Методическая разработка "Проект по формированию целостной картины мира "Лекарственные растения" в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Станиславовна Голубева

Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.  Диагностические исследования показали, что средний и низкий уровень знаний детей составляет более 50%. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Поэтому детям необходимо наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx26.66 КБ
Файл buklet_po_proektu.docx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта

Лекарственные растения

Актуальность проекта

Экологическое образование– одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.  Диагностические исследования показали, что средний и низкий уровень знаний детей составляет более 50%. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Поэтому детям необходимо наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Цель проекта

Создание альбома «Зеленая аптека».

Проблема

Какими методами можно дополнить знания детей старшего дошкольного возраста через проект по теме «Лекарственные растения»?

Проблемный вопрос

Как создать альбом «Зеленая аптека»?

Практическая значимость

Реализация проекта позволяет ребенку расширить и
систематизировать знания о лекарственных растениях и их роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта

Воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, воспитатели.

Адресация проекта

Проект адресован воспитанникам старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родителям, педагогам ДОО

Задачи проекта

Задачи для детей

Подготовительный этап

1.Принять участие в диагностической беседе «Лекарственные растения».

2. Принять участие в беседе «Для чего нужны лекарственные растения?»

 Основной этап

1.Принять участие в составлении рассказов.

2. Принимать участие в составлении схем «Что лечит растение».

3.Принимать участие в НОД «В гостях у Доктора Айболита».

4. Принимать участие в НОД «Ромашковое поле».

5. Принимать участие в наблюдение «Наш верный друг – мать-и-мачеха».

6.Совместно с родителями посетить аптеку.

7. Принимать участие в НОД «Наш друг - чистотел».

8. Принимать участие в занятии- сказки «Старый одуванчик».

9.Совместно с родителями участвовать в мастер- классе.

10. Совместно с родителями подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

11. Принимать участие в беседе «Друг или враг».

12. Принять участие в наблюдении «На участке ищем полезные растения».

13. Принять активное участие в дидактических играх по теме проекта.

14. Внимательно слушать литературные произведения по теме проекта.

Заключительный этап

1. Принять активное участие в викторине «Знатоки лечебных трав».        

2.Принять участие в оформлении и презентации альбома «Зеленая аптека».

Задачи для родителей

Подготовительный этап

1.Пройти online анкетирование «Лекарственные растения».

2.Ознакомиться с буклетом по теме проекта «Лекарственные растения».

Основной этап

1. Ознакомиться с памятками.

2.Совместно с детьми посетить аптеку.

3.Совместно с детьми принять участие в мастер- классе «Букет здоровья».

4. Совместно с детьми подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Заключительный этап

1.Присутствовать на презентации альбома «Зеленая аптека».

Задачи для воспитателей

Подготовительный этап

1. Разработка буклета для родителей по теме проекта «Лекарственные растения».

2.Подбор беседы с детьми и наглядных материалов.

3.Организация и проведение беседы «Лекарственные растения».

4.Проведение диагностики беседы.

5. Организация и проведение беседы «Для чего нужны лекарственные растения?»

Основной этап

1. Разработка и внесение памяток для родителей.

2.Организация и проведение составления рассказов детей от имени растений (перевоплощение).

3.Организация и проведение составления схем «Что лечит растение».

4.Организация и проведение НОД по познавательному развитию «В гостях у Доктора Айболита»

5.Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Ромашковое поле».

6. Организация и проведение наблюдения «Наш верный друг – мать-и-мачеха».

7.Дать рекомендацию родителям к совместному с детьми посещению аптеки.

8.Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Наш друг - чистотел».

9. Организация и проведение НОД по художественно- эстетическому развитию «Старый одуванчик».

10. Организация и проведение мастер- класса «Букет здоровья».

11. Дать рекомендацию родителями к подбору полезных рецептов с использованием лекарственных растений.

12.Организация и проведение беседы «Друг или враг».

13. Организация и проведение наблюдения «На участке ищем полезные растения».

14. Организация и проведение чтения литературных произведений по теме проекта.

15. Организация и проведение дидактических игр по теме проекта.

Заключительный этап

1.Оформить и организовать викторину «Знатоки лечебных трав».

2. Оформить и организовать представление альбома «Зеленая аптека».

3. Познакомить родителей с работами детей.

Вид проекта

Практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.

Продукт проекта

Презентация альбома «Зеленая аптека»

Сроки реализации

26.04.2021г.-21.05.2021г.

Особенности проекта

Без выявленных особенностей.

Планируемые результаты

Дети:

Подготовительный этап

-Дети замотивированы на совместную деятельность по

реализации проекта.

Основной этап

- Дети овладели новыми знаниями о лекарственных растениях.

-Дети познакомились с внешним строением лекарственных растений, узнали о том, какую пользу приносит эти растения человеку.

- Дети познакомились с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

- Дети совместно с родители посетили аптеку.

- Дети познакомились с природой родной страны и родного края.

-Дети научились распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

-Дети совместно с родителями научились создавать букет из лекарственных растений.

-Придумали оформление и содержание после того, как воспитатель показал пример.

-Дети совместно с родителями подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

-Дети понимают пользу и вред травянистых растений для человека и животных. 

-У детей повысилось желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

-Дети побуждены беречь окружающую природу.

Заключительный этап

-Активно участвовали в викторине.

-Оформили и презентовали альбом.

Родители:

Подготовительный этап

-Родители замотивированы на совместную деятельность по

реализации проекта «Лекарственные растения».

- Прошли online анкетирование «Лекарственные растения».

-Ознакомились с буклетом по теме проекта.

Основной этап

- Ознакомились с памятками.

-Совместно с детьми посетили аптеку.

-Участвовали совместно с детьми в мастер- классе «Букет здоровья».

- Совместно с детьми подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Заключительный этап

-Присутствовали на презентации альбома «Зеленая аптека».

Воспитатель: 

Подготовительный этап

-Провел анализ диагностической беседы.

-Родители ознакомлены с содержанием и характером

предстоящей совместной деятельности с детьми и

воспитателем над проектом.

Основной этап

-Организованы и проведены запланированные мероприятия с детьми и их родителями на основном этапе проекта в соответствии с паспортом проекта.

-Обогатится опыт воспитателя по реализации приемов, связанных с поддержкой ребенка, с поддержкой его познавательной, коммуникативной инициативы в самостоятельной деятельности.

Заключительный этап

-Проведена викторина «Знатоки лечебных трав».

-Организовано итоговое мероприятие – презентация альбома «Зеленая аптека».

Ресурсы проекта

Информационные:

Наглядно – дидактические материалы;

Картотека дидактических игр, подвижных игр, сюжетных игр;

Картотека дыхательных, пальчиковых гимнастик;

Картотека пробуждения и самомассаж;

Иллюстративный материал:

фотографии "Тело человека", картинки лекарственных растений, способов применения лекарственных растений.

Материально – технические:

принтер, канцелярские принадлежности (цветные
карандаши, линейка, простые карандаши, ластик, маркер, цветная бумага, белая бумага, картон цветной, клей), смарт - board, колонки, магнитофон, ноутбук.
Финансовые:

деньги на расходные материалы для принтера, канцелярские принадлежности.

Подготовительный этап:

Цель: мотивация детей и их родителей на совместную деятельность по

реализации проекта «Лекарственные растения».

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

26.04

27.04

Для детей

Диагностическая беседа «Лекарственные растения».

Цель (для воспитателя): выявление

знаний детей о том, какие лекарственные растения растут в Ленинградской области.

Online анкетирование для родителей «Лекарственные растения»

Цель: выявление отношения родителей к лекарственным дикорастущим растениям, их ценностью для здоровья человека, правил пользования.

Для родителей

Буклет по проекту «Лекарственные растения».

Цель (для воспитателя): ознакомление с

содержанием

проекта «Лекарственные растения».

Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

Цель (для воспитателя): выявление

знаний детей о лекарственных свойствах растений.

Игра «Садовник у нас на участке»

Наглядно- демонстрационный материалы «Тело человека»

Иллюстрационный материал: картинки лекарственных растений, способов применения лекарственных растений.

Виды рисков:

-не будет осуществлено

эффективное

взаимодействие

участников проекта;

-отсутствие

заинтересованности

воспитанников к

участию в проекте. Образовательный

контент: не будут

удовлетворены

образовательные

потребности всех

участников проекта.

Организационные: Не своевременно

проинформированы о мероприятиях участники проекта.

Случай возникновения

пандемии, следовательно

– самоизоляция.

Технические: Возникнут

сбои в работе техники.

Минимизация рисков:

Для повышения

познавательного

интереса детей и их

родителей провести в

группе работу по

разъяснению

запланированных задач.

Проведен

анализ

бесед с

детьми.

Установлено сколько детей знают о том, какие лекарственные растения растут в Ленинградской области и о лекарственных свойствах растений.

Дети

замотивированы на

совместную

деятельность

по проекту «Лекарственные растения».

Основной этап: 

Цель: организация и проведение мероприятий по теме проекта «Лекарственные растения».

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

28.04

I половина дня

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-ромашка…», «Я-крапива…»;

Составление схем «Что лечит растение»

Дети, воспитатель.

Повысилась радостно- эмоциональная атмосфера внутри группы. Дети обсудили почему лекарственные растения важны.

Дети поняли, что лечат растения с помощью составления схем.

29.04

I половина дня

НОД по познавательному развитию «В гостях у Доктора Айболита»;

Чтение литературного произведения Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»

Дети, воспитатель.

Дети познакомились с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Дети узнали о растениях и обитателях леса по алфавиту.

30.04

I половина дня

НОД по художественно- эстетическому развитию «Ромашковое поле»

Наблюдение «Наш верный друг – мать-и-мачеха»

Памятка для родителей «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

Дети, родители, воспитатель.

Дети познакомились с лекарственным растением - мать- мачеха, с ее внешним строением, узнали о том, какую пользу приносит это растение человеку.

01.05

    -

10.05

Совместно с родителями посещение аптеки.

Дети, родители.

Дети совместно с родителями посетили аптеку.

11.05

I половина дня

НОД по художественно- эстетическому развитию «Наш друг - чистотел»

Чтение литературного произведения А. Онегова «Тропинка полевая».

Дети, воспитатель.

Дети познакомились с лекарственным растением- чистотел, с его внешним строением, узнали о том, какую пользу приносит это растение человеку.

Дети узнали о полевых цветах.

12.05

II половина дня

Чтение литературного произведения А. Плешакова «Зеленые страницы».

Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение».

Дети, воспитатель.

Дети познакомились с природой родной страны и родного края.

Повысились знания детей в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

13.05

I половина дня

НОД по художественно- эстетическому развитию «Старый одуванчик»

Дидактические игры: «Фитодоктор», «Вылечи человека».

Памятка для родителей «Правила сбора лекарственных растений»

Дети, родители, воспитатель.

Дети овладели новыми знаниями о одуванчике и его лекарственных свойствах.

Расширились знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

14.05

I половина дня

Мастер-класс «Букет здоровья»

Дети, родители, воспитатель.

Дети и родители

научились создавать букет из лекарственных растений.

Придумали

оформление и содержание

после того, как

воспитатель

показал пример.

15.05

    - 16.05

Совместно с родителями подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Дети, родители.

Дети совместно с родителями подобрали полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

17.05

I половина дня

НОД по познавательному развитию «Друг или враг»;

Чтение литературного произведения Н. Павлова «Загадки цветов»

Дети, воспитатель.

Сформировалось понимание пользы и вреда травянистых растений для человека и животных. 

Дети овладели навыками бережного отношения к каждому живому существу.

18.05

II половина дня

Поисково-исследовательская деятельность «На участке ищем полезные растения»

Игра «Садовник у нас на участке»

Дети, воспитатель.

У детей повысилось желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Дети побуждены беречь окружающую природу.

Заключительный этап:

Цель: представление результатов проекта «Лекарственные растения».

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

19.05

20.05

Викторина «Знатоки лечебных трав».

Оформление и представление альбома «Зеленая аптека».

Количественные: Анализ беседы показал, что на данный момент все воспитанники знают о лекарственных растениях.

Качественные:

Дети узнали интересные факты о лечебных свойствах лекарственных растений.

Поставленные цели реализованы в полной мере. 

Достигнут конечный результат: создан альбом «Зеленая аптека».

Дети и родители замотивированы на совместную деятельность по реализации проекта.

Подведены итоги проекта, проведен его анализ и представлены результаты совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по проекту «Лекарственные растения».

1.Демонстрация своей работы на открытом занятии: продемонстрированы принципы взаимодействия с детьми.

2. Опыт работы может быть полезен для использования другими педагогами в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста "Зимние виды спорта. Лыжный спорт"

Презентация к НОД по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста" Зимние виды спорта. Лыжный спорт"...

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы

Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1.      Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....

Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"

Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....

Методическая разработка по формированию целостной картины мира детей младшего дошкольного возраста на тему «Домашние животные».

Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.

В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.

laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...