«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»
статья

Мария Ивановна Ободова

Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического  прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак современного общества – это тотальная информатизация. Мир меняется очень быстро, накопление информации по различным вопросам происходит стремительно, постоянно требуется смена специальных знаний в какой-то области, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_proektnaya_deyatelnost.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ободова М.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4»

г. Нижний Новгород

 

«Развитие познавательно – исследовательских навыков детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»

Процесс воспитания ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы живем во время бурного развития научно-технического  прогресса и ускорения темпа жизни. Главный признак современного общества – это тотальная информатизация. Мир меняется очень быстро, накопление информации по различным вопросам происходит стремительно, постоянно требуется смена специальных знаний в какой-то области, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем.

Необходимо научить детей понимать новые  реалии, быстро ориентироваться, обучать самих себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с  массой постоянно возникающих новых задач. «Мы должны учить  детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего».

Обучение должно быть «проблемным», содержать элементы исследовательской работы и строиться как самостоятельный творческий поиск. Тогда уже обучение не репродуктивная, а творческая деятельность;  тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить интерес к познанию.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одними из главных задач являются создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Первым целевым ориентиром образования на этапе завершения дошкольного образования является проявление ребенком инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Мы убеждены, что необходимо изменить не только и не столько содержание и объем информации, а стратегию воспитания и обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире, самим добывать интересующую их информацию.

Из современных образовательных технологий именно ТРИЗ-технология ориентирована не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Цель воспитательной системы нашего дошкольного образовательного учреждения -  воспитание любознательного и активного ребенка через организацию проектной деятельности. С этих позиций проектная деятельность имеет уникальные возможности.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения, проявляя природную любознательность и активность, является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.

Как показала практика нашего дошкольного образовательного учреждения, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, воспитывает такие ценные качества современного человека, как любознательность, активность, инициативу, помогает детям открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже, развивает критичность мышления. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также самостоятельно применять полученные знания в той или иной деятельности.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции и самостоятельности.

Самостоятельность ума характеризуется пытливостью, сообразительностью, гибкостью, находчивостью, независимостью суждений, критичностью. Для самостоятельности воли характерны уверенность, решительность, настойчивость, целеустремленность, организованность. Самостоятельность характеризуется такими качествами, как способность совершать действия без посторонней помощи. Дети по своей природе хотят быть взрослыми, самостоятельными. Если ребенок хочет быть самостоятельным, то должен доводить всю деятельность до логического завершения. Деятельность включает в себя: желание, хотение, борьбу мотивов, выбор, решение, исполнение и контроль за результатом. Исполнение намеченного действия в ходе проектной деятельности – показатель самостоятельности.

Важная черта самостоятельности – умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту в том или ином вопросе и делать это культурными способами. Один из основных признаков самостоятельности – добровольный выбор деятельности ребенком, во время которой идет активное познание мира. В процессе осуществления проекта ребенок становится компетентным в рамках организации собственного поиска.

Проектная деятельность способствует становлению и развитию ключевых компетентностей ребенка: информационной, технологической и коммуникативной.

Компетентность – это освоение универсальных моделей, позволяющих получать и преобразовывать информацию об окружающем мире,  в котором все происходит в соответствии с некими объективными законами развития системы.

Коммуникативные компетентности включают в себя умение продуктивно  взаимодействовать в разных системах, получать необходимую информацию через общение: в диалоге с взрослыми и сверстниками; в отстаивании своей точки зрения; в соотнесении своих интересов с устремлениями других людей и, несомненно, в умении оказывать и принимать помощь.

Коммуникативная компетентность связана с толерантностью, которая включает в себя уважение к ценностям других людей и их принятие как данность. Коммуникативная компетентность включает культурные нормы реагирования на конфликтные ситуации.

Составляющие коммуникативной компетентности:

1. Умение продуктивно взаимодействовать в системах «ребенок –  ребенок», «ребенок – взрослый»:

  • умение выслушать другого, и прийти к общему решению
  • умение вести диалог с взрослыми и сверстниками
  • умение отстаивать свою точку зрения в общении
  • умение получать необходимую информацию в общении
  • умение принимать помощь.

2. Умение с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим,  личностным,  профессиональным) других людей; умение соотносить свои устремления с интересами других людей.

3. Умение реагировать в конфликтных ситуациях  в соответствии с культурными нормами.

Коммуникативная компетентность является средой основополагающего характера, в которой проявляются информационная и технологическая компетентности.

Информационная компетентность включает в себя ориентировку в различных источниках информации, оценивание той или иной информации для своей деятельности, формулировку выводов. Несомненно, включаются и умения поискового характера, главное из которых – умение задавать вопросы.

Группа информационной компетентности представлена следующими составляющими:

  • оценка необходимости информации для своей деятельности, получение информации с использованием различных источников
  • ориентирование в источниках информации
  • умение задавать вопросы на интересующую тему
  • умение делать выводы из полученной информации
  • оценка различных проблем социальных привычек

Технологическая компетентность, или компетентность решения проблем, связана с организацией поисковой деятельности, в которую включается ориентировка в новых нестандартных ситуациях, установления в них причинно-следственных связей, планирование самой деятельности (продумывание алгоритма), выбор способа действия, доведение начатого дела до конца и рефлексия, как основной механизм приобретения опыта работы с нестандартными ситуациями, умение проводить аналогии, прогнозировать результаты.

Метод проекта для нас – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это форма организации совместной деятельности (сотрудничества и  сотворчества)  педагога и ребенка, направленная на реализацию значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающаяся реальным, практическим результатом.

В  своей практике мы используем  разные виды проектов:

- исследовательские: дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют  результаты исследований в виде моделей нового продукта, газет, репортажей;

- творческие: деятельность детей намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизация, программа праздника, детский дизайн и др.;

- ролевые-игровые: дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему (интерактивный спектакль);

- информатико-практико-ориентированные: дети собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на  социальные интересы; результаты оформляются  в виде стендов, газет, витражей и др.

Признаки проекта:

  • присутствие новизны;
  • наличие реальной проблемы;
  • практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;
  • презентация результата проекта.

Виды проектов определяются по различным признакам:

  • по количеству участников: индивидуальные – коллективные;
  • по направленности: предметные – межпредметные;
  • по приоритету метода: исследовательские (установление новых закономерностей), творческие (создание своего нового);
  • по контингенту участников: одновозрастные – смешанные;
  • по продолжительности: краткосрочный (разработка происходит до 1 месяца), средний продолжительности (около 1 – 3 месяцев) и долгосрочный (учебный год или более).

Необходимыми условиями организации и проведения проекта мы считаем:

  • наличие мотивации участников проекта,
  • перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников,
  • позиция педагога – позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребенка,
  • позиция ребенка – активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками; взаимоподдержка, ответственность,
  • произвольность (доведение начатого проекта до определенного результата),
  • знания воспитателем выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса,
  • освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития  мышления и воображения,
  • представление детям практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

Работа над проектами ведется как в организованной совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

Проект  имеет четкую структуру (алгоритм). На схеме представлена модель организации проектной деятельности.

Работу по организации проектной деятельности мы начинаем в группах раннего (с 2-х лет) и младшего дошкольного возраста – это педагогические проекты, когда проблему ставит педагог (по результатам освоения детьми основной образовательной программы, на основе интересов детей), и он же выполняет руководящую роль как в ходе реализации, так и во время презентации проекта.

С детьми старшего дошкольного возраста мы реализуем детские проекты, когда проблему озвучивает ребенок (дети), исходя из своих интересов. Педагог при этом выполняет роль направляющего, координатора, помогая детям освоить обобщенную модель, или алгоритм выполнения проекта. Презентацию проектов полностью проводят дети.

По длительности наши проекты занимают время от 3-х месяцев до полугода или больше, в зависимости от сложности и постановки цепочки новых целей.

Проект реализуется как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Особенностью планирования является то, что содержание воспитательно-образовательного процесса в течение дня  дополняется содержанием проектной деятельности с учетом всех видов воспитательной и образовательной деятельности.

Основные виды совместной деятельности детей и взрослых в процессе реализации проектной деятельности:

- сбор копилок,

- создание коллекций,

- наблюдение,

- экспериментирование,

- исследовательская деятельность,

- проблемная ситуация,

- обсуждение,

- чтение,

- игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, творческая, драматизация),

- продуктивная деятельность,

- экскурсии,

- выставки и т.п.

В образовательном процессе нашего ДОУ проектная деятельность носит  характер сотрудничества, в котором принимают участие  дети и педагоги, а также активно вовлекаются родители (законные представители). Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Результаты   использования метода проекта:

  • меняется позиция ребенка - это активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность, любознательность;
  • дети учатся доводить начатый проект до определенного результата, что положительно сказывается на формировании произвольности психических процессов;
  • знания в проекте выстраиваются как системные, междисциплинарные, что позволяет обобщить их в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
  • дети «играючи» осваивают способы ведения исследовательской работы, причем не только  в предметной, но и в языковой  области, осваивают способы решения творческих задач;
  •  освоение детьми многообразных форм межличностных отношений и общения, появление чувства радости от совместного сотрудничества и сотворчества;
  • позицией педагога  становится позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка.

Список литературы:

  1. Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1, 2008.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М. Айрис-пресс, 2008.
  4. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2003.
  5. Сапранова С.И. Проектная деятельность. Журнал «Воспитатель ДОУ» №2, 2008.
  6. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. –Ульяновск, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...