Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народным бытом, традициями, музыкальными народными играми, ручному труду в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В данном конспекте обобщаются и закрепляются представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях. Детей учат умению обобщать и выделять характерные признаки народных ремесел. Поощряется использование в детской речи пословиц и поговорок. Воспитывается умение самостоятельно организовывать народные подвижные игры, делать игрушки и поделки из различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_byt_2.docx23.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с народным бытом, традициями,

музыкальными народными играми, ручному труду

в старшей логопедической группе.

Воспитатель – Мельникова Ирина Владимировна

Цель – обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представления об облике русской деревни. Обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта «Русская изба».
  2. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел.
  3. Продолжать знакомить с предметами быта:  рушник, скалка,  прялка, ухват, кочерга,  сито.
  1. Активизировать словарь детей новыми словами по данной теме.
  2. Продолжать знакомить с народными подвижными играми, уметь самостоятельно организовывать знакомые народные подвижные игры.
  3. Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из бумаги, складывая ее в разных направлениях.

Развивающие:

  1. Совершенствовать психические, физические, нравственные  качества в разнообразных формах двигательной деятельности, воспитывать самостоятельность и творчество.
  2. Развивать коммуникативные навыки, внимание, память.
  3. Развивать разговорную речь детей.
  4.  Развивать мелкую моторику рук, умение правильно пользоваться ножницами.
  5.  Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры на народных инструментах, побуждать к инсценированию содержания песен.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к истории своего народа.
  2. Воспитывать желание  беречь народные традиции.
  3. Развивать творческое воображение, художественный вкус.
  4. Воспитывать аккуратность.

Активизация словаря: чугунок,  горшок, скамейка, половик, сундук, коромысло, ушат,   лапти, деревянные ложки, самовар.    

Организация: занятие проводится в мини-музее «Русская изба».

Оборудование:

*предметы русского быта, домашняя утварь, аудиозапись русских народных песен.

* народные музыкально-шумовые инструменты (деревянные ложки, трещетки и т. д.)

* бумага, картон, клей, кисти

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня в русскую избу, в которой находится музей старинного русского быта. А что такое музей?

Ответы детей.

- Это такая специальная комната или даже целый дом, где собраны разные предметы. Например, мебель, картины или посуда и предметы старины. Можно прийти в музей и посмотреть, как люди жили много-много лет назад, из какой посуды ели, в какие игрушки играли, какую одежду носили. Вот такой музей есть и у нас в саду.  Присаживайтесь на стульчики, мы с вами отправляемся в путешествие вглубь времен.

Звучит народная музыка. Воспитатель удаляется и появляется вновь уже в народном костюме.

Хозяюшка. – Милости просим ко мне в избу. Дай Бог тому, кто в нашем дому,- дорогим гостям, милым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

- Ребята, как на Руси называли дома? (избы) Из чего строили избы? (из толстых бревен да досок) Правильно, в старину даже говорили, срубить избу. Поэтому избы еще называли срубами. Дома рубили при помощи топора из толстых бревен. Это была тяжелая работа. Поэтому, чтобы срубить избу, приглашали соседей. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

А какие еще вы знаете пословицы о труде?

- Труд кормит, а лень портит.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Землю красит солнце, а человека труд.

-  Дом вести – не бородой трясти.

-  Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор.

-  Не красна изба углами, а красна пирогами.

- Ученье и труд рядом живут.

-  Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. А что значит -  здороваться? (желать здоровья)

- Что было главным в каждой избе? (печь) Да, с печью связан весь быт, вся жизнь людей. Хорошая печь – гордость и печника, и хозяина. Для чего служила печь? (Печь обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Лечились от разных хворей. Здесь можно было спать, для этого делалась специальная лежанка.) Печь – душа любого дома, поэтому и обращались к ней почтительно,  как к главному члену семьи.

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

 Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

- А еще главным в доме был сундук. Ребята, кто из вас знает, для чего был нужен сундук, что в нем хранили? Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, белье, ценные вещи, украшения. А у нас с вами не простой сундук, это сундук загадок. Давайте откроем сундук, да попробуем отгадать те загадки, которые в нем хранятся.

Дети по одному достают загадки из сундука, а воспитатель их читает.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

 Из чего делали ложки на Руси? (вытачивали из дерева, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь)

«Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора» (коромысло)

 Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (полки, короба для хранения припасов, миски, скалки) Как называются такие предметы? (деревянные)

«Из липы сшито деревянное корыто, по дороге идет, клетки кладет» (лапти)

- Из чего плели лапти? (из лыка) Что такое лыко? (Лыко – верхний слой древесины липы. Его сдирали вместе с корой с молодых липок. Лапти носили люди, которые жили в деревнях.) А какую обувь носили зимой? (валенки)

«На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришел, семью кормил» (глиняный горшок)

 Расскажите процесс изготовления глиняных горшков. (Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем ее обжигали в печи. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.)

«Сверху дыра и снизу дыра, а в середине – огонь да вода» (самовар)

«Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет» (ухват)      Ухватом доставали горшки из печи.

- Из чего сделаны все эти предметы? (из железа) Посмотрите, и наш  сундучок железом окованный. А чьими руками сделаны все эти предметы? (кузнеца)

- Очень давно люди подметили, что раскаленный металл становится более мягким, чем холодный: легко рубится, плющится, скручивается, как веревка. Они стали использовать это свойство металла, и с этого началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, топоры, подковы, а также оружие и доспехи – мечи, сабли, кольчуги, шлемы, щиты.

- Вот так жили люди раньше. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, девушки рукодельничали – пряли пряжу, ткали, вышивали, парни плели лапти, корзины, веревки вили, из глины посуду лепили. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Раньше света не было, как у нас сейчас, а когда темнело, люди избы освещали лучинами или масляными светильниками. Ну а дети устраивали различные народные игры.

- Чтобы нам не унывать, будем в игры мы играть.

Проводится игра «Уголки».

Дети становятся в обозначенные на полу кружки. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому-либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идет с этими же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а находящийся в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удается, оставшийся без уголка становится на середину. Если водящему долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка». Все одновременно  меняются местами, ведущий занимает чье-либо место. Правила: до перебежки уговориться с тем, с кем хочешь поменяться местами; нельзя долго стоять в своем уголке.

- Поиграли? Милости прошу снова ко мне в горницу.

- Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Сколько замечательных изделий делали они. А сколько труда было вложено в каждую игрушечку, ложку, веретенце, даже самую маленькую, незначительную часть старались украсить. Никогда ничего не выбрасывали, даже самую маленькую тряпочку.

. Бывало, наделают всего много и везут на ярмарку, продавать. А сколько радости, да веселья это приносило. А с ярмарки чего только не привозили. Ребятишки маленькие всегда ждали приезда родителей, которые везли им гостинцы, игрушки.

. Вот и мы  отправимся на ярмарку. Давайте исполним песню «Где был, Иванушка?»

Исполнение песни в сопровождении народных инструментов.

- А еще любили дети слушать бабушкины сказки. Вот и я знаю одну такую.

-  В одной семье, живущей в таежной избушке, ребенок захворал тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он, укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал корзинки. Мальчик, устав, видно, лежать в душной избе и спросил: «Папа, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немного и будет лето»,- ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето»,- сказал он и сделал птицу: головка, крылышки, хвост, все при ней, как у настоящей. Подвесили ее к потолку, и птица, вдруг, ожила, закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от печки. Ребенок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивают, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им.

     Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. Так и назвали ее «птицей счастья».

 - Из чего отец сделал птицу? (из дерева)

- Но ведь птиц можно делать не только из дерева, но и из глины, бересты, а мы сегодня сделаем птицу из бумаги и картона.

     Изготовление детьми птицы путем складывания бумаги гармошкой (крылья и хвост).

- Сделали? Давайте согреем ее в своих руках, вдохнем в нее жизнь. (Каждый ребенок согревает своим дыханием свою птицу.) Послушайте, птица запищала: пи-пи-пи. (включить аудиозапись пения птиц) А теперь давайте подарим своих птиц нашим гостям, чтобы птица принесла им лето, тепло, счастье.

Дети дарят птиц гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.

Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы Родиной зовём?» для детей подготовительной логопедической группы

Программное содержание:Закреплять знания детей о родном городе в прошлом и настоящем, через наглядный материал;Совершенствовать умения детей исполнять песню с движениями;Активизировать в речи по...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру "Кафе "Лакомка" в старшей группе.

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников;развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям, посредством сюжетно-ролевой игры.Образовательны...