Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Спасем нерпенка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

САПКО ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА

Цель: создание условий для формирования представления о Северном полюсе, для развития мышления детей

Задачи: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал: ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. Закрепить названия лесных жителей: медведь, соболь. Воспитывать бережное отношение к бездушно истребляемым  человеком, животным.уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика», способствовать развитию творческого мышления, воспитывать интерес к исследовательской деятельности, побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий.

Материал: Глобус, рисунки ( животных, растений, птиц и т.д.) мультимедийное оборудование, оборудование для экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx541.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Спасем нерпенка»

Цель: создание условий для формирования представления о Северном полюсе, для развития мышления детей

Задачи: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал: ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. Закрепить названия лесных жителей: медведь, соболь. Воспитывать бережное отношение к бездушно истребляемым  человеком, животным.уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика», способствовать развитию творческого мышления, воспитывать интерес к исследовательской деятельности, побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий.

Материал: Глобус, рисунки ( животных, растений, птиц и т.д.) мультимедийное оборудование, оборудование для экспериментов

Ход

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус?  Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.

- Что обозначают коричневым цветом?  (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначено жёлтым цветом?

- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

- Хотите побывать на Севере, как Женя?

- Раз, два, три, четыре -  Север  нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и  северная гладь.

Вопросы к детям:

1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)

3. Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)

. А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)

Педагог показывает картину с изображением Северного сияния.

Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).

Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.

Педагог: а вы хотите сделать северное сияние своими руками.

Дети: да

Педагог: Тогда ребята подойдите к столам, где стоят тарелочки с молоком. Перед вами в баночках стоят красители 4 цветов и рядом лежат пипетки. Возьмите пипетку, наберите в неё краситель, который вам больше всего понравился, и выкопайте содержимое из пипетки в молоко. Затем тоже самое сделайте с остальными цветами красителей. А сейчас я вам накапаю моющего средства, и мы с вами будем наблюдать, что будет у нас происходить.

Наблюдение и обсуждения опыта «северное сияние»

Результат

Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.

Какая забавная игра красок! Чем же это объясняется?

В состав молока входят жиры, которые плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями, растворенными в воде. Из-за этого капли красителей, находясь в молоке, практически никак не смешиваются друг с другом. Жидкость для мытья посуды расщепляет жиры, поэтому, если добавить ее в молоко, то начинается расщепление жиров и изменение силы поверхностного натяжения в растворе. За счет этого физико-химического процесса и происходит смешивание красок.


Самостоятельное зарисованние хода опыта и полученного результата.

Рисование животных Арктики


Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди)

 Воспитатель:   Нерпа - символ озера Байкал.

 Показ презентации «Нерпа».

«Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом. Питается нерпа рыбой: бычки и голомянка. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду . Лунки нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Детенышей нерпы называют бельками, потому что они белые. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком»

Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

- Правильно молодцы.

Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь  легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода.

Какие у белого медведя лапы?

. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут.

Основная пища белого медведя – тюлени.

- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного  проваливаются в снег.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

• Толстый слой жира.

• Густая тёплая шерсть.

• Широкие лапы.

• Окраска меха.

- А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

- У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались?  Что вам понравилось?

C:\Users\User\Desktop\GridArt_20220221_160304162.jpgC:\Users\User\Desktop\GridArt_20220221_160430184.jpgC:\Users\User\Desktop\GridArt_20220221_160304162.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"

Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"

Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу».   Интеграция образовательных областей: («Познаватель...

конспект по познавательному развитию для старшей группы

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по  познавательному развитию ФЭМП.  Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...