День Российской науки
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Шнейдер Анжела Викторовна

Цель: дать представление о микроскопе. Задачи: познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом; учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; развивать любознательность и интерес к исследованиям; обогащать словарный запас детей. Оборудование: микроскоп, линза, кристаллы соли и кристаллы сахара, мультимедийная установка. Воспитатель. В микроскоп ученый смотрит, Видно, опыты проводит. Дела нет ему до скуки - Весь в работе, весь в науке. Много лет назад жил ученый Антони Левенгук, который изучал разных животных и растения и придумывал увеличительные стекла. Однажды он захотел рассмотреть каплю воды, но это оказалось не так просто. И он придумал микроскоп. Он первым взглянул через сделанный им самим прибор на капельку воды и увидел тысячи мельчайших существ, названных им «маленькие звери».. Первый микроскоп и фотография учёного). За многие года другие ученые сделали еще лучше микроскоп . Воспитатель. А как вы думаете, для чего он нужен? Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы! Воспитатель. А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед… из каких частей он состоит? (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы) Воспитатель. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп? Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран… 1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глаза.  2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него). 3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обеих ладоней трубки, и соединить их под углом – получился окуляр и тубус) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники! 4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки. 5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его. 6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа. Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться) Воспитатель подводит итог: Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову - окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив. Когда вы будите учиться в школе вы ближе познакомитесь с микроскопом. ФИЗМИНУТКА. Помахали мы крылами, Покружились над полями, А теперь мы стали львами, Покачали головами; Зарычали друг на друга, Замолчали от испуга. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара. Похожи ли они, если смотреть без микроскопа? Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп. Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп? Чем отличаются? Воспитатель (подводит итог). Кристаллы сахара довольно крупные и хорошо просматриваются. Выглядят они очень аккуратно. Наверное, если выкрасить их в разные цвета, то можно принять их за драгоценные камни. Соль — размером поменьше. Встречается даже в виде шариков: наверняка её специально делают такой, чтобы лучше сыпалась из солонки. Мы с вами рассмотрели только соль и сахар, но все равно было интересно. А сейчас давайте посмотрим слайды других предметов под микроскопом. Воспитатель. Как вы думаете людям каких профессий нужен в их работе микроскоп? Врачам-стоматологам операционный микроскоп позволяет видеть зубы, увидеть причину боли и помочь пациенту. Врачам-лаборантам микроскоп помогает увидеть в нашей крови бактерии и вирусы, которые вызывают заболевание нашего организма. И на основе этого анализа выписать нам нужные лекарства. У астрономов есть телескоп, который является «родственником» микроскопа, т.к. у него внутри тоже есть линза, которая увеличивает, приближает далекие звезды. Специалист по электронике с помощью микроскопа создает микросхемы, которые используют при изготовлении современных телевизоров и телефонов. Давайте, посмотрим какие бывают микроскопы . Воспитатель. (подводит итог) Сегодня на занятии мы говорили о микроскопе. Микроскоп – прибор, который используют для рассматривания мелких предметов. Мы живет в макромире, где можем наблюдать людей, животных, горы, реки, планеты, а микромир обычно полностью скрыт от наших глаз. Только при помощи микроскопа мы может проникнуть в его тайны. - Что вам особенно запомнилось на занятии? (Ответы детей).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательский клубный час «День российской науки. «Почемучки» Э

Экспериментально-исследовательский клубный час «День российской науки. «Почемучки»...

День Российской науки 8 февраля

Презентация для дошкольников к Дню Российской науки 8 февраля...

День российской науки.

8 февраля в нашем детском саду был объявлен Днем российской науки.  В этот день   ребята старшей группы  "Капелька"познакомились с историей праздника и самыми известными ...

8 февраля - День Российской Науки

Сегодня вся Россия отмечает День науки! Мы с вами станем частью этого праздника, ведь возможно кто-то из вас в будущем станет великим ученым. Кто- то сделает невероятное открытие или создаст невиданны...

День Российской науки.

В России ежегодно отмечается День Российской науки. В этот день во 2 младшей группе работала научная лаборатория. Цель исследований - развитие у детей познавательной актмвности, любознательности, стре...

День Российской науки

Развлечение для детей старшей группы «День Российской науки»Праздник  для детей разновозрастной группы в СДС «Экспериментирование в День российской науки».Цели: спосо...