Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Уж небо осенью дышало"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Василенко Наталья Николаевна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Уж небо осенью дышало…»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Оборудование: демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Осень», картинки на магнитах с изображением осенних признаков; осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Методы: наглядные: рассматривание иллюстраций, показ, видео-презентация; словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения; практические: дидактические игры и упражнения.

Ход занятия

1.Организационный момент.

̶  Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, в какое время года мы будем путешествовать (чтение рассказа под музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года»).

«В лесу шуршали листья, и, казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям».

̶  О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?(Ответы детей).

̶  Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка «Времена года» П.И.Чайковского.

̶  Какие месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

̶Ребята, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идёт холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).

2.Основная часть занятия.

Игра «Подбери действие».

̶  Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный

Очень хочет поиграть:

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

̶  Предлагаю вам, отправиться на осеннюю полянку и поиграть в игру. Тот, кому я брошу мяч, отвечает на вопрос, а за правильный ответ получает осенний листочек.

Листья осенью (что делают?)  ̶  … (желтеют, опадают и т.д.).

Дождик осенью (что делает?)  ̶  … (моросит, идёт и т.д.).

Птицы осенью (что делают?)  ̶  … (улетают).

Деревья осенью (что делают?)  ̶  ...(роняют листья).

Звери осенью (что делают? ) ̶  ... (готовятся к зиме, меняют шубки).

̶  Молодцы, ребята! Все старались отвечать и получить осенний листочек.  Давайте поиграем с осенними листочками.( Дети берут по два листочка и по показу выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения):

Дует, дует ветер,
Дует-задувает. Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке, Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки! Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет.

— Какой прекрасный  осенний букет у нас получилось собрать! А теперь предлагаю, немножечко размять свои пальчики.

Пальчиковая игра «Осень, осень» (пальчиковая гимнастика)

  Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

  Приходи!                                              зажимаем кулаки по очереди

  Осень, осень,                                        трем ладошки друг о друга

  Погляди!                                               ладони на щеки

  Листья желтые кружатся,                   плавное движение ладонями

  Тихо на землю ложатся.                     ладони гладят по коленям

   Солнце нас уже не греет,                   сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

   Ветер дует все сильнее,                     синхронно наклоняем руки в разные стороны

   К югу полетели птицы,                      «птица» из двух скрещенных рук

   Дождик к нам в окно стучится.         барабанить пальцами по    ладоням                                                                                                                         

   Шапки, куртки надеваем                    имитируем

   И ботинки обуваем.                             топаем ногами

   Знаем месяцы:                                     ладони стучат по коленям

   Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        кулак, ребро, ладонь.

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

(Звучит музыка ветра и воспитатель обращает внимание на разбросанные цветные листья в группе.)

— Ребята, посмотрите, ветер к нам залетал и разбросал листочки, посмотрите, какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку.(На листья наклеены сюжетные картинки, изображающие осенние признаки).

—Ребята, придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы все листочки соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»).

(Наступила осень. Солнышко всё реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, жёлтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идёт холодный дождик. Птицы собираются и улетают в тёплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.)

3.Итог занятия.

— Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Наше занятие подошло к концу, скажите:

— О каком времени года мы говорили на занятии?

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конспекта по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к звёздам»

Программное содержание: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о звёздах, созвездиях. Развивать воображение, связную речь....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:"Зимующие птицы".

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки ...

Конспект образовательной ситуации по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Есть такая профессия Эколог».

Цель:Формирование представления о профессии Эколог.Задачи:Познакомить с профессией Эколог.Рассказать о том, что профессия Эколога затрагивает все сферы жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированн...

Непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в тундру».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство применения экспериментирования в детском са...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...