Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Василенко Наталья Николаевна

Цели:

1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:«Царство лекарственных растений».
Цели:

1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.
3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.
4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.
5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать самостоятельность суждений.

Оборудование: компакт-диск с записью музыки природы, кроссворд, картинки лекарственных растений.
Ход занятия:

1.Вводная часть. (Организация детей, беседа, обьяснение.)

Тему нашего  занятия, ребята, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вот кроссворд – он пока пустой. В конверте – карточки с загадками. Я буду наугад доставать карточки с загадками, а вы – их отгадывать.

1. В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
 (Береза)

2. В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый.
 (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленькие (куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на Новый год зимой
Срубили на опушке и привезли домой.
 (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка – то букет, и душистей веток нет.
 (Сирень)

7. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
 (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, осенью – красными ягодами? (Рябина)

Какое ключевое слово получилось? Сегодня  мы будем говорить не просто о растениях, а о лекарственных растениях.

2.Основная часть. (Беседа, объяснение).

Лето замечательная пора! В это время года многие стремятся за город. Ведь, скучно сидеть в душной комнате и еще того хуже смотреть телевизор.
Герои, какого мультфильма могут отправиться вместе с нами на прогулку. Назовите этих героев.(Демонстрация фрагмента из мультфима).
Зайчик и Медвежонок тоже решили отправиться на прогулку. Куда же им пойти?
Медвежонок: Предлагаю пойти в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок…
Зайчик: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.
Медвежонок: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.
Зайчик: Смотри, Медвежонок какой-то старичок сидит.
Медвежонок: Да, это же старичок - Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок: Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Ребята, помогите Зайчику и Медвежонку вспомнить правила поведения в лесу.
Лесовичок: Правила поведения в лесу знаете хорошо. Милости прошу к нам гости.
Медвежонок: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.
Зайчик: Кусается? Знаю, знаю эту «кусачку». Ребята, отгадайте что это?
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же …
(Крапива).
Медвежонок: Хочешь сказать, что эта «жгучка» может еще и нужная?
Зайчик: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.
(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)
(
Звучит музыка)

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая, Все знают, что крапива – лекарственное растение.
Медвежонок: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?
Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Зайчик: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Медвежонок: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?
Воспитатель: Ребята ответят на твой вопрос.
Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.
Воспитатель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (Ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:
«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.»
Воспитатель:: А сейчас устроим привал. Искупаемся в реке

Физкультминутка
«Тихо плещется вода».

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. 
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. 
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. 
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. 
(Дети садятся)

Воспитатель: Пока отдыхаем на берегу реки, выполним задание в группах.
У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветки или соцветия? (липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка лекарственная, пижма, кукурузные рыльца)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка)

У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина)

Почему в бане парятся березовым веником? (В листьях березы содержатся фитонциды – вещества, убивающие болезнетворные микробы)

Медвежонок: Помнишь, Зайчик, когда я простудился, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.
Зайчик: Ты прав, Медвежонок.
Воспитатель: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера.
Медвежонок: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе расскажет. (Дотрагивается волшебной палочкой) (Звучит музыка)
Мать-и-мачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Я очень хорошо помогаю от кашля.
Воспитатель: Спасибо тебе мать-и-мачеха. Ребята, а почему это растение получило такое название?
Медвежонок: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, Зайчик, тут какие цветы.
Зайчик: Это ароматные ландыши!
Медвежонок: Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?
Зайчик: Сейчас узнаем (Волшебной палочкой дотрагивается)
Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыша цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, Улучшают работу сердца.
Медвежонок: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой

воде.
А теперь, ребята, проверим, как вы знаете лекарственные растения.

Игра-викторина
1. Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).
3. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти.
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
Воспитатель: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?
Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли.
Я хочу рассказать вам о Красной книге. Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы .Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.
Медвежонок: Что же делать?
Воспитатель: Мы с ребятами ответим на твой вопрос.
Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.
По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные (птицы, рыбы, насекомые, звери).
Давайте подведем итог нашего занятия!

3.Заключительная часть. (Беседа, похвала)

Медвежонок: Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите.
Воспитатель: Верно, включают в такую книгу не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает.
Зайчик: Мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду. И обязательно, расскажем с Медвежонком нашим соседям в лесу об этом.
Воспитатель:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Дети, посмотрите сколько нового, мы сегодня узнали, какие же вы молодцы!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты"

Занятие проводится для формирования у детей представления об овощах и фруктах, закрепления умений узнавать и различать овощи и фрукты, побуждения к выссказыванию полными предложениями....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»

Задачи:1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем...

Презентация по теме "Комнатные растения" для занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Данная презентация позволяет познакомить детей с ТНР с названиями и внешним видом комнатных растений.Закрепить правила ухода за ними. Вызвать интерес и желание ухаживать за комнатными растениями, соде...