статья «Экспериментирование и опыты как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к исследовательской деятельности»
статья по окружающему миру (средняя группа)

Трушкина Алена Олеговна

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Когда рождается ребенок у него начинается самое увлекательное путешествие длинною в жизнь с удивительными и поучительными экспериментами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx223.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование и опыты как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к исследовательской деятельности»

Актуальность исследования детского экспериментирования объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением дошкольников. Использование экспериментальной деятельности в образовательном процессе напрямую влияет на обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. Опыты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Когда рождается ребенок у него начинается самое увлекательное путешествие длинною в жизнь с удивительными и поучительными экспериментами.

Ребенок по своей натуре очень любопытен и любознателен. Основной задачей взрослых, и особенно педагогов, является развитие и расширение кругозора ребенка, формирование познавательных интересов, стремления детей самостоятельно разбираться в интересующих их вопросах, учить без помощи взрослых делать выводы, но самое главное мы должны помочь детям систематизировать полученные в ходе экспериментальной деятельности знания. Взрослые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства для ее решения, и начинается детский самостоятельный творческий поиск.

Можно многое рассказать, но информация забудется, можно показать то, о чём-то рассказывают – она запомнится лучше и быстрее, а если ребенку предложат самому попробовать, то информация точно будет усвоена. Нами были разработаны уголки познавательно-экспериментальной деятельности, позволяющие каждый день знакомить детей с чем-то новым и незнакомым им. Мы разработали перспективное планирование работы с детьми в течение года, организовали неделю экспериментирования, на которой педагоги знакомили детей с разными явлениями, организовывали мастер-классы по экспериментальной деятельности, а также родителям было предложено участие в марафоне экспериментов, в рамках которого они с детьми проводили опыты в домашних условиях и делились своими находкам с нами.

Дети - исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что много нового и неизвестного. Мир открывается ребёнку через собственные ощущения, через его действия и эксперименты, которые он делает и проводит. Ребёнок изучает мир, доступными для его возраста инструментами своего тела: взглядом, прикосновением, осязанием, обонянием. 

Взрослые, которые окружают юного исследователя, часто совершают ошибки, которые приводят к исчезновению интереса и желания ребенка узнавать, действовать и экспериментировать.

Например: «Не бери в руки снег!», «Не ходи по лужам!», «Не бери в руки песок!» и т.п. после множества запретов у ребенка пропадает интерес к поисковой познавательной деятельности. Зачастую это связано с педагогической неграмотностью родителей, которые не всегда понимают важность процессов развития ребенка. В рамках изучения данной темы, нами была проведена консультация-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста. На ней мы затронули актуальные проблемы деткой познавательно-экспериментальной деятельности, ее важность в развитии личности и дали родителям возможность попробовать самим решить ряд задач, с которыми приходится сталкиваться дошкольникам.

Чтобы интерес не пропал, нужно поддерживать стремление узнавать новое, исследовать и экспериментировать всегда и везде. Ключевая задача взрослых - не пресекать интерес ребенка к чему-то новому, а активно развивать данный исследовательский интерес с помощью взаимодействия с ребенком, путем постановки задач, которые ребенок может решить самостоятельно.    

Развитие познавательного интереса у дошкольников способствует развитию детской любознательности и пытливости ума. Практико–познавательная деятельность реализуется в разных формах:

  • Самостоятельная деятельность – инициатива самого ребенка;
  • Непосредственно – образовательная деятельность – организованная воспитателем;
  • Совместная деятельность – условия партнерства ребенка и взрослого.  

В процессе данной деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, исследования и т.п.) дети изучают окружающую среду. Главный результат данной деятельности – знания, которые они добыли в ней.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, по средствам которой дети развивают мелкую моторику, навыки коммуникации и сотрудничества, воображение и многое другое. Экспериментирование так же оказывает влияние на ключевые аспекты формирования личности дошкольников.

Любой эксперимент мы можем организовать в разных форматах: сказки, путешествия, квеста и т.д., что является интересным и актуальным для современных дошкольников, а для педагогов инструментом решения большого спектра образовательных задач.

Одним из направлений экспериментальной деятельности, которое педагоги дошкольных учреждений используют в своей работе – опыты. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах данного явления, ищут или выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря экспериментальной деятельности дошкольники сравнивают, сопоставляют, делают выводы и высказывают свои суждения.

Дети очень радуются своим новым открытиям, которые у них вызывают чувство удовлетворения и доставляют удовольствие от проделанной работы.

Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательной и творческой деятельности, а также учит самостоятельному поиску, открытию и изучению нового в нашем разнообразном и удивительном мире.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 69 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Трушкина Алена Олеговна,

Воспитатель

Стаж работы

«Воспитатель года. Молодой воспитатель»

2020 – 2021 учебный года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи....

Статья на тему: "Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста"

В настоящее время распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, которые стали доступны  детям дошкольного возраста как в семье, так и в деском саду, ограничивае...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.

Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавлив...

Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...