Конспект открытого занятия «Осень в гости к нам пришла»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Носова Ирина Алексеевна

Раздел программы – Осень – время года

Тема занятия: «Осень в гости к нам пришла»

Тип учебного занятия – обобщающее.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умения самостоятельно находить признаки осени;

-продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и животных.

- приобщать детей к овладению различными способами (приёмами) получения познавательной информации.

Развивающие:

-развивать объяснительно – доказательную речь, формировать навыки диалогической речи;

-способствовать развитию интереса обучающихся к природе и родному краю;

-способствовать развитию памяти и внимания.

Воспитательные:

-воспитывать умение общаться в ходе работы, взаимоуважение;

-воспитывать у детей правильное отношение к природе, закладывать основы экологического воспитания.

-формировать активную, жизненную позицию по отношению к природе.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные.

Методы обучения: словесные (беседа, проблемное изложение, рассказ, диалог), наглядные, методы проблемного обучения, игровые.

Педагогические технологии:

- игровые;

- личностно – ориентированные;

- инновационные;

- здоровьесберегающие.

Структура учебного занятия:

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап (создание игровой ситуации, введение в тему занятия, постановка проблемы).

3. Основной этап (закрепление знаний и умений, работа с демонстрационным материалом, физкультминутка, самостоятельная работа с раздаточным материалом - карточками).

4. Итоговый этап (подведение итогов,  анализ и самоанализ занятия).

5. Литература.

Оборудование: ноутбук, флэшкарта  с записью письма осени, свежие овощи и фрукты, рисунок с изображением пейзажа формата А-1.

 Наглядный материал: схематическое изображение живой и  неживой природы: тучка, лужа, дождик, дерево с жёлтыми листиками;  нарисованные: девочка, корзина с овощами, корзина с грибами, белочка, медведь;  магниты, магнитная доска.

 Раздаточный материал: карточки с изображением перелётных  и зимующих птиц, пазлы в подарок для каждого ребёнка.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I. Организационный этап

Задача:  подготовка детей к работе на занятии.

Содержание  этапа:  организация начала занятия.

Педагог встречает детей.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются с присутствующими.

II. Подготовительный этап.

Задача:  введение детей в игровую ситуацию.

Содержание этапа: создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания детей.

(Педагог использует сюрпризный момент – видео  письмо).

Раздается сигнальный звук.  Ребята, вы слышали звук, посмотрите, к нам на почту пришло видеописьмо, давайте его  посмотрим.  Вместе смотрят видеописьмо осени с просьбой помочь ей.  

- Ну, что, ребята, поможем осени?

III. Основной этап.

Задача:  выполнение заданий на закрепление и  усвоение изученного материала на предыдущих занятиях,  изложение нового материала.

- Ребята к нам по почте пришла картина от Осени.

-Посмотрите на неё внимательно, похоже, что здесь изображена осень? (дети отвечают, что на осеннюю эта картина  не похожа)

Для начала давайте создадим осенний пейзаж. Какие изменения в неживой природе происходят? (Дети отвечают: небо хмурое  с тучами, часто идёт дождь, на дорогах лужи, на деревьях пожелтели листья). По мере ответов детей на картину помещаются нарисованные туча, дождик, лужа деревце с жёлтыми листьями.

- Как вы считаете, каких осенних признаков природы  ещё не хватает?

- А теперь мы с вами отправимся в лес, наведем там осенний порядок?

- Ребята, что происходит осенью в лесу?  Ответы детей.

- Конечно, в лесу осенью можно собрать урожай грибов и ягод, послушайте внимательно загадки про грибы и ягоды.

Загадки

Конечно, не белый

Я, братцы, попроще, 
Расту я обычно 
В березовой роще. (Подберезовик) 
Тонконогие ребята 
Подрастают каждый день. 
По траве войска идут, 
Грибники их не найдут. 
Лишь наклонишься немножко, 
Поглядишь — полно лукошко! (Опята) 
Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем. ( Брусника)

- Молодцы ребята, вы все загадки разгадали, давайте  поместим корзину полную грибов и кустик брусники на нашу картину.

  -Ребята, а вы знаете, что у брусники никогда не желтеют листья. Брусника как и ёлочка – вечнозелёное растение.

- Ребята, а как звери к зиме готовятся, кто может рассказать?

Дети рассказывают о зайце, белке, медведе, барсуке, бобре, бурундуке.

- Ребята, вы правильно всё рассказали, давайте  поместим на картину  медведя и серенькую белочку.

 -А вы знаете ребята, что белочка не только орешки грызёт, она ещё и жуков с муравьями ест, мышей и ящериц, рыбу иногда может съесть. и даже яйца таскает из птичьих гнёзд.

- Как вы, ребята считаете, а что происходит с птицами осенью? (улетают перелётные птицы на юг)

- Правильно, ребята. У вас на столах лежат конверты с карточками, на них изображены зимующие и перелётные птицы, разделите их на две группы.

Работать вы должны вдвоём, по парам (дети выполняют задание).

- Ребята, все выполнили задание, давайте проверим (на доске помещается перелетные и зимующие  птицы.)

-Ребята, я думаю надо и на картину поместить клин улетающих птиц.

(ребёнок крепит изображение птиц на картину)

Физкультминутка.

1) Летели птички                   бегут по кругу и машут руками

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились                            присели на корточки

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели               побежали по кругу на носочках

Песенки запели.

 

2)У оленя дом большой          держат руки над головой домиком.                                                                                                          

Он глядит в своё окно.                                                                                                              

Видит заяц там бежит,            прыгают на носочках                                                                                      

«Караул!» - кричит.                              

Стук, стук, дверь открой,           стучат в воображаемую дверь                                                                                         

 Там в лесу охотник злой.                                                                                                     

Заяц, заяц забегай,                                                                                                             

Лапу мне давай                      протягивают правую руку вперёд

 

- Ребята, а что же делают люди осенью на огородах? (собирают урожай овощей и фруктов.)

- Мы сейчас тоже соберём урожай, поиграем с вами в игру «Отгадай, что за овощ?

Игра «Что за овощ?»

 (дети с закрытыми глазами берут из корзинки овощ или фрукт и называют его).

- Ну, вот ребята, урожай овощей вы собрали, давайте поместим на нашу картину корзинку с овощами.

- Ребята, а как же люди готовятся к осенним холодам? (люди одеваются теплее и берут с собой зонтики).

- Давайте поместим на картину детей одетых по осеннему.

IV. Заключительный этап

- Ребята, как вы думаете, мы помогли Осени навести осенний порядок?

- Давайте ещё раз назовём все осенние признаки природы?

Вы все постарались, молодцы, давайте послушаем, что нам скажет Осень за помощь!

Видеописьмо Осени.

- Ребята, за вашу помощь Осень вас благодарит подарками.

Наше занятие закончилось, до свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Осень в гости к нам пришла»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Образовательные:-формировать умения самостоятельно находить признаки осени;-продолжать учить устанавливать с...

Конспект занятия"Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия разработан по теме "Осень"...

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия по окружающему миру "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект занятия « Осень в гости к нам пришла»

учить детей отвечать на вопросы и задавать их; систематизировать знания об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по дан­ной теме; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе...

Конспект занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект  занятия "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект открытого занятия «Осень в гостях у ребят» младшая группа (3-4 года)

Цель: формирование представлений детей об основных признаках осени.Задачи:Продолжать знакомить детей с основными признаками осени (листья меняют цвет, листопад, птицы улетают в тёплые края);Форми...