В согласии с природой
статья по окружающему миру

Кириллова Марина Викторовна

Детский сад является начальной ступенью для системы непрерывного экологического воспитания детей, ведь мы обязаны достойно воспитать детей, что бы они учились на ошибках прошлых поколений и не допускали такого безответственного, хищнического, потребительского отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_soglasii_s_prirodoy.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

В согласии с Природой.

«Natura parendo vincitur – природу побеждает тот, кто ей повинуется».

Во всех цивилизациях и у всех народов издавна существует представление о необходимости бережного отношения к Природе. У одних - в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки, озера, моря, леса и обитающие в них живые существа - это главная ценность, которой обладает Природа, человек понял давно.

 Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в ХХI веке этой традиционной бережливости уже недостаточно. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это привело к появлению специальных природоохранных законов, к созданию системы заповедников.  Родилась, наконец, и специальная наука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков Природы и исчезающих популяций отдельных живых видов. Постепенно люди стали понимать, что только богатство Природы, разнообразие живых видов обеспечивают жизнь и будущее самого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим. Природа без человека жила миллиарды лет и теперь сможет жить без него, но человек вне полноценной биосферы существовать не может.

Человечество подошло к новому рубежу своей истории, на котором развитие производств, неконтролируемый рост населения, отсутствие дисциплины индивидуального поведения могут поставить человечество на край гибели. Мы стоим перед проблемами новой организации жизни, новой организации общества, нового миропредставления. Сейчас возникло словосочетание "экологическое мышление". Оно призвано прежде всего напомнить нам, что мы дети Земли, не ее покорители, а именно дети.

К сожалению, до сих пор во многих ситуациях и регионах мира человек ведет себя с природой как хищник, а не как разумный житель или хозяин. Например, 10 кг собранной макулатуры спасут от вырубки одно дерево. Но в нашей стране бумагу пока выгоднее производить из древесины, а не из макулатуры. Что делать? Или поднять сознание людей до соответствующего уровня или ждать, когда вырубят леса и древесина станет намного дороже или просто недоступной.

 Во многих странах существуют многочисленные организации, типа «движения зеленых», организуются экологические десанты для очистки территорий, как в своей стране, так и в других странах и регионах планеты. У нас искать не надо, только за забор выйди, от своего дома отойди. Можно на такие кучи-горы набрести, что добрые намерения быстро тают и упираются в вечное «что мне больше всех надо».  Лучше всего в этой ситуации работает старое и самое эффективное правило «чисто там, где не мусорят». С самого раннего детства и в доме, и в школе и даже уже в детском саду каждый приучается и воспитывается не мусорить и прибирать за собой. Экологическое воспитание населения начинается с дошкольного возраста. Если с малолетства приучать убирать, а не бросать, сажать, а не ломать, то эта позиция закрепляется, как базовая. Все последующие планы и действия в жизни исходят из этой позиции.

Не просто так в последнее время актуальна проблема экологического воспитания дошкольников. Очень важно воспитывать в детях способность ценить и любить природу, ответственно относится к ней. Под воздействием природы обогащается духовная сфера ребенка, формируются положительные моральные качества, открываются возможности для патриотического, нравственного, гуманного воспитания. У нас есть знания, и мы способны ставить себе цели в решении экологических проблем, у нас есть потенциальная возможность следовать этим целям, в интересах будущих поколений.
  Систематизация работы по экологическому воспитанию дошкольников, в актуальной, занимательной форме, помогает воспитанникам раскрыть всю красоту природы, узнать многие ее тайны и законы, воспитывает в детях ответственное отношение к окружающему миру, в котором им жить.

Детский сад является начальной ступенью для системы непрерывного экологического воспитания детей, ведь мы обязаны достойно воспитать детей, что бы они учились на ошибках прошлых поколений и не допускали такого безответственного, хищнического, потребительского отношения к природе.

Дошкольный возраст — самый главный этап в развитии экологической культуры. В эти года формируются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, закладываются основы нравственно-экологических представлений личности, которые проявляются в соприкосновении ребёнка с природой, в осознании связанности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с окружающей средой, с объектами живой и неживой природы, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является целью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру, так как в этот период детства у детей происходит бурный рост интеллектуального и духовного развития.

Дети чаще и дольше нас взрослых взаимодействуют с природой. Природа для них неиссякаемый источник духовного обогащения. В природе удивительным образом сочетаются вечность и мимолетность. Снежная зима рисует волшебные картины, которые неподвластно повторить даже самому талантливому художнику. Весенние ароматы поднимают настроение, дают вдохновение, приносят новые идеи. Летом душа ликует от невероятных ярких цветов и бескрайних радужных полей. Осенняя прохлада, запах дождя и грибов, грозовые тучи, тревожные крики птиц будоражат сознание. Все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их творчества, развития и познания мира природы. Не все сразу может быть правильно понято и воспринято детьми при самостоятельном общении с природой. Не всегда при этом формируется бережное и правильное отношение к растительному и животному миру

 Ввести ребенка в мир природы, формировать правильные представления воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней — важнейшие задачи, решаемые в детском саду. Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями необходимо напоминать о правилах поведения в местах отдыха на природе. Проводить консультации на темы: «Берегите природу», «Наши зеленые друзья», «Выходной день в лесу, на реке, у озера», «Животный мир» и др. Можно посоветовать родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

Отбросов, загрязняющих окружающую среду, будет тем меньше, чем лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого. Так рождается идея проектов с детьми о "безотходных" производствах, о том, как начать раздельный сбор мусора у себя дома.
Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет. В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Все начинается с малого. Необязательно сразу устанавливать в группе контейнеры для всех видов отходов. Достаточно сдавать макулатуру примерно раз в три месяца. Даже одна пластиковая бутылка, отправленная на переработку, — это большой шаг.

На родительские собрания необходимо выносить для обсуждения темы: «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе», «Красота своими руками», «Живая природа – это удивительный, многогранный мир», «Боль живой природы»» и др. Проводить совместные экологические субботники «Проснулся - убери свою планету».

 Тем самым прилагаются усилия для повышения экологической культуры родителей, углубления их знания о природоохранительных мероприятиях.

 Часто дети не понимают, что животным, насекомым и прочим объектам живой природы тоже может быть больно. Это приводит к тому что они в силу отсутствия элементарных знаний наносят им непоправимый вред. Это не только удар по объектам природы, но и отрицательно действует на психологическое состояние самих детей. Дети становятся более черствыми, мало проявляют сами эмоции и не воспринимают чувств других.

Каждый ребенок должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Часто возникает вопрос имеем ли мы право запрещать что то. Но именно экологические запреты абсолютно необходимы. Нужна целенаправленная, серьезная работа, направленная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, пережиты, а многие и открыты детьми, чтобы стать их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «Здравствуйте и «До свидания».

Узнать мир природы невозможно без полного эмоционального погружения, без положительного отношения к ней. Необходимо учить ребенка эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, умению замечать и оценивать красоту окружающего мира в мелочах. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет.

 Одним из средств развития дошкольника является посещение музеев. Опираясь на свои впечатления, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире и понимать историю родного края созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, возможно только при живом восприятии и непосредственном взаимодействии с регионально-культурными особенностями социальной среды. Реальное проникновение в жизнедеятельность людей дает развивающейся личности возможность стать воспитанным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе.

Урок любви к природе продолжается и в творческой деятельности когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. На прогулочных участках организуются мини огороды и цветники, где дети могут своими руками посадить и вырастить растение, ухаживать за ним. Изучение растений развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.

 Одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня, - это внимательное, чуткое отношение ко всему, что его окружает. Природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка, его эмоциональной жизни, эмоциональной культуры. 

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях используются различные формы работы в этом направлении. Один из видов работ – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей обладают  очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Мы должны относиться к Природе, как к матери, как к собственному дому.

Экологическое воспитание дошкольника выражается в том что они начинают ценить ее и гуманно к ней относиться, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их вид или состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывать их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

 Именно в дошкольном возрасте необходимо преподавать основы экологии, так как именно в этот период ребенок очень эмоционален и просто поддается внушению взрослых. Он будет задавать массу вопросов о растениях и животных, а также удивляться всем красивейшим явлениям природы. Ребенок воспринимает животных как своих друзей, он сопереживает им и сочувствует. Именно эти прекрасные чувства мы должны развивать. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных особенностях, о том, что он сам, часть природы.

Ребенок испытывает новые эстетические переживания научившись наблюдать за природой. Эти наблюдения дарят целую гамму новых неизведанных эмоций, от ошеломления и благоговения до грусти и сопереживания. Все чувства проявляют себя в формировании личности ребенка, его внутреннего мира, и в его творческой деятельности.

Процесс общения с природой должен стать интересным, эмоциональным увлекательным открытием для ребенка. И задача воспитателя помочь сформировать правильное отношение к природе для любознательных, маленьких исследователей неизведанного мира.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"

Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...

Методические разработки, отражающие работу социального педагога ДОУ по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качеств...

Педагогический проект "Мы в согласии с природой продлеваем жизни годы"

Представлена система экологической работы с детьми подготовительной к школе группы...

Консультация для родителей. Воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближнему окружению

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны....

Проект "Мы в согласии с природой продлеваем жизни годы"

Экологический краткосрочный проект...

Деловая игра для педагогов «Живи с согласием с природой!»

Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину – такую,Какой её ты в детстве увидал!...

Статья- отчет о проведении праздника организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.

Статья -отчет о проведении в детском саду зкологического праздника  организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны ...