Проектно-исследовательская деятельность на тему: “Мир растений и насекомых в Рязанской области”
проект по окружающему миру (старшая группа)

Богодурова Ирина Владимировна

В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно ведет к нарушению равновесия между обществом и природой.

Большую роль в воспитании экологически грамотного человека играет экологическое образование, которое должно формировать экологическую культуру личности.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическая культура дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Этот процесс должен осуществляться на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего окружения: территорией и помещениями детского сада, лесом, парком, озером, природой родного края.

Педагоги должны учитывать историко-географические и этнографические особенности родного края, ведь объекты его живой и неживой природы наиболее доступны для понимания ребенка. Природа родного края является естественной средой его обитания с раннего детства, и именно с нее должно начинаться познание ребенком окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy_i_nasekomyh.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение “Детский сад №48”

Проектно-исследовательская деятельность на тему:

“Мир растений и насекомых в Рязанской области”

Подготовили воспитатели:

Ногинкина Т.Н.

Богодурова И.В.

г. Рязань 2021

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает и усвоил,

тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

Введение

В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно ведет к нарушению равновесия между обществом и природой.

Большую роль в воспитании экологически грамотного человека играет экологическое образование, которое должно формировать экологическую культуру личности.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическая культура дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Этот процесс должен осуществляться на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего окружения: территорией и помещениями детского сада, лесом, парком, озером, природой родного края.

Педагоги должны учитывать историко-географические и этнографические особенности родного края, ведь объекты его живой и неживой природы наиболее доступны для понимания ребенка. Природа родного края является естественной средой его обитания с раннего детства, и именно с нее должно начинаться познание ребенком окружающего мира.

Актуальность проекта

Дети 5-6 лет начинают более осознанно - понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием.

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знание и представление о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение и объектам природы. Растения и насекомые своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.

Цель проекта:

Формировать осознанно – правильное бережное отношение к природе родного края. Развивать познавательный интерес детей, расширять представление о разнообразии растительного мира и мира насекомых.

Задачи проекта:

1.Способствовать формированию представлений детей о цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; узнать, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их; закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.

2. Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.

3. развивать умение сравнивать и анализировать; развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.

4.Развивать интерес к жизни насекомых, умение обобщать насекомых по существенным признакам; делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

5.Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.

6. Способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Предполагаемый результат:

  • Формирование стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Появление интереса и бережного отношения к живой природе;
  • Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым и растениям;
  • Умение наблюдать, рассуждать, составлять описательный рассказ о насекомых и растениях с использованием опорной схемы;
  • Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним;
  • Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
  • Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым и растениям;
  • Умение называть и различать комнатные растения;
  • Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, как состояние растения зависит от ухода человеком;
  • Обогащение словарного запаса детей по данной теме;
  • Развитие практических навыков ухода за комнатными растениями.

Для педагогов

  • Расширение экологической среды группы
  • Накопление и систематизация методического материала по данной теме
  • Организация предметно-развивающей среды
  • Создание буклетов и рекомендаций для родителей

Для родителей

  • Развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми

Сроки и этапы проведения: краткосрочный: (октябрь)
1 этап: организационный
2 этап: практический
3 этап: результативный

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Методы и формы работы:

  • Наблюдения, экспериментирование
  • Беседы
  • Рассматривание иллюстраций, презентаций
  • Чтение художественной литературы
  • Игры (дидактические, настольные, подвижные)
  • Пальчиковая гимнастика, физминутки
  • Заучивание стихотворений, отгадывание загадок
  • НОД по теме.

1.Подготовительный этап:

  • Определение направленности проекта, целей и задачи.
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
  • Дополнение уголка природы в группе.
  • Составление картотеки игр (подвижные, дидактические, речевые) по теме проекта.
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

2.Основной этап:

Содержание деятельности 

Опытно – экспериментальное деятельность 

Опыты: «Нужно ли растением тепло?», «Может ли растение дышать?», «что выделяет растение?», «Как влияет солнце на растение?», «Потребность растений в воде?», «Как вода поступает к листьям?».

Наблюдение 

Растения и кустарники на нашем участке, , Деревья кустарники. «Тополь», «Ель», «Береза». Комнатные растение нашей группы – «Хризантема», «Традесканция», «Алое», «Розы». Растение в цветнике «Цветник»

Растение зимой. «Как зимуют цветы?», «Первоцветы», Наблюдение за муравьями.

«Таинственный мир насекомых» (рассматривание частей тела насекомых в лупу).

Художественное – творчество

-Рисование «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Большие и маленькие ели», «Деревья в инее», «Белая береза под моим окном». - Аппликация (С использованием природного материала): «Осенний букет», «Дары осени», «Цветы России», -Конструирование из бумаги «Тюльпаны»; Рисование «Муравей», Лепка «Стрекоза», Раскраски про насекомых, штриховка, обводка насекомых по контуру.

Беседы и НОД

«Прогулки по лесу»

«Мир комнатных растений»

«Мир растений»

«Как растет растение»

«Растение- легкие земли»

«Где любят жить растение»

«Красота осенней природы»

 «Золотая осень»

 «Что мы знаем о комнатных растениях»

 «Растение в группе»

«Как живут растения зимой»

 «Первые признаки весны»

 «Первые цветы»

 «Одуванчик – чудо солнышко»

«Кто такие насекомые»

«В чём польза насекомых?»

 «Опасные насекомые»

«Насекомые и цветы созданы друг для друга»

«Рождение и развитие бабочки»

  Чтение художественной литературы

Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился»

М.Бородинской «Разговор с пчелой»

Заучивание считалки «Пчелы в поле полетели…»

Агния Львовна Барто «Жук»

 И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

А. Барто «Мы не заметили жука».

К.Чуковский «Тараканище».

А.А.Усачев «Божья коровка»

К.Чуковский «Муха-цокотуха»

С. Есенин «Белая берёза»

Н. Матвеева «Дуб и ветер»

И. Токмакова «Деревья»

А. Толстой «Осень»

Е. Серова «Зеленая страна»

А. Лопатина «Мудрость дерева»

К. Ушинский «Спор деревьев»

А. Лопатина “Сказки матушки Земли”

М. Скребцова. «Жизнь дерева»

А. Лопатина «Липкины дары»

А. Онегова «Весенняя полянка»

Н. Павловой «Хитрый одуванчик»

«Аленький цветочек»

Н. Бычков «Одуванчик»,«Подснежник», «Ландыш» 

А. Саксе «Сказки о цветах»

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»;

игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»

Подвижные игры,народные игры: «Растение леса, сада, огорода» «К дереву беги», «Репа»- народная игра;« Как муравьишка домой спешил».

Дидактические игры : «Собери растение», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Что где растет?», «Юные художники», «Следопыты», «Сравни что лишнее, назови плод»,  «Собери насекомое», «Кто где живёт?», « Кто как передвигается?»» «Кто лишний?»,  «Кому что по вкусу», «Комары и муравьи», «Угадай и дорисуй»

Работа с родителями

1.Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

3.Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. 
Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

 3.Заключительный этап:

  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление экологического уголка – выставки для детей и родителей;
  • Оформление презентации /фото – отчет/ о проделанной работе;
  • Природа родного края.

Список используемой литературы: 

1. В. А Баймашова, Г. М. Охапкина «Ознакомление дошкольников о комнатными растениями» - М; Издательство Скрипторий 2003, 2008. 2. Кочкина Л. Ю Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. -М; Мозаика-Синтез,2010. 3. Павлова Л.Ю Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 -7 лет, -М; Мозаика- Синтез, 2013. 4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи; Интегрированные занятие. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 -7) лет, -М; Мозаика-Синтез, 2006. 5. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М; ТЦ Сфера, -2014. 6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей, -М; Книголюб,2006

7. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007

8.В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология». ТЦ «Учитель», Воронеж 2004, 9.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010, 10.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005 ,11.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» СПб, 2000. 
12. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011 ,13. Рыжова «Наш дом – природа».14.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 

15. Энциклопедия для любознательных: «Где, что и когда?» Москва «Махаон» 2007.

Приложение1

НОД “Мир комнатных растений”

Цель. Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Задачи:

1. Дать понять, что такое комнатные растения, какие они бывают.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования комнатных растений.

3. Воспитать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.

Словарная работа: активизация и обогащение словарного запаса (герань, пеларгония; фиалка; кактус; поддон.)

Материал. Комнатные растения: фиалка, герань, кактус

Ход НОД

Воспитатель.

Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения?

(Ответы детей.)

Дети:

- Они украшают помещение круглый год;

- растения очищают воздух;

- некоторые из комнатных растений — лекарственные;

- цветы создают радостное настроение;

- они учат трудиться;

- чтобы было красиво и уютно;

- чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;

- растения поддерживают влажность воздуха в помещении;

- растения лечат людей;

- растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);

- чтобы наблюдать и ухаживать за ними.

Воспитатель:

Ребята, а что нужно, чтобы растения хорошо росли?

(Дети называют вода, свет, тепло, почва.)

А больше ничего не нужно?

Дети: Кроме этого нужно о комнатных растениях заботиться, ухаживать за ними.

1. Растения нужно держать в теплых помещениях, т. к. большинство из них прибыли к нам из далеких стран, где не бывает холодной зимы.

2. Поливать растении надо водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.

3. Летом растения поливают каждый день, зимой реже, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2—3 дня, а зимой 1—2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.

4. Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

5. После долгой зимы вносить удобрения.

6. Оберегать растения от вредителей.

Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей.)

Ребята проходите на стульчики и я вам что-то покажу. Слайд с геранью.

Знаете ли вы название этого растения?

Это растение называется «герань», или «пеларгония». Еще его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда (после опыления) разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения.

Ребята, найдите у нас в группе герань. (Находят дети герань можно взять цветок в руки и рассматривать его) Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани?

Обобщает ответы детей: «У герани есть стебель, листья (цветки, если растение цветет) и корни».

Воспитатель.

Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей.)

Обобщает ответы детей: «Листья у герани округлой формы, яркого цвета, с коричневатым кругом у края (или с белой каймой)».

Воспитатель.

«Какого цвета цветы герани?»

Обобщает ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель.

«А где корни герани? Как вы думаете, зачем растению нужны корни

Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать».

Воспитатель.

А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.)

Это растение называется фиалка.

А такое растение есть в нашей группе? (Дети находят фиалку и рассматриваем её)Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?»

Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет, и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый). Длинными черешками листья крепятся к корню.

Слайд с фиалками много цветов.

Воспитатель.

Какого цвета цветы фиалки?

Дети:

Цветки фиалки бывают разных цветов.

Показывает детям фиалки разных цветов белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые. Слайд

Ребята, красота комнатных растений вдохновляла и писателей и поэтов и художников. Может кто-то из вас вспомнит, в каких детских художественных произведениях речь идет о комнатных растениях?

(ответы детей: «Снежная королева» «Дюймовочка»)

А теперь ребята давайте немножко отдохнём.

Физминутка «На окне в горшочках»

На окне в горшочках (дети сидят на корточках, лицом в круг)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (на носочках, руки вверх)

Солнцу улыбнулись. (руки развели в стороны)

К солнышку цветочки (руки вытянуть)

Повернут листочки. (ладони развернуть вверх)

Развернут бутоны, (руки соединить над головой)

В солнышке утонут. (медленно развести руки)

Стук просят прощение говорят, что принесли посылку.

Читаю Дерезовский детский сад, старшая группа. От Элли. Ребята, а кто это Элли? Ответы детей

Здесь от неё загадка читаю

Загадка.

Он на ежика похож,

Только в землю корнем врос.

Нет ушей, нет ног, нет глаз,

Но, зато, колючки – класс!

Очень медленно растет,

И цветет не каждый год.

У него цветочек красный,

Как красив цветущий … (кактус)

Показываю сначала кактус из посылки

Это растение называется КАКТУС. Посмотрите, какой он необычный – вместо листьев у него колючки. Что можно сказать о кактусе? Какой он? (ответы детей)

Слайды разные

Бывают кактусы малютки величиной с ноготок, а бывают кактусы великаны — выше здания нашего детского сада.

Кактусы не боятся жары. Внутри они водянистые. Даже у самых маленьких кактусов большие корни.

У разных кактусов бываю разные колючки: твердые и мягкие, длинные и короткие, а есть даже кактусы с ядовитыми иголками.

В давние времена колючки больших кактусов люди срывали и пользовались ими как иголками.

Многие кактусы съедобны. Из них делают компоты, варенье и просто едят сырыми.

Некоторые кактусы могут поедать мелких насекомых. Их яркие, красные цветки, пахнущие мясом, так и манят к себе насекомых. Подлетает мошка на запах, садится на цветок, а он — хлоп, да и закрылся, да мушку и проглотил.

А давайте ребята для гостей исполним песенку про кактус.

Песня «Кактус толстокожий»

(Исполняют дети)

Ты на ёжика похож

С колкими иголками.

Где живёшь ты кактус – ёж?

Может быть, под ёлками?

Припев:

Где бескрайний океан

И не видно берега,

Там и родина твоя –

Южная Америка.

Нет листочков и ветвей.

Кактус толстокожий,

На каштановый орех

Ты чуть – чуть похожий.

Припев

Ты на празднике цветов

Гость необычайный,

Только нас колючками

Не задень случайно!

Ребята, этот кактус останется жить в нашей группе, мы будем за ним ухаживать, поливать очень редко, т к много воды ему не надо и обращаться с ним очень аккуратно. Что бы не произошла история, как с мальчиком из стихотворения Наталии Шайбаковой «Кактус».

Чтение стихотворения «Кактус»

Мамин кактус на окне

Не даёт покоя мне.

Я вокруг него кручусь,

Не беру - вдруг уколюсь.

Помню мамины слова:

«Он колючий. Брать нельзя!»

Но терпеть нет больше сил -

Палец в кактус угодил!

«Аааа» - издал я сильный рёв -

Не нашёл пока я слов.

Но теперь я точно знаю -

С кактусом я не играю!

Лепка «Кактусята – цветущие ребята».

1. Нарисовать карандашом контур горшочка с помощью трафарета в нижней части картона и округлый стебель кактуса близко к верхней части горшочка, из которого он будет «расти».

2. Из пластилина яркого цвета скатать тонкие колбаски, по готовому контуру выложить ими силуэт горшочка. Затем заполнить пластилином пространство внутри силуэта, размазывая пластилин от середины к краям контура. Сгладить поверхность горшочка, чтобы она стала ровной, однородной.

3. Из зеленого пластилина раскатать шарик, положить его в середину нарисованного контура кактуса, слегка прижать к поверхности основы так, чтобы внешняя сторона кактуса сохранила округлость. Размазать пластилин от середины к краям нарисованного контура.

4. Половинками зубочисток оформить поверхность кактуса, втыкая их в пластилин, так, чтобы острый кончик зубочистки остался снаружи. На одну из «иголочек» кактуса надеть искусственный цветок.

5. На горшочке сделать узор из разноцветных бусинок, слегка вда-вливая их в пластилин.

Рефлексия. Какой необыкновенный гость сегодня к нам приходил?

Где растет это растение?

Чем оно опасно для людей?

Воспитатель

Можете забрать свои красивые цветущие кактусы домой. Покажите их своим родным и близким и обязательно расскажите все то, что вы узнали сегодня про это удивительное растение.

Приложение 2

НОД “Кто такие насекомые?”

Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края.

Образовательные задачи:

1) Формирование целостной картины мира.

2) Расширить знания детей о внешнем виде насекомых, образе жизни, значении в природе.

Развивающие задачи:

1) Развивать познавательный интерес, восприятие, внимание.

2) Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

3) Закреплять умение вступать в диалог.

4) Развивать логическое мышление детей,учить строить причинно-следственные связи: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

2) Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.

3) Воспитывать культуру поведения в природе.

4) Вызвать чувство сопереживания объектам природы и готовности им помочь.

Методы:

1) словесные,

2) наглядные,

3) игровые.

Методические приемы:

1) сюрпризный момент,

2) художественное слово,

3) игровые приемы,

4) вопросы,

5) задания,

6) использование музыки.

Оборудование: картинки с изображением животных, конверт, письмо.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых; расширение знаний путем наблюдений на прогулках; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок; загадывание загадок; дидактические игры.

Время реализации: 25 мин.

Вводная часть: 5 мин.

Основная часть: 15 мин.

Заключительная часть: 5 мин.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети активные, любознательные; совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Ожидаемый результат: вырастить добрых, отзывчивых, экологически грамотных детей. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Ход НОД

Входит воспитатель:

«Ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня вас ждет много всего интересного. Пусть этот день принесет вам много новых впечатлений. Давайте порадуем друг друга.

Солнце встало из-за крыши,

Поднимается все выше,

Лучики свои расправит,

Настроение вмиг исправит.

(Дети приседают, затем медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются друг другу.)

Сегодня нам в сад пришло письмо.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычайное происшествие, а почему, я не знаю, и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете.

Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Я очень люблю лес. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред. Какие противные! Зачем они в лесу? А пчелы? Только кусаются.Пришел я в лес и закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!». Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Никто не жужжит, не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться. Ваш знакомый Незнайка.»

- Ребята, давайте поможем Незнайке.

- Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли.)

- Почему лес опустел? (Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные.)

Попытаемся ответить Незнайке на его вопрос: почему насекомые обиделись и покинули лес, и так ли они вредны и бесполезны для леса.

Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?

Воспитатель:

- Отгадайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий,

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Что это за насекомое?

- Бабочка.

- Посмотрите на бабочку на рисунке.

- С чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)

- Какие крылья у бабочки?

Дети: яркие, воздушные, легкие, большие.

- А сколько у бабочки крыльев?

Дети: - Четыре.

- Почему лесу стало плохо без бабочек?

Дети: - Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.

- Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?

Воспитатель:

- Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

- Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? (Есть.) Сколько у нее ножек?

Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.

Отдохнем?

Физкульминутка.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит (ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками).

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет (изображать, как он достает и ест мед).

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают («отмахиваться от пчел»,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку (отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек):

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»)

Ложится, засыпает. (Ладошки под щеку)

И пчелок вспоминает.

Наше путешествие продолжается. Я вижу паутину. Это паук натянул свои сети между кустами. Может быть, паук не нужен лесу? Почему не надо рвать паутину?

- Пауки – полезные насекомые. Они едят тлей, комаров, мух.

Воспитатель:

- Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу.

- А пауки летают? Почему нет?

- Это насекомое ползающее.

А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Удивительно силен,

Не смотри,что мал:

Ведь в лесу с друзьями он

Гору натаскал.

- Как называется гора, которую натаскали муравьи?

- Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)

Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.

- Почему лесу стало плохо без муравьев?

- Как могут люди позаботиться о муравьях?

- Что вы посоветуете Незнайке?

Воспитатель:

- Мы возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил. Отгадайте, кто это?

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-то хочет?

Этот человечек – зелененький … (кузнечик)

Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается он травой. Кузнечик – прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности он перелетает с ветки на ветку. Поет кузнечик, издавая звуки в области надкрыльев.

Воспитатель:

- Еще один гость прилетел на нашу полянку. Давайте отгадаем про него загадку.

Теплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я … (майский жук)

В теплые майские вечера трудно не заметить крупных насекомых, проносящихся над головой с сильным жужжанием. Поймать жука легко – они не пугливы. Не взлетают при приближении человека. У жука – нарядный бархатный камзол, усы, словно оленьи рога. По вкусу майскому жуку березовые, кленовые, дубовые и другие листья.

Прежде чем стать таким большим, крепким и научиться летать, насекомое 3-4 года живет в почве, как гусеница. Живет в земле – питается корнями деревьев, кустарников.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель:

- Вы хорошо рассказали о пользе насекомых, которых Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

- Как можно их всех назвать?

Лес не может прожить без них.

- Какой совет мы дадим Незнайке?

Дети: помириться с насекомыми, извиниться, попросить вернуться в лес, бережно к ним относиться, помогать в трудное время.

Воспитатель:

- И деревья, и трава, и цветы, и насекомые – в лесу все нужны друг другу. Я думаю, Незнайка будет с радостью встречать насекомых, не будет их больше прогонять из леса.

Ребенок читает стихотворение:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой!

А сейчас нам пора домой.Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, покружись, снова в группе окажись!»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Весна пришла и насекомых привела»

Программное содержание:Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.Развивать умение видеть признаки сходства и различия.Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных призн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Комнатные растения бабушки Федоры"

уточнить  и закрепить представления о комнатных растениях и приемах ухода за ними...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Непосредственная образовательная деятельность на тему «ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ». возраст с 6 до 7 лет

Непосредственная образовательная деятельность  на тему «ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ».возраст с 6 до 7 лет...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Непосредственной образовательной деятельности. Тема: "ЛУГ. Растения и насекомые луга".

Методическая разработка технологической карты на тему : "Растения и насекомые луга".Включает в себя интеграцию образовательных областей:Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физич...