Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой «Весну встречай, жаворонков зазывай» (старшая группа №1)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Цель: знакомить детей с народной традицией - встречать весну с «жаворонками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой

«Весну встречай, жаворонков зазывай»

(старшая группа №1)

Воспитатель:

Карлик С.А.

г.о. Электрогорск  

 март 2021

Цель: знакомить детей с народной традицией - встречать весну с «жаворонками».

Задачи:

Обучающие

     1.Обучить детей старинным русским традициям встречи весны

     2.Учить лепить жаворонков из пластилина.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать память, воображение.

Воспитательные

1.Воспитать любовь и память к старинным русским традициям.

Материалы и оборудование: изображения птиц, пластилин , салфетки для рук, доски 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Кто мне скажет, какое сейчас время года? (весна).

Правильно, весна! Какие признаки весны вы заметили?

В русском народе весну называют –весна-красна!

-Как думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: В нашей культуре красный цвет символизирует жизнь и любовь. Он оберегает все живое, дарит здоровье, тепло. Именно поэтому славяне добавляли к некоторым словам эпитет "красный": весна красна, красное лето, красна девица. В их одежде было много узоров, вышитых красными нитками.

Ребята, а еще весной прилетают из теплых краев птицы. Таких птиц называют – перелетные.

Кто из вас помнит названия перелетных птиц?

(ответы детей)

Молодцы. Давайте посмотрим этих птиц на картинках и сравним с городскими. Подумайте, чем же эти птицы отличаются от городских?

- Да, у них клювик длиннее, чем у городских.

Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому что этим птицам приходится добывать пищу в водоемах, в коре деревьев, в траве. Именно поэтому клювики у них длинные.

По народным приметам и поверьям считается, что первыми в наши края прилетают жаворонки. Поэтому именно с этими птицами связывают приход весны. А чтобы помочь птицам принести на крыльях весну люди в день весеннего равноденствия 22 марта пекли жаворонков из теста. Затем выходили на улицы с жаворонками и пели весенние заклички. Например, такие.

Жаворонушки,

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Жаворонок- жаворонок

Из-за моря к нам лети

Весну красную неси

С тёплым солнышком

С пшеничным зёрнышком

Жаворонок, жаворонок

Возьми себе зиму

А нам отдай весну

Возьми себе сани

А нам отдай телегу.

Воспитатель: И мы с вами будем продолжать учиться встречать весну по старинным русским традициям. Давайте рассмотрим жаворонков на картинке и научимся лепить этих птиц.

Ребята, хотите полетать как жаворонки?

Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный, синий). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т. е. свой цвет). Итак, полетели, полетели. на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.

Для того, чтоб испечь жаворонков нам понадобиться тесто.

- Кто знает, из чего делают тесто?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Их муки.

Но у нас сегодня нет теста и я предлагаю вам слепить наших жаворонков из пластилина. Перед тем как лепить давайте поиграем.

Протяните наши ладошки

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки,

Испеку два пряничка!

Кушай, кушай мамочка!

Вкусные два пряничка.

И ребяток приглашу,

Пирожками угощу.

Молодцы!

Возьмите по кусочку. Сделайте из кусочка колбаску. Затем завяжите наши колбаски в узелок. С одной стороны, сформируем голову и вытянем клювик. С другой стороны, приплющим и сделаем хвостик. Сделаем надрезы на хвостике. Глаза сделаем из пшена. Наша птичка готова.

(Самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.

А что же делали с этими птичками?

Ответы детей.

(Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.)

Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц:

Жаворонок!

В наше небо залети

Нашу землю освети

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови.

Воспитатель: Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.

Ну а наши жаворонки порадуют наших близким и родных своей красотой и принесут на крыльях любовь и тепло в наши дома!

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, кого мы сегодня лепили?

Ответы детей: (Жаворонков)

Воспитатель: А как вы думаете, для чего мы их лепили?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы большие молодцы!

                                           

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых НОД "Профессия моей мечты" (старшая группа)

МБДОУ Детский сад №10»Сказка»Конспект НОДпо ознакомлению с трудом взрослых«Профессия моей мечты»(старшая группа)Составила и провела:воспитатель Силова Е.А.Цель изучения темы.Продолжать расширять предс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Золотая осень" в старшей группе

Интересное увлекательное путешествие  детей к осени, закрепление знаний о погодных явлениях и жизни зверей осенью....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий «Путешествие на Северный полюс»

Данное занятие предназначено для старшей группы детского сада. Целью его является знакомство с Арктической климатической зоной, живой и неживой природой крайнего севера, особенностями климата, природн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха старшей группы «Пауки»

Цель. Формировать представление о том,  что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убива...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальным окружением в старшей группе "Вот остался дома я один..."

Занятие может использоваться, как итоговое по теме "Безопасность", для закрепления правил пожарной безопасности. Для воспитания уважения к смелым людям - пожарным, которые приходят на помощь...