Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром:" Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маслова Людмила Юрьевна

Данный материал предназначен для воспитателей деских садов, Конспект занятия для старшей и подготовительной  группыСоздание условий для ознакомления детей с разными видами часов и их историей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое часов»

Цель: Расширение представлений детей о знакомых предметах (часах).

Задачи:

Обучающие:

•  Создание условий для формирования  представлений  детей о времени.

• Познакомить детей с разными видами часов и их историей.

Развивающие:

• Развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летaть самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь?

Знаем всё – когда вам спaть

И когда пора вставать.

Это только к слову – так,

Мы спешим, тик-так, тик-так.

Ходим ночью, ходим днём,

Никогда не устаём. (чaсы)

Без часов будет очень сложно жить в современном мире.

Дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?

- А ведь современные часы , как и многие другие предметы, не всегда выглядели так, как мы их привыкли видеть. Хотите сейчас отправиться в далекое прошлое и узнать, историю их появления? На чем же можно отправиться в прошлое? (машина времени)

- Отправляемся, встали в круг, возьмите друг друга за руки, закрыли глаза.

Дружно за руки возьмемся

В прошлое перенесемся.

(звуковое сопровождение)

1 остановка «Солнечные часы» Презентация

Встало солнышко – пора людям  встaвать   за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло   время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Посмотрел и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Рассматривание макета солнечных часов.

Такими часами пользоваться человек не всегда мог. Почему, как вы думаете? (Ответы детей)

-Отправимся дальше.

2 остановка «Водяные часы» Презентация

Послушайте еще одну историю. Один очень умный житель древнего города, наблюдал за тем, как вода капала из треснувшего кувшина. Капли падали кап. кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Когда прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в изобрели водяные часы.

Рассматривание макета водяных часов.

-Удобны ли такие часы? (вода может закончиться)

                      3 остановка «Песочные часы»

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали песочные часы. Они похожи на водяные, только вместо воды в них песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени (1.3,5,10 минут, но узнать который час по ним нельзя.

Рассматривание песочных часов.

                                       Физминутка:

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны).

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка (присели).

Прокукует птичка время, (встали)

Снова прячется за дверью (присели)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга (вращение туловища вправо)

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой . (вращение туловища влево)

А часы идут, идут (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут, то они совсем встают. (останавливаются)

                  4 остановка «Механические часы»

Все эти часы (солнечные, песочные, водяные) были не совершенны, не удобны в определении времени, поэтому люди придумали механические часы. Почему они так назывались, потому что в них был механизм: различные звездочки, шестеренки, пружинки, спиральки. Первые механические часы появились в Китае. Раньше часы были редкостью.

Сначала эти часы были большими, поэтому сначала их устанавливали на башни в городах. (фото)

Со временем изобретатели смогли уменьшить часы в размерах и появились часы настенные (фото, каминные (фото, карманные (фото) и наручные (фото).  Все эти часы один раз в день обязательно нужно было заводить иначе они остановятся.

Рассматривание будильника.

-Пора нам возвращаться в наше время.

Дружно за руки возьмемся

В наше время перенесемся.

(звуковое сопровождение)

-Ребятa , мы вернулись с вами в наше время. Какими же часами люди пользуются сейчас? (Ответы детей: механические, электронные) Электронные часы не надо заводить. Эти чaсы работают от батареек. Людям пришелся по душе циферблат механических часов и длительная работа электронных, и они объединили эти два вида и получили кварцевые часы.

Они удобны в применении.

Итог:

-Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей часов? Какие часы изобретали люди? Какими часами мы пользуемся сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в Африку"

На  данном занятии закрепляется умение ориентироваться на карте и классификации животных на хищных и травоядных; знакомятся с животными семейства кошачьих....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по реке Амур"

В занятии мы отправляемся в путешествие по реке Амур. Сначало идет беседа, потом мы собираем разрезные картинки с достопримечательностями города Комсомольска-на-Амуре. Знакомим детей с коренными жител...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к близлежайщим достопримечательностям»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромТема: «Путешествие к  близлежайщим достопримечательностям» Средняя .группа               ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Путешествие к временам года.

Итоговое занятие  по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по пустыне»

Познакомить детей с природной зоной «пустыня»,  закрепить знания о   некоторых  представителях пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в мир часов" в подготовительной группе.

Познавательное занятие в подготовительной группе, проводится с целью закрепления знаний детей о разлчных видах часов, принципах их работы и роли часов в жизни человека....