Муниципальное Методическое Объединение «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Опытно экспериментальная деятельность «Кто как видит»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Мельниченко Надежда Васильевна

Опытно экспериментальная

деятельность

«Кто как видит»

 

в старшей группе общеразвивающей направленности

В рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Я хочу показать вам использование техники, а именно как можно показать детям «Мир глазами животных». В рамках использования в нашем ДОУ программы «Я познаю себя», наши дети знакомятся со строением своего организма. Эта программа позволяет формировать знания и представления о человеке, основные правила здоровья формирование и здоровье сбережения, начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая подготовительной к школе группе. Программа построена с учётом психологических педагогических особенностей и образовательных потребностей воспитанников на основе комплексно-тематического подхода с учётом интеграции образовательных областей

Я считаю, что именно познавательная активность главный помощник воспитателя в работе.

Цель: познакомить детей с тем, как видят разные животные.

Задачи:

1) путем экспериментирования устано­вить, как видят человек и некоторые животные;

 2) проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обита­ния и образа жизни;

 3) учиться устанавливать причинно-след­ственные связи в природе.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка:

  • очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 1,5 мм), очки из непрозрачной бу­маги с большими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 12— 15 мм), очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачно­го целлофана или полиэтилена, зеркало;
  • прозрачная баночка с водой, в которой находится несколько мелких предметов; один из тех же предметов, лежащий без воды, несколько капель молока в стакане, палочка для размешивания воды.

У педагога:

  • комнатное растение; «удочка» с «мухой» (нить тончайшая, «муха» маленькая, почти незаметная, но достаточно тяжелая, чтобы хорошо летала); любая черно-белая фотография;
  • фотографии животных, на которых хорошо видны глаза: большие (лемур, сова или др.), маленькие (насекомое или др.), закрытые непрозрачными веками , закрытые про­зрачными веками (змея), расположенные по бокам головы (заяц, кролик или птица), расположенные во фронтальной плоскости (кошка или сова), закрытые наглазниками (лошадь); фотогра­фии рыбы и лягушки.

Методы: игра, рассказ, беседа, показ, эксперимен­тирование, самостоятельная деятельность детей.

Организация: дети сидят за столами, обстановка рас­кованная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_eksperimentalnaya.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                 

Опытно экспериментальная

деятельность

«Кто как видит»

Воспитатель:          

Мельниченко Надежда Васильевна,

Первая квалификационная категория

Ступино - 2022

Опытно экспериментальная

деятельность

«Кто как видит»

в старшей группе общеразвивающей направленности

В рамках ММО воспитателей старших групп. Тема «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник и материалов» Я хочу показать вам использование техники, а именно как можно показать детям «Мир глазами животных». В рамках использования в нашем ДОУ программы «Я познаю себя», наши дети знакомятся со строением своего организма. Эта программа позволяет формировать знания и представления о человеке, основные правила здоровья формирование и здоровье сбережения, начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая подготовительной к школе группе. Программа построена с учётом психологических педагогических особенностей и образовательных потребностей воспитанников на основе комплексно-тематического подхода с учётом интеграции образовательных областей

Я считаю, что именно познавательная активность главный помощник воспитателя в работе.

Цель: познакомить детей с тем, как видят разные животные.

Задачи:

1) путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные;

 2) проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;

 3) учиться устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Материалы и оборудование.

У каждого ребенка:

  • очки из непрозрачной бумаги с маленькими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 1,5 мм), очки из непрозрачной бумаги с большими отверстиями для глаз (диаметр отверстия 12— 15 мм), очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачного целлофана или полиэтилена, зеркало;
  • прозрачная баночка с водой, в которой находится несколько мелких предметов; один из тех же предметов, лежащий без воды, несколько капель молока в стакане, палочка для размешивания воды.

У педагога:

  • комнатное растение; «удочка» с «мухой» (нить тончайшая, «муха» маленькая, почти незаметная, но достаточно тяжелая, чтобы хорошо летала); любая черно-белая фотография;
  • фотографии животных, на которых хорошо видны глаза: большие (лемур, сова или др.), маленькие (насекомое или др.), закрытые непрозрачными веками , закрытые прозрачными веками (змея), расположенные по бокам головы (заяц, кролик или птица), расположенные во фронтальной плоскости (кошка или сова), закрытые наглазниками (лошадь); фотографии рыбы и лягушки.

Методы: игра, рассказ, беседа, показ, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей.

Организация: дети сидят за столами, обстановка раскованная.

Ход занятия

Вступление.

  • Ребята, вы видите, что я вам показываю? (Педагог демонстрирует любой предмет.) Вот интересно: если бы на вашем месте сидела кошка, она тоже увидела бы этот предмет? (Ответы.) А если бы это была лягушка? (Беседа проводится быстро). Педагог выслушивает любые предположения, но никак их не комментирует. Все необходимые знания дети получат путем эксперимента.) А птица? А змея?
  • Представьте себе, что они видят не так, как мы. Сегодня мы познакомимся с тем, как видят разные животные. Что нам для этого  нужно.

Повторение сведений о строении глаза

 (если дети уже рассматривали глаз, блок проходит очень быстро, если не рассматривали, воспроизводится материал этого блока).

—        Где расположены глаза? (Ответы.)

—        Рядом или по бокам головы? (Ответы.) Как попадает свет внутрь глаза? (Ответы.)

  • Кто помнит, как называется это отверстие? (Ответы.)
  • Зачем нужны веки? (Ответы.)
  • Зачем нужны ресницы? (Ответы.)

  • Не сможете ли вы догадаться, какое животное имеет самые длинные и пушистые ресницы? (Пауза для раздумья.)
  • Подскажу: оно живет в пустыне, где много песка, который во время ветра попадает в глаза и может их повредить. (Пауза для раздумья. Если дети не догадаются, педагог подсказывает: это верблюд.)

Одинаково ли видят оба глаза.

—        При помощи глаз мы видим окружающие нас предметы, их цвет, размер, форму. Попробуйте закрыть глаза. Что вы видите? (Ответы.)

—        Вы видите только впереди себя или сзади тоже? (Ответы.)

—        Даю вам такое задание. Смотрите на растение, которое стоит на столе.

—        Вы его видите? (Ответы.) А другие предметы? (Ответы.)

  • Проверим, одинаково ли видят два глаза. Закройте правый глаз, а левым посмотрите направо и налево. Только не поворачивайте голову. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)
  • Теперь смотрите вокруг двумя глазами. Сначала направо, потом налево. Сравните, когда видно больше? (Ответы.)

—        Значит, два глаза видят больше, чем один?

                               

Как видит собака.

—        У собак — своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов, и все видят только черным, белым или серым. Весь мир им представляется таким, как эта фотография. (Педагог демонстрирует любую черно-белую фотографию.)

- Давайте представим себя исследователями.

  • Берем в руки кусочек черно белого снимка и смотрим через него на фотографию. Фотография становится черно белая. Вот так наш мир видят собаки. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)

Как видит кошка.

  • Интересное зрение у кошки и у всех ее родственников — тигров, львов, леопардов. Они-хорошо видят ночью. Зачем? (Верный ответ: охотятся по ночам.)
  • А почему она видит ночью? Для этого у всех «кошачьих» в глазах есть специальное приспособление — особая зеркальная воронка. Свет отражается от ее стенок, поэтому глаз дополнительно освещается. Это позволяет ей улавливать даже самый слабый свет.
  • Возьмите в руки воронку из фольги. Внимательно рассмотрите ее. Поверните ее широким концом к окну и приблизьте к ладони. Подвигайте под разными углами. (Дети выполняют.) Что увидели? (Все дети должны увидеть, что на ладони появился отсвет.)
  • Видите, как глаз кошки отражает свет? Иногда в темноте глаза у кошки светятся. Кто понял, почему? (Ответы.) Проверьте это сами дома на своих любимицах.
  • И еще одно интересное свойство есть у кошек: их глаза почти не двигаются. Возьмите зеркало, посмотрите на свои глаза и проверьте, двигаются ли они? Подвигайте головой. (То же наблюдение можно сделать и на детях: вызванному ребенку предлагают посмотреть на окно, доску, шкаф, не поворачивая головы. Остальные дети наблюдают, как движутся его глаза.)
  • Кошка не может двигать глазами. Если ей надо посмотреть налево или направо, она поворачивает всю голову. Понаблюдайте это ее свойство дома.
  • Давайте попробуем посмотреть так, как кошка: не двигайте глазами, а чтобы увидеть другие предметы, поворачивайте голову. (Дети выполняют. Скорее всего, они не смогут не двигать глазами, но хотя бы попробуют сделать это.)

Как видят заяц и птица.

  • А как же видят животные? Перед вами фотография птицы. Посмотрите, как расположены у нее глаза? Так же, как у людей? (Ответы.)
  • Давайте представим, что мы птицы и что глаза у нас по бокам. Для этого вам придется повернуть голову вправо как можно сильнее. Водите глазами. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют.) Вот столько видит птица правым глазом.
  • Повернем голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрели, сколько пространства птица видит левым глазом. (Дети выполняют.)
  • А теперь поставим голову прямо и посмотрим обоими глазами. Кто больше видит: человек или птица? (Ответы.)
  • Сейчас я вам покажу фотографию зайца, а вы определите, как он видит: как птица или как человек. (Педагог демонстрирует фотографию. Дети определяют.)
  • А сова? (Ответы.)
  • У кого еще глаза расположены по бокам головы? (Ответы.)
  • Зачем всем этим животным нужно, чтобы глаза располагались сбоку? (Ответы.)

Как видят лошади

  • На этой фотографии видно, что во время работы лошади на глаза сбоку надевают наглазники. (Демонстрируется фотография.) Проверим, зачем это надо. Поставьте локти на стол и приставьте ладошки сбоку к глазам. Посмотрите вокруг, много ли вы видите. (Дети выполняют.)
  • Кто догадается, зачем лошади наглазники? (Верный ответ: лошадь видит только то, что впереди, и идет спокойно. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы трудно ориентироваться на улице.)
  • Как же человек приспособился видеть сбоку и сзади, не поворачивая головы? Представьте, что вы — водитель автобуса. Смотрите вперед, а надо узнать, все ли люди зашли в автобус. Для этого на всех машинах есть боковое зеркало. Возьмите зеркало, поставьте его чуть сбоку перед собой и постарайтесь рассмотреть, что находится сзади. (Дети выполняют. Задание трудное, педагог дает достаточно времени, чтобы все дети справились с ним.)

     Глаза бывают большими и маленькими.

  • Посмотрите, одинаковы ли по размеру глаза у разных животных. (Педагог демонстрирует фотографии животных, имеющих большие и маленькие глаза.) Как вы думаете, какие глаза видят лучше? (Ответы.)        
  • Проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг. Запомните, что вы видите. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы каждый смог воспринять окружающее осознанно.)
  • Теперь посмотрите через очки с большими отверстиям. (Дети выполняют.) Вы видите столько же, сколько через маленькие? (Ответы.)        

—        Какой делаем вывод? Какие глаза видят больше? (Ответы») 

Как видит лягушка.

  • Рассмотрим, как видит лягушка. (Педагог демонстрирует фотографию лягушки.) Посмотрите на растение. Вы его видите? А карандаш? (Ответы.) А это? (Педагог резко взмахивает «удочкой»,  и «муха» быстро «пролетает» перед глазами детей.) Заметили? Повторяю еще раз.
  • Так вот, лягушка не увидит ни растения, ни карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Она не различает неподвижные предметы, но хорошо видит подвижные. Кто понял, почему? (Верный ответ: она видит насекомых, пролетающих мимо. Лягушка выбрасывает липкий язык, как бы выстреливает им, и насекомые приклеиваются. Так она добывает себе пищу. А неподвижные предметы ей видеть не надо, они ей не приносят ни вреда, ни пользы.)

Как видят рыбы.

  • Рассмотрим фотографию рыбы. (Педагог демонстрирует фотографию.)
  • Рыбы живут в воде. Возьмите банку с водой, поднесите близко к глазам. Рассмотрите предметы, которые в ней лежат. Хорошо видно? (Верный ответ: хорошо.)

—        Хорошо различается форма? (Верный ответ: искажается.)

  • Сравните предмет в банке с тем, который лежит на тарелке. Какой кажется более крупным?
  • Значит, вода увеличивает предметы и немного искажает их форму. Но рыбы привыкли, и им это не мешает.
  • А теперь посмотрите вдаль и друг на друга. Хорошо видно? (Верный ответ: плохо.)
  • Как же видят рыбы? (Верный ответ: рыбы видят вблизи, но не вдали. Они близоруки.)
  • А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко и размешайте. (Дети выполняют.) Что видно теперь через воду? (Верный ответ: предметы, лежащие в банке, видны очень плохо, как тени, а окружающее не видно вообще.)
  • А свет и тень рыбы различают? Проведите медленно рукой перед банкой. (Ответ: да.)

—        Вот так видят рыбы.  

Как видит крот.

  • Рассмотрим это животное. (Педагог демонстрирует фотографию крота.) Где оно живет, кто знает? (Ответы.)        ;
  • Выходит ли крот на поверхность? (Верный ответ: выходит» но редко.) Крот все время находится под землей. Он постоянно роет норы и ищет свою пищу: личинок, червей.
  • Помогают ли ему глаза искать пищу? (Ответы.) Нужно ли ему хорошее зрение?
  • А если бы у него глаза были огромными, как у лемура, как бы на них влияла земля? (Ответы.) Присмотритесь, есть ли у крота веки? (Верный ответ: есть, но они срослись, полностью закрыв глаза.)
  • Да, ребята, он плохо видит, еле-еле различает свет. Давайте узнаем, что он видит. Возьмите очки из матовой (непрозрачной) бумаги и посмотрите через них. (Дети выполняют.) Вы различаете предметы? (Нет.) А свет? (Плохо.)
  • А тень? Сначала посмотрите через очки прямо перед собой (дети выполняют), а потом медленно проведите ладонью близко перед глазами. Опишите, что почувствовали. (Ответы.)
  • Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.

Как видит змея.

  • Теперь узнаем, как видит змея. (Педагог демонстрирует фотографию змеи.) Рассмотрите более внимательно ее фотографию. У змеи вы видите веки? (Нет.)
  • Веки есть, но они срослись и полностью закрыли глаза, как у крота. Только у крота веки непрозрачные, а у змеи — прозрачные.
  • Почему они срослись? (Верный ответ: змея находится близко к земле и может повредить глаза песком, камнями, пылью.)
  • Почему веки прозрачные? (Верный ответ: чтобы видеть добычу, за которой охотится.)

  Узнаем, как видит змея. Возьмите очки из прозрачного целлофана и приложите к глазам. Как виден окружающий мир? (Ответ: хорошо.)

Как видит хамелеон

Хамелеоны интересны не только на вид, они умеют двигать своими глазами независимо друг от друга и способны видеть на все 360 градусов.

  • Давайте попробуем посмотреть, вращая голову круговыми движениями. (Дети выполняют. Педагог дает достаточно времени, чтобы все смогли осознать увиденное.)

Заключение.

—        Вот как видят разные животные. Все по-разному. Как вы думаете, почему? (Верный ответ: все живут в различных условиях и по-разному приспосабливаются к ним, по-своему ищут пищу и спасаются от врагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в сенсомоторной деятельности посредством нетрадиционных техник и материалов»

Сенсорное  воспитание  служит  основой познания мира,  первой  ступенью  которого является  чувственный  опыт. Успешность  умственного,...

План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».

Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок

Особенности формирования познавательной активности у детейдошкольного возраста посредством решения головоломокПроблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности д...

«Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»

ull;В рамках этой темы был разработан проект.Создание кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники рисования «ФОНТАЗИЯ»Цель:Формирование у детей дошкольно...

Консультация для педагогов: «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»

Рекомендации для педагогов по работе с образовательным модулем «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников...

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок.Опираясь на опыт работы в нашей возрастной группе....

Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»

Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...