Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Наталья Владимировна

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. (внешний вид, пища, жилище).

Образовательные:

Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила; продолжать формировать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивающие:

 упражнять в образовании названий детёнышей животных; развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. (внешний вид, пища, жилище).

Образовательные:

Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме; Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила; продолжать формировать образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивающие:

 упражнять в образовании названий детёнышей животных; развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память и связную речь детей.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Эмоциональный настрой. (Настроить обучающихся на работу.)

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы, разгадав их, узнаете о ком будет наше сегодня занятие:

  1.  «Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

  1. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

 Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета

– На зиму, на лето. (Заяц)

3. Рыжий клубок

За белым – скок. (Лиса)

4. Серый, зубастый

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

5. Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)

6. У него нос пятачком,
Хвостик маленький — крючком.
Он любитель жёлудей,
Корешков, грибов и змей.
С двумя грозными клыками,
С мощной шеей и ногами
В ямы прячется в буран…
Кто скажите он?

                          (Кабан)

7. «Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Про кого же были эти загадки?

Как можно их назвать одним словом? (Животные).

- Почему их называют животными? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).

- Где живут эти животные? (В лесу).

- Как вы думаете, как по-другому называются эти животные?  (Дикие животные)

- Почему вы считаете, что это дикие животные? (версии детей).

Давайте с вами разберемся каких животных можно назвать дикими и почему??

II этап. Актуализация знаний.

Обнаружить, увидеть в лесу какое -либо животное непросто. Все они научились ловко прятаться от людей. Надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы заметить в лесу зверей или их следы.

Ой, посмотрите, а что это такое? (Следы). А давайте назовем, кто оставил следы? Это чей след?  (Волка, лисы, белки, зайца, кабан). Правильно!

Ребята, а как вы думаете, куда приведут следы лисы? (К норе);

 Значит, Лиса живет где? (лиса живет в лесу, в норе.)

Правильно, лиса живет в лесу в норе.

А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы зайца и живет он в лесу под кустом или в ямке);

 - Правильно заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружают себе зимовье.

А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы белки, которая живет в лесу и приведут они к дуплу на дереве);

 - Правильно, белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там.

Куда приведут эти следы? (Это следы волка, он живет в логове);  

 - Правильно. волк — животное леса. Живут волки в логове.

Ребята, а как вы думаете, следы какого животного, мы сейчас увидеть не можем? (Медведя). А почему? (медведь зимой впадает в спячку)

 - Правильно. Бурый медведь —   животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку.

 

А сейчас, я вам предлагаю подойти к столам и поселить диких животных в их жилищах. Проведите линию карандашом от животного до его жилища.

Медведь – берлога

Волк – логово

Лиса – нора

Заяц – куст

Белка – дупло

Корова – гнездо

Воробей –муравейник

Давайте посмотрим, все ли справились с заданием? Петя где живет медведь?

(ребенок выкладывает на доску медведя и берлогу) и т.д.

А кто знает, почему следы привели лису – к норе, волка к логову и т.д? (Они живут там). Да, это их жилища. 

Ребята, а как вы думаете, откуда появились эти жилища у зверей? Кто им их построил? (версии детей)

Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что дикие животные сами делают себе жилища.

 А чем питаются эти животные? Посмотрите, чем питается это животное? (ответы детей)

Правильно, белка – Белки всеядные животные: любят орехи, ягоды, грибы, муравьев, их личинки. Весной питаются почками деревьев, пьют березовый сок. Иногда едят насекомых, лягушек, и даже небольших птиц. Белки делают заготовки на зиму: сушат грибы, собирают орехи. Некоторые виды белок прячут орехи в дуплах деревьев, другие —закапывают их в землю.  

А чем питается это животное?

Правильно, Заяц – травоядное животное. Летом зайцы едят сочные травы: клевер, одуванчик и др., питаются листьями, стеблями молодых деревьев, плодами. Едят грибы, но самое любимое лакомство – кора осины, для зайцев она слаще сахара. Осенью и зимой зайцы кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников.

А чем питается это животное?

Правильно, Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег.

А чем питается это животное?

 

Правильно, у волка крепкое тело, длинные сильные ноги, и, как у всякого хищника, мощные челюсти с острыми и крепкими зубами. Питаются волки другими животными. Часто нападают на ослабленных и больных животных, поэтому их называю санитарами леса. охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком

. А чем питается это животное?

   

Правильно, у бурого медведя Основная пища — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать.

А чем питается это животное?

Кабан – дикий предок домашней свиньи. Кабаны всеядны, едят все, что найдут. Очень любят подземные части растений, орехи, желуди. Из верхнего слоя почвы кабан выбирает все, что ему по вкусу: корни, луковицы, насекомых и их личинок, дождевых червей, улиток, мышей и их запасы в норках. Поедают моллюсков, рыбу. Детеныши диких свиней- поросята- полосатые.

А чем питается это животное?

Лось- могучее, сильное животное. Ударом копыта может убить волка.

Огромные лопатообразные рога- отличное оружие. Животное сбрасывает их один раз в год. Лоси обитают недалеко от воды. Они кормятся водной растительностью, также поедают траву, ветки и листья деревьев и кустарников, шляпные грибы и веточки черники и  брусники  с ягодами.  Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над ним торчат только голова и холка, спасаясь от холода. 

Ребята, так кто же кормит зверей?

Вывод: Значит мы можем сделать вывод, дикие животные добывают себе пищу сами.

А легко ли живется животным в лесу? Почему вы так думаете? А в какое время года животным живется легче? Почему вы так думаете?

Да, зимой   животным трудно в лесу им тяжело добывать себе пищу. Но есть люди, которые помогают животным перезимовать. Знаете, как они называются?

Егеря.

Зимой в лесу егеря ставят кормушки. Место для подкормочной площадки выбирают неподалеку от густого молодого леса, где звери смогут укрыться от ненастья и хищников. В бревне, в специальном углублении кладут минеральную соль – солонец. Для крупных зверей кормушки должны иметь навесы для защиты корма от дождя и снега. Работники лесничеств, охотничьих хозяйств в местах, где звери находятся постоянно, устраивают специальные площадки, на которые выкладывают сено, веточный корм, картофель, свеклу, морковь, капусту, желуди, каштаны. Ближе к весне на площадках раскладывают обрезанные в садах ветки фруктовых деревьев. Кормушки егеря постоянно осматривают, ремонтируют; убирают вокруг них.

 

Вывод: Значит мы можем сделать вывод, что человек помогает перезимовать диким животным.

Физкультминутка:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. 
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. 
“Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, 
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, 
Потянуться.
Обязательно зевнуть, 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. 
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть 
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. 
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, 
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, 
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе 
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – 
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Есть ли семья у диких животных?  Давайте с вами это узнаем?   (ВИДЕО)

Вывод: Значит мы можем сделать вывод дикие животные заботятся о своем потомстве.

А теперь давайте с вами поиграем:

   Игра «Семья»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Надо по схеме, назвать всех членов семьи животного, которое появится на экране.

Самец  – Медведь, самка – медведица, детеныши (потомство) – медвежата; один (детеныш) - медвежонок

Он – волк, она – волчица, потомство – волчата, детеныш – волчонок;

Он – лис, она – лисица, детеныши – лисята, один – лисёнок;

Он – заяц, она – зайчиха, детеныши – зайчата, один – зайчонок;

Он – лось, она – лосиха, детеныши – лосята, один – лосенок;


Д/и «Какой? Какая?»

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Рефлексия. 

 

Ребята, давайте вспомним про каких лесных животных мы с вами сегодня говорили? (заяц, волк, медведь, лиса, белка). Картинка из презентации, где будут все животные на одном слайде.

Так каких животных можно назвать дикими и почему?

  • дикие животные живут в лесу.
  • дикие животные сами делают себе жилища.
  • дикие животные добывают себе пищу сами.
  • дикие животные заботятся о своем потомстве.

Как называется человек, который помогает диким животным перезимовать.

Каких еще диких животных вы знаете? 

Что нового вы сегодня узнали?

Что вы сможете рассказать своим родителям о диких животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»

1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, жилище), умение узнавать и называть животных и их детенышей. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать пра...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные в зимний период»

Программное содержание: расширять знания детей о диких животных, их образе жизни в зимний период, активизировать словарь, упражнять в умении называть отличия внешнего вида, воспитания любви и бережног...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Дикие животные»

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем....