иллюстраций о Кубани, ее жителях, разучивание кубанских народных игр; тематическая прогулка на кубанское подворье.

Ход:

Звучит  куплет Гимна Кубани. (Дети  слушают стоя).

Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии? Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. В каком крае мы живём? (ответы детей);

Дети: В Краснодарском крае.

Воспитатель: Какой главный город в Краснодарском крае?

Дети: Краснодар.

Воспитатель: Каждый город, край, страна имеет свои символы. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете? Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

Ребёнок:                Родимый край, простор полей безбрежный

                               Хлеба стеной,  кругом  куда не глянь,

                               Мы землю эту преданно и нежно

                               Зовём певучим именем Кубань!

Воспитатель:  Краснодарский край ещё называют Кубанью, по имени реки, самой крупной и многоводной на Северном Кавказе. Кубань - чудесный благодатный край, которым нельзя не гордиться. Земля Кубанская… не оглядишь её просторы: поля, леса, горы, реки, озера, моря. Кубань называют Жемчужиной России. Природа Кубани поражает своей  красотой и разнообразием. Наша земля богата плодородной  почвой  на которой хорошо растет рожь, пшеница, овес, поэтому Кубань по праву считается житницей России. Прекрасный виноград собирают на Кубанской земле. Курорты Краснодарского края славятся во всем мире. А  больше всего Кубань славится гостеприимством, гостей мы встречаем  хлебом и солью. Очень много песен  о родной Кубани исполняет Кубанский казачий хор, чем бесконечно радует её жителей. В бесконечности стихов воспета земля Кубанская. А какие стихи о Кубани знают наши дети? (Прочтение детьми стихотворения В. Подкопаева.)

                                                              Кубань родная

1 ребёнок:     Могучие горы, степные просторы

                          Приморского берега грань

                          Леса и поляны, сады и лиманы –

                          Все это родная Кубань.

2 ребёнок:         Родные станицы, розливы пшеницы

                           Плывёт за комбайном комбайн

                           Огни городские, огни заводские –

                           Всё это родная Кубань.

3 ребёнок:         Дары свои щедро открыли нам недра

                            Морями разлились хлеба

                            Здесь труд величавый сроднился со славой -

                            Всё это родная Кубань.

4 ребёнок:          Весёлые песни летят в поднебесье

                            Открытая высь глубина

                            И нет красивее края в России

                           Чем наша родная Кубань!

Воспитатель:  Дети, посмотрите, кого вы видите на картинке.

Дети: Казак.

Воспитатель: Правильно. А  живут на нашей Земле замечательные люди, которые  заселили  эти земли очень давно. И называли их тогда – казаками.

Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем. В старину у казаков считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет.

Игра «Передай подкову» (под музыку передают подкову). Кому попадется, тот  говорит  пословицу или поговорку о казаках.   Дети,  давайте, вспомним, какие мы знаем пословицы о казаках:

                          1.Казак без коня, что солдат без ружья.

                           2.Казачьему роду  нет переводу.

                           3.Казаку честь – Родину беречь.

                           4.Где казак – там и Слава.

                           5.Терпи казак – атаманом  будешь.

                          6.Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

                          7.Казак в беде не плачет.

(В конце игры казачку дарят подкову на счастье.)

Воспитатель: Казаки несли воинскую службу все поголовно, в казачьей семье и отец и дед и прадед все были воинами. И оттого создавалась традиция службы и уважения к ней. Служили казаки в Кубанском казачьем войске , которое не раз защищало наше Отечество от нападок врагов и недоброжелателей. В связи с этим на Кубани очень много памятников и памятных мест.

Воспитатель:   Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.
                                                               Здесь границу держать,
                                                                Защищать от врагов.
                                                                И пшеницу сажать,
                                                                И растить казаков
Воспитатель: Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво. Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? (Ответы детей)
Воспитатель: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Что находилось в каждом дворе? (Ответы детей)
Воспитатель:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Казаки были очень набожны,  поэтому в каждой казачьей хате всегда была Божница. Она состояла из нескольких икон, увешанных рушниками. Рушник – это традиционный элемент украшения казачьей хаты, изготовленный руками казачек. Но главным украшением считалось  все-таки  оружие: сабли, копья, кинжалы. Казаки были отличными хлеборобами и любили угощать гостей свежими пирогами, которые выпекали в Русской печи. А сейчас дети нам расскажут пословицы о хлебе:

Дети:                    1.Хлеб всему голова.

                              2.Хлеб – батюшка, вода - матушка.

                              3.Худ  обед  когда хлеба нет.

                              4.У кого хлеб родится – тот всегда веселится.

                             5.Без труда хлеб не родится никогда.

                             6.Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

Воспитатель:   А ещё родители с раннего детства учили детей: трудись по совести, не завидуй  другому  и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество. А теперь мы поиграем в интересную игру.  Когда казакам что-то  нравилось они кричали ЛЮБО!

                                                  Игра: « Любо, не любо»

                                                               Ход игры:

Воспитатель: При появлении  старшего  казаки встают, снимают шапку, кланяются.

Дети: Любо!

Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор?

Дети: Не любо!

Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: Любо!

Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не перечить.

Дети: Любо!

Воспитатель:  Казак не может считать себя казаком  если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Очень хорошо,  что сейчас возрождаются хутора и станицы с казачьими обычаями и бытом. Очень важно знать историю своих предков -  казаков, и чтить их традиции.

            Ребёнок:            И хорошо  что в наши дни

                                 Традиции с тобой мы сберегли

                                 В чудесном  крае  где живём мы у Кубань реки

                                  Где жили здесь когда- то

                                  Наши предки – казаки!

Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей  старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Мы родом из казачьей семьи»

 

Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался  казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный  интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Материал: презентация, иллюстрации о казачьих семьях, фотографии посещения музея.

        

Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций о казачьих семьях.

        Ход:

Педагог напоминает детям об экскурсии в музей, что они познакомились с экспонатами, посвященным казачеству. Задаёт вопросы:

 Кто такие казаки?

 Чем они занимаются?

Что интересного дети узнали о жизни казачества?

 Беседа: «Воспитание детей в казачьей семье» (сопровождается презентацией).

Педагог рассказывает детям о том, что детей воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь.

С 6-7-летнего возраста на казачат возлагали посильные работы — уход за домашней птицей, прополка огорода, уборка по дому. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду. В 3-4 года мальчика сажал на лошадь крестный и давал шашку.

Но, казаки, весёлый народ и добрый. И очень любят петь и танцевать.

Вот и мы с вами проведём физкультминутку под казачью песню «На горе-то, калина!»

Дети становятся «горошком»:

1)Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища — шагаем вперёд, назад, понимая руки вверх, опуская вниз.

2) Исходное положение: руки на поясе, ноги на пятку, приставить (попеременно), 3 раза топнули, 3 хлопка.

3). Исходное положение: руки на пояс — дробный шаг вокруг себя.

4) Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе — прыжки на 2-х ногах вокруг себя.

Воспитатель: — Ребята, а казаки ещё и очень мудрый и умный народ. И в воспитании детей применяли много поговорок и пословиц.

А вы знаете поговорки и пословицы?

Дети: От матери — ласка, от отца — защита.

Если отец — храбрец, то и сын молодец.

Без коня казак- сирота!

Казак без коня, что солдат без оружия.

Погибай, а товарища выручай.

Держи слово.

Вся семья вместе — и душа на месте!

Береги свою семью и служи ей примером.

Воспитатель: — А какие традиции и семейные праздники вы знаете?

(проводы на службу, колядки, Встреча Весны, Праздник Урожая, Рождество)

Игра: «Кубанку одеваю — на вопросы отвечаю!»

Воспитатель надевает на ребёнка шапку (кубанку, папаху) и задаёт вопросы:

· Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

· Как называется место, где живут казаки? (станица)

· Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)

· Как называется оружие казаков? (шашка)

· Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

· Как называли девочек? (казачки)

· Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, служили Отечеству)

· В каком возрасте детей сажали на коня? (в 3 года)

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Знакомство с казачьей хатой»

Задачи: Формировать представления детей о жизнитрадициях и обычаях казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук). Развивать эстетические чувства, любознательность. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Материал: мультимедийный экран, иллюстрации о казачьих семьях.

Предварительная работа: беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков; рассматривание старых фотографий.

Ход:

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещены фотографии.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на доску и скажите, кто запечатлён на этих фотографиях». (Ответы детей).

Воспитатель: «Возьмите каждый свою фотографию и назовите, кто на ней изображён». (Ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Как хорошо вы знаете своих бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие люди. Скажите, а каким другим словом можно назвать самых близких людей? (Родня, родственники, предки)

Воспитатель: «Правильно, ребята! Близкие родственники – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а дальние предки – это те люди, которые жили очень давно – это ваши прабабушки и прадедушки. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с жилищем наших дальних предков - казаков». (Обращает внимание на старые фотографии казачьей семьи)

Презентация «Казачья хата»

2-ой слайд

Сегодня мы познакомимся с жилищем казаков, которое называется хата. Хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

3-ий слайд

Хаты строили двух видов: турлучные и саманные. Хата, которую строили на основе деревянного каркаса, называлась турлучной, от слова турлук – плетень, обмазанный глиной, а хата, которую возводили из самана – материала, состоящего из нескольких компонентов, называлась саманной.

4-ый слайд

Турлучная хата. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы, которые переплетались лозой.

5-ый слайд

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

6-ой слайд

Когда стены были готовы крыли крышу. Крыли её путаной соломой или соломенными снопиками – парками.

7-10 слайды

Строительство саманной хаты. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

11-ый слайд

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

12-ый слайд

Вот такие хаты строили казаки. Они значительно отличаются от современного жилища. Когда стены и крыша были уже, казаки начинали обустраивать своё жильё. В хатах было просто и уютно.

13-14 слайды

Значимым местом был печной угол. Большая четырёхугольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать её в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить её. Печь считалась царицей в хате. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Печь использовали для отапливания помещения, на печи спали, хранили и сушили вещи, готовили еду, а также её использовали для проветривания хаты и её просушивания. Топили печь дровами.

15-ый слайд

Центральным местом в хате был «Святой угол», который состоял из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. В «Святом углу» хранились молитвы, свечи. В праздничные дни зажигали лампадку, стоявшую перед иконами. Здесь казаки совершали ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

16-ый слайд

Под «Святым углом» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.

17-ый слайд

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешанные фотографии в красивых рамках, поверх которых крепились вышитые рушники.

18-19 слайды

В комнате стоял деревянный шкаф для посуды, комод для белья, сундуки, в которых хранилась одежда. Кровати были убраны лоскутными одеялами, вышитыми наволочками. К потолку крепилась люлька для младенца. Полы в комнате были глиняными и застилали их домоткаными ковриками, которые называли половицами.

20-21слайды

Девочки начинали работать рано. С 5-ти лет девочек учили вышивать, шить, вязать, ткань. Была и особенная работа – нянчить младших. Мальчиков учили выполнять посильную мужскую работу.

Именно женщина-казачка являлась хранительницей семейного очага. Мужчины постоянно были в походах, а дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля и огороды.

Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что мы увидели на экране, и поиграть в игру».

Игра «Сравним прошлое и настоящее»

Воспитатель: «Ребята я построила хату, а что делать дальше я забыла. Вы мне поможете? Давайте вспомним, что мы видели в казачьей хате».

(Дети отвечают на вопросы воспитателя, вспоминая увиденное в презентации)

Пальчиковая гимнастика «В домике»

Стол стоит на толстой ножке (изобразить «стол»)

Рядом стульчик у окошка, (изобразить «стул»)

Два бочонка под столом, («бочонок» обеими кистями)

Вот такой я видел дом. (изобразить «дом»)

(Дети вместе с воспитателем достраивают печь из пластилиновых кирпичей, продолжая отвечать на вопросы воспитателя об увиденном и понравившемся на занятии).

Задание детям: обустроить хату всем необходимым.

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей старшей группы № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Сердце матери лучше солнца греет»

Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми  салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.

Материал: Аудиозапись; проектор, экран для просмотра слайдов; мяч к игре «Скажи ласковое слово»;  набор овощей и фруктов, корзины  для игры «Борщ – компот»; кукурузные рубашки, атласные ленты, ножницы.

Предварительная работа: беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков; рассматривание старых фотографий.

Ход:

Дети, одетые в кубанские костюмы входят в зал. Воспитатель в костюме казачки встречает детей:

Ой, ребята-казачата,

Как уж вам я нынче рада.

Вот и гости на пороге.

Утомилися с дороги?

Нужно их приветить,

Теплым словом встретить.

Дети приветствуют гостей, поют: «Ой, вы, гости-гости, долгожданные…»

        

Воспитатель:

Казачатки, осмотритесь.

По сторонкам оглянитесь.

Хаты, куреня, пшеница.

Хлеб румяный золотится.

Солнце на небе смеется.

Как наш край родной зовется?

Ответы детей.

Воспитатель:

Край наш Краснодарский, ты Кубань родная.

Здесь моря без края, нива золотая.

Славится издревле край наш казаками.

Славится издревле дочерьми, сынами.

С давних пор славится наш край смелостью, отвагой кубанских казаков. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб, растили детей. А скажите, мне ребята, какое первое слово произносит маленький казачок?

Ответы детей.

Воспитатель: Мама! Самое понятное слово на земле.  У мамы самое доброе сердце. У мамы самые  теплые и ласковые руки. Вы любите своих мам, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: А знаете ли вы пословицы и поговорки о маме?

Ответы детей.

Воспитатель:  А часто ли вы говорите ласковые, добрые слова своим мамочкам?  Какие слова вы им говорите?

Дидактическая игра «Скажи ласковое слово»

Воспитатель:  А знаете ли вы ребята-казачата, что в разные времена мамин день начинался по-разному. В наше время мама отводит детей в детский сад, а сама спешит на работу,   при этом успевает накормить всю семью, навести порядок в доме. На помощь маме пришла различная техника. Какая техника помогает в хозяйстве вашей маме, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Видите сколько помощников у ваших мам.  Но давным-давно, когда ваши бабушки и прабабушки были маленькими, ничего этого не было. Жизнь текла совсем иначе. Сегодня мы с вами посмотрим, как проходил мамин день много-много лет тому назад.

(Слайд 1, изображение казачки с коромыслом)

На заре, на зорюшке, только рассветет,

Матушка - казаченька по воду пойдет.

На плечах у матушки тяжко коромысло.

Матушка - казаченька, дай воды напиться.

(Слад 2, изображение казачки, стирающей белье)

Ой. Быстра ты реченька, реченька-Кубань.

Вышла к речке матушка в утреннюю рань.

Не боится матушка ледяной воды.

Постирает в реченьке белы рушники.

(Слайд 3, изображение казачки, накрывающей на стол)

Борщ на стол поставила,

Крынку с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Воспитатель:  Ох, и хлебосольны кубанские хозяйки.  Лучшего борща, чем на Кубани, нигде не отведать.  И компота ароматней нигде не сыскать.  А Вы знаете, из чего готовят борщ, а из чего компот? Вот мы сейчас и проверим.

Игра  «Борщ – компот».  Дети из общей корзины выбирают, то, что нужно для борща и то, что нужно для компота.

(Слайд 4, изображение казачки в поле)

Ох, истерты рученьки

Да грубы мозоли.

До темна-то матушка

Все трудилась в поле.

(Слайд 5, изображение казачки у прялки или ткацкого станка)

Вечером у прялочки

Поучает дочь.

Оглянется матушка:

За окошком ночь.

Воспитатель: Видите, ребята, как тяжело раньше проходил день кубанской матери. Потому как, казаки часто уходили в походы, и всю работу приходилось делать женщинам-казачкам. Кроме того, если селению грозила опасность, казачки брали в руки оружие и вставали на защиту своих близких.  (Слайд 6, изображение казачки с оружием в руках).  Как же не восхищаться силой и смелостью  кубанских казачек? Именно в честь таких славных матерей и повелось на Кубани в декабре месяце отмечать праздник – День Матери-казачки.

Праздник наш Кубанский:

Игры, смех, да пенье.

Хороводы, пляски

Всем на удивленье.

Эй, честной народ!

Заводи хоровод!

Хоровод «Трава, моя трава» (любой другой хоровод на усмотрение воспитателя)

Воспитатель:

Ух, ух, ух! Расплясались во весь дух.

А теперь детвора,

Отдохнуть пришла пора.

Воспитатель:  

 На Кубани в праздник не только веселились,
Но и мастерством делились.

Нам отставать не годится,

Будем и мы трудится.

Из рубашек кукурузных

Кукол сделаем искусных.

Лентой перевяжем

Да гостям покажем.

   Дети изготавливают кукол из кукурузных рубашек. Подходят к воспитателю с готовыми куколками.

Воспитатель:  Это ребята, куклы не простые, это куклы - желаньица. Подержите в ладошках, покачайте немножко. К сердечку прижмите. Чуть-чуть подождите. А теперь загадайте желание. Просите все, что хотите. Только не для себя просите, а для своих мамочек.

Этих куколок, ребята, вечером вы подарите своим мамам. И пусть все задуманное исполнится.

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей старшей группе № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Пасха в казачьей семье»

Задачи: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Расширять представление  детей о празднике Пасхи, его истории, о том, как отмечал этот праздник Кубанский народ. Приобщать к культурным и духовным традициям Кубани, воспитывать желание соблюдать эти традиции.

Материал:  лошадки на палочке; два яйца разного цвета;  два деревянных яйца, две палочки, двое ворот; два ориентира, две деревянные ложки, два яйца;

Предварительная работа: просмотр иллюстраций, показ презентации, чтение произведений, заучивание стихов.

Ход:

 Под музыку заходят Казак и Казачка.

Казак и Казачка: Здорово дневали, казачата!

Дети: Слава богу!

Казачка: Ребята, сегодня мы к вам пришли в гости не просто, а по

поручению нашего Атамана, накануне главного торжества

христианской веры – праздника Пасхи Христовой.

Атаман поручил нам рассказать вам об этом замечательном

празднике, о его обычаях и традициях, о том, как принято

праздновать его с песнопениями, плясками, играми. А

также узнать, как вы готовитесь к встрече этого торжества.

Светлое Христово Воскресение - называемое Пасхой,

считается самым главным христианским праздником.

Появился он сразу после смерти и воскрешения Иисуса

Христа. Праздник Пасхи длится целую неделю. В эти дни

люди совершают добрые поступки, чтобы снять грех с душ

людских, прощают друг другу обиды.

Казак: И сегодня мы хотим поздравить всех вас, и детей, и

взрослых с Наступающим Христовым Воскресением! С

Праздником Светлой Пасхи! Знаменуется Праздник Пасхи

веселыми празднованиями и гуляниями. Пасху открываем –праздник начинаем!

Встретим Пасху хорошо,

Весело и светло,

Сыром, маслом и яйцом,

Да румяным куличом!

Хорошим угощеньем,

Песней, пляской да весельем!

Казачка:

Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и

обычаями. В этот день казаки и казачки расчесывали волосы с

пожеланиями, что бы у них родилось столько внуков, сколько

волос на голове. Умывались водой, в которую окунали золото

да серебро, да красное яйцо, в надежде разбогатеть. В этот день

во всех церквях колокола звонят особенно торжественно, и

называется этот звон – Пасхальный

Казачка: Жива традиция, жива.

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого, из нашего.

В народе существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И

многие старались увидеть это мгновенье. В старину в первый

день Пасхи, ранним утром, в знающие люди выходили

смотреть на «игру солнца», а потом предсказывали, какой в

этом году будет урожай. А молодые казаки взбирались на

крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и

веселиться красное солнышко. Ребята, а вы знаете пасхальные

поговорки о погоде и урожае?

Дети: - «На Пасху небо ясное и «солнце играет» – к хорошему урожаю».

- «На святой день дождь – будет добрая рожь».

- «На святой день гром – будет богатый урожай».

Казак: Правильно, ребята. Наши предки наблюдали за погодой и

состоянием природы и на второй день Пасхи. Если на второй

день была ясная погода, лето ожидалось сухое, а если небо

хмурилось, и шел дождь, то ждали дождливого лета. В старину

люди верили, что если просить у природы хороший урожай, то

она им поможет.

Казачка: Скажите дети, а какое угощение готовят для пасхального стола?

Дети: Сырная пасха! Куличи, крашеные яйца!

Казачка: Правильно. На Пасху готовили такие кушанья, которые в

течение года больше не попробуешь.

Казак: Пасха это семейный праздник. В этот день принято

обязательно ходить в гости друг к другу Христосоваться:

обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться

приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!»

Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо

символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды.

Освященному в церкви яйцу приписывались магические

свойства - спасение дома от пожаров помощь людям и скоту

от болезней.

Казачка: От наших предков дошли к нам мудрые пословицы и поговорки,

в которых есть упоминание о яйце:

«Дорого яичко ко Христову дню» - когда услуга или помощь

оказаны вовремя, а не с опозданием;

«Дай яичко да еще и облупленное» - о ленивом человеке;

«Хоть черненькая курица, да белые яички несет» - о суровом на

вид человеке, но с доброй душой;

«Дай дураку яичко – что покатил, то и разбил» - говорят о

неловком человеке;

«Кто не даст яйца – околеет овца, не даст сала кусок – околеет

телок» - говорят в адрес скупого, жадного человека.

Казак: Со святой Пасхальной недели начинаются первые весенние

игры: Дружно в круг мы зазываем

Поиграть всех приглашаем.

Дети выходят и делятся на две команды.

Казак: И сейчас без подготовки

Начинается игра,

Кто сегодня самый ловкий

Мы увидим без труда.

Игра: « Скачки на лошадях»

Казак: Эй, народ, не зевай,

К нам на веселье поспевай!

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом.

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Проводится игра «Катись, яичко»

Казачка: А еще наши предки забавлялись тем, что катали крашеные

яйца по земле. Считалось, что это способствует плодородию.

Давайте и мы поиграем в такую игру.

Проводится игра «Кто быстрее прокатит яйцо»

Казак: А вот я помню, в детстве мы тоже играли в интересные игры с

пасхальными яйцами. Хотите, ребята, я и вас научу?

Проводится игра «Перенеси яичко в ложке»

Казачка: Хорошо с вами, ребята, но, как говорится, пора и честь

знать. Наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы

думаем, что теперь вы встретите и отпразднуете Светлую

Пасху, которую мы все будем отмечать в это воскресение, по

всем правилам.

Казак: И помните, что вся неделя, следующая за днем Воскресения

Христа является «красной», то есть праздничной и именуется

Светлая Пасхальная неделя - Светлая седмица. Мы можем, на

протяжении всей недели, красить и освещать яйца, обращаться

с радостным приветствием «Христос Воскрес» ко всем

родственникам и знакомым, сохраняя в своем сердце великую

радость от события Христова Воскресения.

Казак и казачка: Будьте здоровы! Храни вас бог!

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей старшей группе № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Традиции и обычаи казаков»

Задачи: Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков. Воспитывать интерес к истории жизни наших предков.

Материал:  Презентация «Кубань – казачья сторона»; макеты: подкова и две сабли, гимнастические палки, модули.

Предварительная работа: заучивание пословиц, беседы: «Уважительное отношение казаков к старшим», «Как казаки относились к родителям»

Ход:

Воспитатель: Мы с вами живём в большой и очень красивой стране. Как называется наша Родина?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это наша большая Родина. Но у каждого человека есть ещё и малая Родина, место, где он родился. Да, мы живём на Кубани. Это красивый край и очень богатый. Кубань называют «жемчужиной России». А как вы думаете, почему?

Ответы детей

Воспитатель: Да, что только не выращивают на Кубани. У нас богатые сады, на полях растут и кукуруза, и подсолнечник, разные овощи. А главное наше богатство – пшеничные поля, которые дают хлеб не только для нашего края, а и для всей России.

Родимый край, простор полей безбрежный,

Хлеба стеной кругом, куда ни глянь

Мы землю эту преданно и нежно

Зовем певучим именем Кубань.

 

Воспитатель: Всех жителей  городов , станиц, посёлков  Краснодарского края  можно  назвать одним  словом  -« кубанцы». А ещё  все мы – Земляки . Так называют  людей , у которых одна  земля , общая малая родина. Среди  наших  земляков кубанцев – люди  ста  двадцати  национальностей : русские , адыгейцы,  украинцы,  греки,  армяне, цыгане и многие  другие … Сегодня  узнаем о традициях и обычаях кубанских казаков. Как вы знаете, очень-очень давно, в  пятнадцатом веке, в России возникло казачество. А в восемнадцатом веке царица Екатерина вторая повелела казакам заселить Кубань, чтобы охранять южные рубежи  России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже 200 лет. В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё. Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть и любовь к родной земле. Когда казакам что-то нравится, они кричат: «Любо!»

А вы, казачата, сумеете громко крикнуть? А, ну-ка, громче!

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Любо, не любо». При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Дети: «любо»

Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»

Дети: «не любо»

Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: «любо»

Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прекословить.

Дети: «любо»

Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Дети: «любо»

Воспитатель: Если называли старшего «старый», «дед»

Дети: «не любо»

Воспитатель: «А если «батька», «батьки»

Дети: «любо»

Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Родители с раннего детства учили детей: не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься  о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов  Отечество, но прежде всего крепи веру православную, и добавляли: если кому-то что- то можно, то нам нельзя – мы казаки!

Воспитатель: Вот какие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям.

 Ответы детей

Воспитатель: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Главное в жизни казака – конь, верный товарищ, который выручит в бою, раненого с поля боя вывезет. С малого возраста растили казачат, как воинов, поэтому и игры у них были особые. Мы сейчас с вами в некоторые из них поиграем.

Эстафета «Ловкий всадник»

 Две команды стоят на одной стороне зала. Надо «верхом» (гимнастическая палка) «проскакать» между препятствиями, перепрыгнуть через модуль, вернуться к команде и передать «коня» следующему игроку.

 Воспитатель: У каждого казака был конь, а ещё – сабля.  У казачат тоже были сабли, только деревянные. Они с детства учились быть меткими и умелыми. Предлагаю поиграть в  игры, которые как раз и развивали меткость и внимание

«Разруби арбуз»

Ребёнок стоит перед арбузом (мячом). Ему завязывают глаза, раскручивают, отпускают. Он старается «разрубить арбуз», попасть палкой по мячу.

«Самый ловкий»

Ловкость свою показывали, прыгая между острых сабель, положенных крест-накрест (дети по очереди прыгают под весёлую музыку между бутафорскими саблями)

 Воспитатель: В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Предлагаю игру «Передай подкову»

«Передай подкову»

Передают подкову по кругу под музыку. С окончанием музыки, тот, у кого оказалась подкова, выходит в круг и танцует.

 Воспитатель: Вот они, последние страницы,

                           и вся Кубань встает перед тобой.

                           Ты видишь, как пшеница золотится,

                           ты слышишь, как о берег бьет прибой…

                           И если даже родом ты не здешний,

                           однажды побывав у нас,

                           поймешь, какой природой славен край наш вешний,

                           какой красой особенно хорош.

                           Богат наш край садами и хлебами

                           Цемент и нефть он Родине дает…

                           Но самый ценный капитал Кубани

                       — простой и скромный труженик-народ.

Конспект совместной образовательной деятельности  по ознакомлению детей старшей группе № 3 «Колосок» с историей и наследием казачества на тему «Кубанские народные игры»

Задачи: Познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному краю, развивать двигательную активность детей.

Материал:  магнитофон, записи кубанских песен.

Предварительная работа: заучивание стихов о Кубани, казаках.

Ход:

Дети под музыку кубанского хора входят в зал и останавливаются возле стульчиков.

Ведущий: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. А как называется наша Малая Родина? А в какой станице мы живём?

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края называют «Кубанцами».

1 ребёнок:

На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

Ведущий: Кубань – песенный край.

На Кубани петь умеют.

Обучила песням степь.

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Кубанская народная песня «Ой, при лужку»

Ведущий: На Кубани не только любят петь, но и играть в кубанские игры. Много игр со стихотворным и песенным сопровождением. Предлагаю  поиграть в кубанские народные игры.

Игра «Сон Казака»

Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-МУ, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Игра «Кривой петух»

Дети стоят по кругу. Один – в центре, его выбирают считалкой.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?»

Петух: На иголочках

Дети: А как тебе, не колко?

Петух: На подковочках

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребёнок «петух» стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

Петух: - Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

После чего ведущий меняется.

Ведущий: Есть кубанские игры с соревнованием нескольких команд.

Ну-ка, наши казаки,

На подъём вы все легки?

Заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень»

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

Ведущий: Любят казаки на народных праздниках поиграть в разные игры, да народ повеселить. Давайте и мы поиграем в игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Пара детей поднимает руки вверх, остальные парами проходят в ворота. Ведущие делают ворота и говорят:

В золотые ворота

Проходите господа

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Опускают руки, закрывают ворота. Кто не прошел, становятся воротами.

Ведущий: Кубанские игры и песни помогают нам узнать побольше о родной Кубани.

1 ребёнок: Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

Ведущий: Как хороша земля родная!

Другой такой мы не найдём!

Споём мы о Кубанском крае,

О нашей Родине споём.

Песня «Мой край»

Ведущий: Вот и закончилось наше развлечение. Мы с вами познакомились и поиграли в кубанские народные игры.

(дети под кубанскую музыку выходят из зала)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Под парусами"

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Под парусами» ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лесная история»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы № 01 на тему: «Лесная история» представленного на педсовете № 2 на тему: «Развитие у воспитанников интонацион...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшей группы "Цветы"

Цель занятия расширять представление детей о цветах, их строении, месте произрастания....