КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Анатольевна Гинатулина

Конспект для развития познавательно-исследовательской деятельности,        формирование навыков экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_forum.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШКОЛА  № 27 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ"

ГОРОДСКОГО ОКРУГА  САМАРА

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»

                                                             Педагог ДО

                                                                     Гинатулина Е.А.

Самара 2022г.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности,        формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

1.  Закрепление знаний детей о свойстве и значении воды в жизни человека.

2. Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

4. Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

1. Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

2. Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения, действовать в группе.

Предварительная работа:

1.Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы.

2. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам

3. Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

4. Чтение художественной литературы по теме «Вода»

5.Рассматривание  иллюстраций.

5. Рассматривание глобуса, карты мира

6.Заучивание стихотворений, отгадывание загадок о воде.

7. Наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды.

8. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд,         окрашивание воды, изготовление мозаики из цветного льда, «инея»).

9. Дидактические игры: «Купание куклы», «Где спряталась рыбка?»,

    «Соберем капельки», «Вода – не вода».

10. Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для         куклы», «Постираем бельё для куклы».

11. Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется»,

    «Ходят капельки по кругу»

Оборудование: Глобус, корабль, ноутбук, презентация карточки для игры «кому нужна вода»(животные, люди, растения, птицы, рыбы и т.д.), карточки для игры «вода-хорошо, вода-плохо» (стирка, мытье посуды, наводнение, тонущий человек, человек поскальзывается на воде или льду и т.д), банка с водой, для опытов пластиковые стаканчики, ложечки, соль, сахар, вода, , салфетки, стаканчики с  водой, краски, медальки - капельки по количеству детей.

Ход образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

Организационный момент:

Ребята, к нам сегодня пришли гости.

Давайте поздороваемся.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»,

«Здравствуйте и Добрый день»

Говорить нам всем не лень.»

Дети под музыку входят в группу и встают в круг

Здороваются с гостями.

2

Ребята, посмотрите, что я вам  сегодня принесла. Вы узнали что это?

Что мы можем увидеть на глобусе?

Крутит глобус : Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего?

А как вы думаете, что он обозначает?

Рассматривают глобус, отвечают на вопросы воспитателя

Это глобус. Глобус модель земного шара. Так из космоса выглядит наша земля.

На глобусе можем увидеть разные страны, нашу страну.

На глобусе больше всего синего и голубого цвета.

Синим и голубым цветом обозначена вода – моря и океаны.

3

 Предлагаю отгадать загадки.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

«Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу» (вода)

Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить? ( о воде) «Правильно ребята, говорить мы будем о воде!

Дети стоят перед воспитателем, проявляют интерес к предстоящей теме занятия. Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы воспитателя 

Делают вывод о теме занятия

4

« Я – веселая капелька воды по имени Капитошка. Я очень люблю путешествовать и уже облетела всю планету. Вы знаете как называется наша планета? Повсюду воду называют волшебной. Вы, я знаю, ребята умные. Помогите мне ответить на вопрос: «Почему Вода – Волшебница?»

Капитошка прислала нам также свою фотографию. (Слайд 1 )

Ребята, поможем Капитошке?

Рассматривают слайд

Принимают решение помочь Капитошке

5

Предлагаю вам отправиться в путешествие в Царство воды. Закройте глазки, я произнесу волшебные слова:

«Раз, два, повернитесь, в Царстве воды окажитесь» (звучит запись «Песня воды»)

Открывайте глазки, мы на месте.

Создана игровая ситуация для детей.

Дети закрывают глаза, слушают запись «Песнь воды»

6

Скажите, ребята, где же обитает вода в природе?

Дидактическая игра:

Как назвать воду в море – морская,

- в реке                              - в океане

 - в роднике

-  в болоте

-  в озере

Худ.слово:         

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране»

ответы детей

Подбирают прилагательные к слову вода

7

Кому нужна вода для жизни? А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?

 

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животные, растения, человек и т.д.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке.

8

Всему живому в том числе и растениям нужна вода. Ребята, а вы знаете почему вода – это хорошо?

Воду мы пьем, моемся, стираем, моем посуду, поливаем цветы, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.

9

А сейчас предлагаю поиграть.

ИГРА « МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Играют в игру

« МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

10

Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты изучению свойств воды. Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

11

Посмотрите, наша лаборатория к работе готова. Чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила поведения: не разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его указаниям, делать выводы.

Слушают правила.

Занимают свои места.

12

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЛОДОЧКА»

«Две ладошки я прижму Соединить ладошки в форме «лодочки»

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья Делать волнообразные движения руками

Это лодочка моя.

Паруса подниму У соединенных вместе рук поднять вверх

Синим морем поплыву. Большие пальцы рук.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.»

Выполняют пальчиковую гимнастику

согласно тексту

Опыт 1. Вода не имеет формы

13

- Ребята, а теперь посмотрите, у нас на столах есть предметы шар и кубик какой они формы?

- Правильно, а если я помещу кубик в емкость, он изменит свою форму?

- А если  шар, он поменяет свою форму?

- Правильно. А что произойдет с водой если её налить в банку, какой формы она станет?

Предложить аккуратно переливать воду из одного емкости в другую. Льётся вода? Почему?

Дети отвечают:

- Шар круглый, а кубик квадратный.

- Нет.

- Нет.

Вода принимает форму сосуда в который её наливают.

Дети сами проводят опыты

Потому, что она жидкая

Вывод: вода – это жидкость,  принимает форму того сосуда, который заполняет

Опыт 2. Вода бесцветная.

14

На столе стоят два стакана, один с водой, другой с какао. Предлагаю поместить за стакан с водой книгу , потом   за стакан с какао.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: за стаканом какао книги  не видно, а за  стаканом с водой ее видно. Вместе с воспитателем формулируют ещё вывод: чистая вода прозрачна.

15

Физкультминутка «Капельки и тучки»

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки.. Игра проводится 2-3 раза.

Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки» испарилась.

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса»

16

Ребята, возьмите стаканы и попробуйте воду. Расскажите, какая вода по вкусу?

Возьмите ложечки и добавьте  в воду сахар ( соль) . Размешайте, попробуйте воду.

Какие изменения произошли с водой?

Безвкусная

Дети сами проводят опыты

В воду добавили соль (сахар), потому что вода стала соленой (сладкой).

Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.

Опыт №4 Вода не имеет запаха.

17

Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики ароматное ( лимон, мята) масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

– Вода ничем не пахнет.

Дети определяют запах воды с добавлением масел

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

18

Ребята, давайте с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Дождь» 

- Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

Дети хором произносят слова, выполняя при этом движения.

Вытягивают руки вверх, ладонями вниз.

Встряхивают кистями рук

Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, поднимают руки выше

Руки опускают вниз, приседают, наклоняют головы

Встают, вытягивают руки вперед ладонями вверх

19

Предлагаем детям самостоятельно поэкспериментировать с красками и водой

Дети сами проводят опыты

20

Молодцы, ребята!

Сегодня на занятии мы с вами узнали много нового о воде. Давайте вспомним и повторим свойства воды. Какая она вода?

- Правильно, дети, молодцы! Мне сегодня понравилось как  вы работали , внимательно меня слушали и хорошо отвечали на вопросы

Понравилось вам проводить опыты? Будем ещё делать эксперименты?

Дети отвечают:

- Жидкая, прозрачная, легко льется, принимает форму сосуда, в который её наливают; принимает цвет красителя.

- Да

21

Капитошке очень понравилось, как вы занимались: как много знаете о Воде Волшебнице, правильно отвечали на вопросы, сами проводили опыты. Капитошка дарит вам на память волшебные капельки-медали.

Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Вручение детям медалей

Дети получают награду.

22

На этом наше занятие закончено. Давайте с вами вернемся в наш детский сад, для этого нужно закрыть глазки и скажем:

«Раз, два, повернитесь, в детском садике окажитесь»

Вот мы с вами вернулись в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Вода-это жизнь"

Путешествие в царство Водяного.Просмотр иллюстраций, загадки о воде....

Конспект интегрированной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Фруктовая лаборатория».

Формирование привычки здорового  образа жизни; закрепление названий фруктов, знаний свойств воздуха; развитие интереса к экспериментированию....

Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему : «Чудесная лаборатория профессора Чудакова»

Опытная деятельность в детском саду осуществляется в совместной с педагогом деятельности или в форме самостоятельных занятий. На протяжении пяти лет обучения в дошкольном образовательном учреждении в ...

конспект интегрированной НОД (опытно-экспериментальная, изобразительная) для детей 6-7 лет

Конспент интегрированной НОД (опытно-экспериментальная, изобразительная) для детей 6-7 лет по теме: Онлайн курсы для дошклольников "Плотность воды"....

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...