Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности
консультация

Валентина Владимировна Верхоланцева

 Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

     

Подготовила

Верхоланцева В. В.

 Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий можно считать метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания можно условно разделить материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:

— объекты для исследования в реальном действии;

— образно-символический материал;

— нормативно-знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту.

Можно отнести к этому типу материалов также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.

К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Исследовательские действия младших дошкольников встроены в предметно-манипулятивную деятельность.

Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть яркими и привлекательными, вызывать интерес ребенка. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Нужно создать специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Необходимо подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад.

Простейшие опыты с водой: - Почему осенью бывает грязно?

Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Ход опыта: в чашку с землёй набрызгать воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений можно сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз).

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например, в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами можно провести с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю». Конфуций.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Также необходимо создавать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяют их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.

При знакомстве с цветами можно исследовать не только форму цветов, форму листьев, но и запахи.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

- Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

- Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

- Здоровье сберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Важным компонентом по формированию познавательного интереса у детей является организация предметно-пространственной среды в группе, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий дошкольников. В группе в свободном доступе детей должен быть центр развития, в котором имеются: наборы кубиков, 3 вида мозаики, листы бумаги, цветные карандаши, матрешки, втулки, пирамидки разных размеров, игры-шнуровки и другое.

Познавательно-исследовательская деятельность проходит в интеграции с конструированием из различного материала, с двигательной, игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной деятельностью и восприятием художественной литературы.

В группе и на прогулках с детьми проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы.

- «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.

- «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

- «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому. Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, а также сделали вывод: что снег — это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.

При проведении двигательной деятельности, закрепляем цвет, ориентировку в пространстве используя разные игры. Например, «Докати мяч до красной кегли».

При проведении сюжетно-ролевых игр, например, «В гостях у куклы Кати», учим детей сервировать стол по количеству гостей. В коммуникативной деятельности изучаем считалки, потешки про счет, цвет. Например, «Одуванчик», «Три феечки». При рассматривании сюжетных картинок, закрепляем величину, форму. В изобразительной деятельности закрепляем цветовую гамму, форму, величину ориентировку в пространстве, количество и др. В музыкальной деятельности закрепляем количество, цвет, ориентировку в пространстве. Например, «Маленький зайка», «Белый снежок» и др. Все эти игры в различных видах деятельности способствуют развитию познавательного интереса у детей как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности.

В своей работе мы придерживаемся требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одно из них - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Данное требование мы реализуем в познавательно - исследовательской деятельности, в исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними.

Формировать предпосылки исследовательской деятельности мы начинаем с младшей группы:

-вводим детей в проблемные игровые ситуации, активизируем желание ребенка искать пути решения данной проблемы

- в старшем дошкольном возрасте задачи более весомые: мы развиваем умение определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослого, так и затем самостоятельно; формируем умения применять данные методы, использовать различные варианты и развиваем желание пользоваться терминологией.

Мы должны соблюдать принципы в организации познавательно-исследовательской деятельности:

1.      Научности;

2.      Целостности (решаются задачи совместно с родителями, педагогами);

3.      Системности, последовательности;

4.      Доступности;

5.      Креативности (предусматривает способность в нестандартных ситуациях находить решения);

6.      Результативности;

7.      Активного обучения (воспитатель предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой они сами делают «открытия»)

Теперь поговорим о методах организации познавательно-исследовательской деятельности:

- эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты и эксперименты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

  моделирование.

Эвристическая беседа, когда воспитатель вместо сообщения детям готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам.

Следующий объединенный метод – это опыт и эксперимент.

Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад. Опыт, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить. Эксперимент, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате.

Проблемная педагогическая ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер. Особенности проблемных ситуаций кратковременность развертывания и течения, может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей. Могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например, Игра «Шифровка различных объектов» (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.) Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и свойства, которые будут зашифрованы, и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения. Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

Что касается метода – наблюдения, то в педагогическом процессе мы применяем несколько их видов:

Кратковременное наблюдение — используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.

Длительное наблюдение — проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.

Сравнительное наблюдение — В поле зрения детей оказывается 2–3 объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений.

Дедуктивное наблюдение — обладая достаточными знаниями об окружающем мире, умением выявлять элементарные причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством взрослого могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий, выявить источник или причину наблюдаемых явлений. Например, определить по следам, какая птица или животное их оставило, как они передвигались, в какую сторону.

Младшая группа. В этом возрасте дети готовы рассматривать яркий, движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. Наблюдение предоставляет возможность пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. К концу учебного года дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта.

Средняя группа. Дети пятого года жизни могут сконцентрировать внимание на любом объекте, распределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей.

Старшая группа. Дети шестого года способны самостоятельно проводить наблюдения, подводят итоги. Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Задачей педагога становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных видах деятельности.

Подготовительная группа. В старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. У детей этого возраста систематизируются и обобщаются знания, помогающие видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Самостоятельно ставят цели, составляют план, его реализуют, подводят итоги наблюдения.

 

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметами. Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Разрешает проблемную игровую ситуацию, приобретает необходимый опыт деятельности. Необходимо учитывать принципы организации игр - экспериментов - это учет возраста и опыта детей; доступности содержания игр; сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр; постепенного усложнения игр. Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:

- игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

- игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

- игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

И наконец, фиксация результатов может осуществляться разными способами:

- схематическое рисование   объекта;

- использование условных знаков;

- фотографирование;

- запись рассказа ребенка воспитателем;

- запись наблюдений детьми воспитателем;

- аппликации;

- работой в календарях наблюдений;

- познавательные альбомы, книги, созданные руками детей;

- коллекции и т.д.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации исследовательской деятельности.

1. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

6. Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты экспериментирования являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

                                                                                                   

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 

Список использованной литературы

1.      Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2.      Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3.      Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4.      Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

5.      Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

6.      Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом? «черным ящиком» // Вопросы психологии, 1990. № 5.

7.      Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб. 1998.

8.      Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнищикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития на 2016-2017 гг. по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из н...

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического  прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак совре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...

Проект «Мир путешествий» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Проект «Мир путешествий»Направление: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельностьЦелевая аудитория: подготовительная к школе группа 6-7 лет...