«Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру

Татьяна Александровна Ручина

Одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

 Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Практикум: «Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

     

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                           Ручина Т.А.

г.Москва г.Троицк

25.01.2018г.

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий
  • формирование целостной картины мира
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи
  • развитие речи, памяти, творческого воображения

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи)
  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой)
  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает)
  4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях)
  5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.)
  6. Неожиданные, смелые варианты решений

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.)

Примеры вопросов для обсуждения:

  • как помешать медведю развалить теремок;
  • как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
  • как рассказать сказку без слов;
  • как нарисовать без красок;
  • где найти лето зимой;
  • как не испачкать пол грязными подошвами ботинок

У этого метода много общего с обычной беседой, но есть и отличия:

- обсуждаются ситуации, из которых, на первый взгляд, нет реального выхода;

- каждый участник должен предложить свой вариант решения проблемы;

- принимаются самые абсурдные идеи, исключаются критика и оценки «правильно», «неправильно»;

- из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально;

- результаты обсуждения приводят к продуктивной деятельности: рисование, коллаж, сочинение сказки, составление схемы

Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кобалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д.

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета (Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка. Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)

Примеры заданий:

  • изобрази повадки кошки во время охоты на воробья
  • изобрази свою походку в папиных ботинках
  • представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки

«Метод фокальных объектов»

Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

Примеры:

  • Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
  • Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи

Суть – берётся образ, к нему примеряются свойства других объектов, предметов, которые оказываются совершенно неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Например, 3 объекта: из природного мира, из рукотворного мира, нематериальное понятие. Наиболее удачны качественные характеристики.

Объект: цветок.

1) слон: толстый, неуклюжий, ушастый;

2) велосипед: складной, двухколёсный;

3) солнышко: лучистое, ласковое.

Как выглядит неуклюжий цветок? Когда цветок можно назвать ушастым? и т.д.

«Системный анализ» (системный оператор)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Значение системного анализа:

  • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
  • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы

«Кольца Луллия»

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:

  • малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.)
  • средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.)
  • большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.)

Примеры:

  • Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.
  • Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?»

Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).

Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.

«Данетка»

Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.

- Этот овощ растет у нас на даче?

- Его кладут в борщ?

- Он красный?..

Аналогично можно задумывать все, что угодно:

 - Какое имя я загадал?

- Какую часть одежды я задумал?

- Какую сказку я загадал?

- Какого героя мультфильма я загадал?

- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?

 «Золотая рыбка»

Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:

  • старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация
  • поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут

«Моделирование маленькими человечками»

Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение




Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников

Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)

laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, на­блюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

«Использование эвристической технологии в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

В данной статье рассматривается педагогическая технология направленная на формирование своей точки зрения у детей дошкольного возраста, своей позиции, своего миропонимания, активизации творческого воо...

Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)

Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов  по познавательно-исследовательской деятельности....